По окончании второго этапа на обороте первого листа ГТД должна быть сделана запись «проверено», проставлена дата, время окончания проверки, подпись, оттиск личной номерной печати лица, проводившего проверку, после чего декларация передается на следующий этап таможенного оформления.
Третьим этапом таможенного оформления является этап валютного контроля и контроля таможенной стоимости. На этом этапе проводится:
- проверка наличия всех документов, необходимых для целей проведения валютного контроля,
- проверка соответствия условий внешнеторгового договора и иных документов, на основании которых производится таможенное оформление, требованиям действующего валютного законодательства,
- проверка соответствия сведений, заявленных в ГТД, информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля.
В случае возникновения необходимости, должностное лицо таможенного органа, производящее таможенное оформление и контроль на данном этапе, вправе произвести сбор дополнительной информации, необходимой для выяснения обстоятельств, повлиявших на цену сделки, а также — для подтверждения всех элементов таможенной стоимости или для обоснования оценки товара по установленным методам. В ходе таможенного оформления может производиться также корректировка таможенной стоимости и размера таможенных платежей, внесение соответствующих изменений в ГТД, а также в подаваемую для этих целей декларацию таможенной стоимости.
В случае обнаружения в ходе проверки нарушений валютного законодательства, борьба с которыми не входит в компетенцию таможенных органов, должностное лицо, проводящее проверку, обязано передать соответствующую информацию в специализированное подразделение по валютному контролю.
После завершения производства таможенного оформления на данном этапе на обратной стороне первого листа ГТД делается запись «проверено», проставляется дата, время окончания проверки, подпись, оттиск личной номерной печати и декларация передается на следующий (четвертый) этап.
На четвертом этапе — этапе контроля таможенных платежей — производится проверка наличие у лица, ответственного за уплату таможенных платежей, задолженности по их уплате, а также и по уплате процентов за использованную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей по ранее произведенным поставкам, а также сумм штрафов в случае совершения этим лицом нарушений таможенных правил. При выявлении наличия такой задолженности товары и транспортные средства подлежат выпуску только после ее полного погашения.
Проверке подлежит правильность заполнения ГТД и ее электронной копии, полноты и достоверности заявленных в них сведений в части, влияющей на исчисление таможенных платежей. Проверяются также обоснованность заявленных тарифных и налоговых льгот и преференций (в случае их заявления), производится тщательная проверка документов, определяющих заявленные льготы либо устанавливающие особый порядок исчисления и уплаты таможенных платежей.
Проверяется также фактическое поступление денежных средств на счет таможенного органа к моменту таможенного оформления. Если со стороны специализированного подразделения таможенного органа, осуществляющего
контроль и учет таможенных платежей, нет подтверждения о поступлении денежных средств, которые должны были уже поступить на счета таможенного органа к моменту таможенного оформления, то производится начисление пени за просрочку уплаты таможенных платежей.
После совершения указанных выше проверок должностное лицо, осуществляющее производство таможенного оформления на данном этапе, делает запись «проверено», проставляет дату, время окончания проверки, свою подпись, личную номерную печать и передает декларацию на следующий этап.
И, наконец, пятый этап таможенного оформления — этап досмотра товаров и их выпуска. На данном этапе производится проверка прохождения всех предыдущих этапов таможенного оформления и, в случае принятия решения о проведении досмотра товаров, — такой досмотр. Досмотр проводится с обязательным фиксированием его результатов.
Выпуск товаров и транспортных средств может осуществляться как после проведения досмотра, так и без досмотра, если обязательный досмотр нормативными актами ГТК России не установлен, а необходимость его проведения в данном конкретном случае не выявлена. В обязательном порядке таможенный досмотр должен проводиться;
а) в отношении подакцизных товаров;
б) в отношении товаров, заявленных в товаросопроводительных документах как различного рода безалкогольные напитки, продукты питания, табак, стекло, обувь и другие товары, близкие по наименованию к подакцизным товарам;
в) в отношении товаров, перевозимых транспортными организациями, ранее допустившими нарушения таможенных правил;
г) в отношении товаров, перевозимых транспортом, принадлежащим физическим лицам.
Во всех остальных случаях досмотр производится по усмотрению должностных лиц таможенных органов, производящих таможенное оформление.
Процедура таможенного оформления с применением ГТД завершается принятием решения о возможности выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с заявленным режимом либо о невозможности выпуска таких товаров и транспортных средств.
Решение о выпуске принимается начальником отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможни (таможенного поста), либо должностным лицом, на это специально уполномоченным, и подтверждается проставлением на ГТД и на товаросопроводительном документе (накладной и пр.) штампа «Выпуск разрешен». Штамп и номер ГТД на товаросопроводительном документе должны быть заверены личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, производившего выпуск товара.
Если же в процессе производства таможенного оформления на одном из этапов устанавливается невозможность выпуска товара, то вместо записи «Проверено» должна быть сделана запись «Выпуску не подлежит» и кратко указана причина, по которой не может быть осуществлен выпуск. Решение о невыпуске может приниматься только начальником отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможни (таможенного поста) либо лицом, его замещающим. При этом на товаросопроводительных документах и на самой ГТД проставляется штамп «Выпуск запрещен».
Грузовая таможенная декларация в случае неосуществления вывоза товара, выпущенного в соответствии с таможенным режимом экспорта, либо иным режимом, условия отказа от которого допускают возможность оставления товара на таможенной территории РФ и свободного распоряжения таким товаром при его фактическом предъявлении таможенному органу на основании письменного обращения в таможенный орган лица, его перемещающего, и с письменного разрешения начальника таможни может быть аннулирована. Однако таможенные сборы за произведенное таможенное оформление возврату не подлежат. Помимо ГТД на практике широко применяются и другие виды таможенных деклараций.
Так, при помещении товаров на склад временного хранения применяется уже упоминавшаяся нами ранее краткая декларация, в которой отражаются все сведения о товаре, позволяющие его идентифицировать на стадии временного хранения.
Еще пример. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РФ «О таможенном тарифе, таможенный орган, производящий таможенное оформление, должен осуществлять контроль за правильностью определения декларантом таможенной стоимости товаров, включая правильность применения выбранного метода определения таможенной стоимости (это понятие раскрыто ниже). Для этих целей используется так называемая декларация таможенной стоимости, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом ГТК России от 5 января 1994 г. № 1. Такую декларацию обязаны заполнять все лица, ввозящие в Российскую Федерацию товары, за исключением физических лиц, ввозящих товары не для коммерческих целей.
Приказом ГТК России от 25 января 1999 г. № 38 утверждена форма таможенной декларации ТД-6, которую должны заполнять физические лица при перемещении ими товаров в соответствии с упрощенным (льготным) порядком. Данная форма декларации была введена вместо существовавшей ранее декларации для физических лиц по форме Т-6.
Декларирование же физическими лицами пересылаемых в упрощенном льготном порядке товаров осуществляется путем подачи в таможенный орган заявления лица в письменном виде, составленного по форме, приведенной в Приложении к Приказу ГТК России от 24 ноября 1999 г. № 815 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации».
Образец декларации на ввоз в Россию автомобилей содержится в Приложении к Правилам перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденными Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. № 814.
Таможенная декларация подается в сроки, устанавливаемые ГТК России (ст. 171 ТК РФ). При этом эти сроки не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств таможенному органу. Въезжающие на таможенную территорию России порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров, подлежат декларированию не позднее 3 часов после пересечения таможенной границы России, а выезжающие из России транспортные средства — не позднее чем за три часа до пресечения таможенной границы.
Иные сроки для подачи таможенной декларации установлены в случае перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров не для коммерческих целей в сопровождаемом ими багаже: таможенная декларация в этом случае подается в таможенный орган одновременно с представлением самих товаров.
Таможенная декларация принимается таможенным органом в порядке, определяемом ГТК России. При этом, согласно ч. 3 ст. 175 ТК РФ, таможенный орган не вправе отказать в принятии таможенной декларации.
Заключение
Таможенное оформление является одним из разделов таможенного права. В него входит основной институт, три предметных института: предварительные операции, временное хранение и декларирование, а также два вспомогательных института: таможенный брокер и таможенный перевозчик, имеющих непосредственное отношение к таможенному оформлению. Проделав данную работы и решив поставленные в ней задачи мы можем сделать выводы о том, что вопросы таможенного оформления не являются исчерпывающими. Они, в условиях возрастающей внешнеэкономической деятельности государства являются наиболее приоритетными в своём качественном развитии для повышения эффективности всего таможенного дела, что является одним из существенных показателей в повышении качества уровня таможенной политики и всей внешнеэкономической деятельности государства.
Список использованной литературы
1. Таможенный Кодекс Российской Федерации
2. Таможенная конвенция 1975 года «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП»
3. Борисов К.Г. Международное таможенное право – М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1997
4. Драганов В.Г. Основы таможенного дела – М.: Экономика, 1998
5. Пресняков В.Ю. Таможенная политика России – М.: РИО РТА, 1996
6. Тимошенко И.В. Таможенное право России – Ростов н/Д.:Феникс,2001
7. Шишаев А.И. Международная торговля – М.: ЦЭМ, 1998
[1] Таможенный Кодекс Российской Федерации п.15 ст.18
[2] Тимошенко И.В. Таможенное право России – Ростов н/Д.: Феникс, 2001 г стр. 326