Варианты решения |
Участники / Уровни бюджетов |
Федеральный бюджет |
Региональный бюджет |
Сумма выплат |
|
Распределение по бюджетам на 2001 г., % |
40 |
60 |
|
1.1 |
ОАО «Саханефтегаз» |
200 |
(301) |
501 |
1.2 |
ОАО «Сургутнефтегаз» |
24,4 |
36,6 |
61 |
|
Распределение по бюджетам на 2004 г., % |
100 |
0 |
|
2 |
Проведение нового конкурса в 2004г. |
³ 200[4] |
0 |
³ 200 |
5. Общие условия задачи
В данном случае задача состоит из решения следующих вопросов:
1) расчёт затрат, понесённых каждой из сторон из средств федерального и регионального бюджетов;
2) расчёт потенциальных выгод каждого из возможных вариантов решения.
Общие условия федеральным собственником определялись следующим образом. Суммарные доходы, вместе с платежами по лицензии и остальными положительными эффектами, не должны быть ниже понесённых затрат на геологоразведочные и другие работы (произведенные за счет государства) и являться экономически выгодными для всех участников отношений недропользования.
Графически данное условие выглядит следующим образом:
Схема 1. Условия общей задачи денежных потоков в процессе недропользования
6. Этапы решения задачи. Введение новых параметров
И поэтапно Василий Николаевич определил параметры каждой из задач, которые в виде таблицы можно представить следующим образом:
Таблица №2. Совокупность затрат и расходов в процессе геологоразведочных работ, выдачи лицензии, разработки месторождения и транспортировки продуктов нефти и газа относительно государственных бюджетов федерального и регионального уровней (где (-) – означает затраты, (+) – выгоды).
Этапы |
Затраты и доходы от освоения месторождения |
Федеральный бюджет |
Региональный бюджет |
|
Первый |
Затраты на геологоразведочные работы |
— |
— |
|
Второй |
Цена конкурса Распределение по бюджетам 1) 40:60% (2001г.) 2) 100:0% (2004г.) |
1) + 2) + |
1) + 2) 0 + возможные субвенции[5] из федерального бюджета |
|
Третий |
Выплаты по бюджетам в процессе разработки месторождения |
+ |
+ |
|
Четвёртый |
Социальная ответственность недропользователя |
М.б. (+) или 0 |
М.б. (+) или 0 |
|
Пятый |
Результаты освоения месторождения |
Использование продуктов нефти в РС(Я) |
|
Выгода от использования продуктов нефти (в котельных и др.) по внутренним ценам (-) цена, (+) платежи населения за ЖКХ. |
Шестой |
Транспортировка нефти на экспорт |
+ |
+ или м.б. субвенции из федерального бюджета |
|
Итого |
Сумма затрат и доходов по освоению месторождения должна отвечать следующим условиям |
³ 0 |
³ 0 |
____________________________________________________________________________
При этом возможность количественного расчёта некоторых из коэффициентов будет считаться не возможной в рамках кейса, поскольку мы в праве утверждать, что платежи могут иметь место, но фактически быть не обязаны. Либо определяется сложностью выделения денежных потоков от конкретной деятельности в общем денежном потоке (например, выделение платежей использования продуктов нефти от платежей населения за ЖКХ). /Примечание автора/
Первый этап. Оценка себестоимости геологоразведочных работ
Интегрально затраты на геологоразведочные работы Талаканского месторождения являются суммой следующих составляющих:
1) затраты государственного бюджета времен СССР;
2) затраты бюджета Республики Саха (Якутия).
Однако, на сегодня представить общую сумму затрат на геологоразведочные работы по освоению Талаканского, да и многих других российских месторождений, сложно, в виду изменения экономических условий в стране и многих других внешних и внутренних факторов.
В этой связи принимаем следующее предположение: исходя из анализа экономической деятельности западных компаний, затраты на геологоразведочные работы оценим как величину порядка 10-20% от реализованной стоимости нефти[[6]].
Извлекаемые запасы Талаканского месторождения оценены в 124,2 млн. тонн. Это означает, что затраты на его разведку по мировым ценам можно оценить, как минимум, в ________млн. $ (здесь следует определиться с предполагаемой ценой нефти).
При этом необходимо иметь в виду, что геофизические работы и глубокое бурение в условиях крайнего Севера - Якутии всегда стоили много (часто, в 3-4- раза) дороже, чем даже в Западной Сибири. Поэтому можно предположить, что реальные затраты на разведку Талаканского месторождения следует оценить не меньше, чем в ________млн. $.
Задание. Найти сумму затрат на геологоразведочные работы Талаканского месторождения.
Условно принимаемые данные задачи:
- Затраты на геологоразведочные работы = 10 % от реализованной стоимости нефти;
- Себестоимость нефти 6$ за баррель;
- Найти затраты на разведку тонны нефти, если 7 баррелей составляют 1 тонну;
- Извлекаемые запасы Талаканского месторождения = 124,2 млн. тонн
- Затраты применительно к условиям Севера принять в 3 раза более дорогими.
Второй этап. Цена конкурса
В сводную таблицу сумм выплат в бюджеты федерального и регионального уровней (Таблица №1) можно внести некоторые коррективы в 3-ий вариант «Проведение нового конкурса (аукциона) в 2004г.». Он предусматривает возможные определённые выплаты – субвенции из федерального бюджета в региональный бюджет.
Согласно ФЗ «О недрах» (ст. 40) минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации.
Задание: определить согласно ФЗ «О недрах» минимальный размер разового платежа за лицензию на разработку месторождения исходя из следующих данных:
1. Уровень добычи нефти на Талаканском месторождении на период с 2003-2010 гг.
Таблица – 2. Фактический и плановый уровень добычи нефти на Талаканском месторождении.
Годы разработки |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2015 |
2020 |
Уровень добычи, тыс. тонн |
223,5 |
194 |
258,5 |
250 |
352 |
346 |
346 |
3695 |
9236 |
9763 |
2. Принять уровень налоговой ставки НДПИ равной 2082 руб. за тонну (по данным на 2006 г.).
3. Курс доллара считать равным 26 руб.
Вопрос: Насколько, по Вашему мнению, российская практика расчёта минимального размера разового платежа за лицензию на разработку месторождения является экономически обоснованной?
Третий этап. Выплаты по бюджетам в процессе разработки месторождения
(1) Федеральные налоги
Акциз
Налоговые ставки подакцизного минерального сырья на территории Российской Федерации составляют «Нефть и стабильный газовый конденсат» - 66 руб. за тонну.
Задание: рассчитать сумму акцизных платежей в федеральный бюджет во временном интервале 2003 – 2010 гг. При условии, что курс доллара составляет 26 рублей.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налоговая ставка НДПИ – 2082 руб. за тонну на 2006 г.
Задание: рассчитать сумму НДПИ в федеральный бюджет во временном интервале 2003-2010 гг. (в долларах).
(2) Региональные налоги:
Налог на имущество организаций, транспортный налог.
(3) Местные налоги
Земельный налог.
Четвёртый этап. Социальная ответственность компаний
Приведем выдержки из интервью с Президентом Республики Саха (Якутия) Штыровым В.А., связанные с оценкой социальной ответственности конкретных компаний, действующих на территории Республики.
О социальной ответственности ОАО « НК ЮКОС»
Штыров говорил «… о необходимости компенсировать республике недополученные средства через социальную программу. Построить, например, конкретное количество современных школ в сёлах республики, или жилые дома для бюджетников. М. Ходорковский (глава ОАО «НК ЮКОС») посмотрел на меня снисходительно, по-моему, даже всерьёз не воспринял мои слова, поглядел с выражением: может дать ему что-нибудь, чтоб отстал. С той встречи я понял, что от этой компании республике пользы не будет. Её хозяева, похоже, считали главным для себя взять как можно быстрее и больше от «приватизированных» недр, не беспокоясь о том, что останется после них».
О социальной ответственности ОАО «Сургутнефтегаз»
«…Мы приветствовали приход в республику компании ОАО «Сургутнефтегаз», зарекомендовавшей себя в Западной Сибири как социально ответственная структура. Получив временную лицензию на право пользования центральным блоком Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения … «Сургутнефтегаз» сразу немедленно принялся за обустройство базы в Витиме (населённого пункта близ Талаканского месторождения)… За несколько месяцев было сделано больше, чем прежними недропользователями за годы. Параллельно с производственными проблемами компания стала решать социальные задачи. «Сургутнефтегаз» подписал 2 соглашения: с правительством республики и муниципальным образованием «Ленский улус». В рамках 2-го в г. Ленске построен 43-квартирный жилой дом (80 млн. руб.). Впервые за 15 лет квартиры получили бюджетники: врачи, учителя, ветераны войны. В рамках первого соглашения компания начинает строить здание республиканской сельхозакадемии (300 млн. руб.). …Обязательство компании построить в г. Мирном Якутский институт нефтяной промышленности. Делается генеральный план Витима, который станет базовым для «Сургутнефтегаз». В городе и промыслам будут проложены дороги. Планируется построить аэропорт, способный принимать все типы самолётов в Ленском районе компания намеревается построить школы, больницы, спортивный комплекс…»
Пятый этап. Использование продуктов нефти в РС(Я)
Вся нефть, добываемая на месторождении, в сыром виде сжигается на местных котельных. В этой связи, правомерно считать определёнными выгодами для региона использования нефти в государственных нуждах РС(Я) по контрактным ценам.
Контрактные цены на сырую нефть.
В структуре цен на нефть более 50% занимает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При формировании контрактных цен на нефть учтены материальные затраты предприятий с учётом индексов дефляторов Министерства экономического развития РС(Я).
Структура контрактной цены нефти сырой на 2006г. поставляемые для государственных нужд РС(Я) составляют: НДПИ – 2082 руб. за тонну + 2266 руб. за тонну (затраты + прибыль) = 4348 руб. за тонну — контрактная цена сырой нефти ОАО «Сургутнефтегаз».
Задание: найти сумму выгод регионального бюджета покупки нефти по контрактным ценам относительно покупки нефти по рыночным ценам во временном интервале 2003 – 2010 гг. Объём использования нефти в государственных нуждах считать фиксированным в размере 200 тыс. тонн. Условно принимаемая цена за баррель 58$.
Шестой этап. Транспортировка нефти на экспорт
Транспортировка нефти на экспорт планируется после 2010 года, вместе с вводом в эксплуатацию нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Данный этап приведен для полноты организационно-технологического представления процессов освоения месторождений и развития нефтегазового комплекса и в рассматриваемом расчете в количественных оценках не фигурирует.
ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ
Исходя из проведённого количественного и качественного анализа, обосновать и/или опровергнуть каждый из возможных решений дилеммы.
[1] Стадии разработки месторождения (РД 153-39.0-109-01): поиски; разведка, начало бурения скважин; опытно-промышленная разработка; промышленная разработка (рост добычи, отбор основных запасов, падение добычи, доразработка).
[2] Топливно-энергетический баланс Республики Саха (Якутия) / Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия), Институт физико-технических проблем Севера СО РАН: [науч. руководитель и отв. исп. д.т.н. Н.А. Петров]. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 2005. – стр. 56-61
[3] Извлекаемые запасы - часть геологических запасов, извлечение которых из недр на дату подсчета запасов экономически эффективно в условиях конкурентного рынка при рациональном использовании современных технических средств и технологии добычи с учетом соблюдения требований по охране недр и окружающей среды.
Геологические запасы - количество нефти, газа, конденсата, находящееся в недрах.
[4] начальная стоимость месторождения на предполагаемом конкурсе в 2004 г. при случае аннулирования конкурса 2001 г.
[5] Субвенция - целевое пособие, вид государственного содействия местным органам власти или отраслям хозяйства для решения определенных задач. В случае нарушения условий предоставления субвенция подлежит возврату. Выдача субвенций предполагает долевое участие центрального правительства в финансировании. При этом местные органы власти обязаны израсходовать сверх суммы выделенной субвенции определенную сумму собственных средств, что стимулирует местные органы власти в изыскании дополнительных источников дохода. Субвенции используются как средство контроля, усиливают зависимость местных органов от власти центра.
[6] Конторович А., член президиума СО РАН, директор ИГНГ СО РАН, академик. «Талакан и будущее нефтяной промышленности Якутии» // газета «Якутия», 15 мая 2001 г.
Страницы: 1, 2