Неудовлетворительной назвал Г.Греф структуру малого предпринимательства в РФ. Подавляющая часть малых компаний занята в сфере торговли – на нее приходится более 72% оборота всех малых предприятий, на втором месте промышленность и строительство (13,6%), и менее 10% остается малому бизнесу всех остальных отраслей. Следовательно, стимулирование развития малого бизнеса в здравоохранении, образовании, ЖКХ, сфере транспорта и связи – это важнейшая задача, что должно быть прописано в стратегиях развития данных секторов, уверен министр.[2]
Государственная поддержка малого предпринимательства нашла свое отражение в проекте стратегии развития России до 2020 года. Эта стратегия предусматривает сокращение численности малых предприятий сферы торговли к 2020 году до 25%, то есть в два раза по сравнению с 2007 годом; рост количества малых предприятий в сфере услуг до 30%, то есть в два раза по сравнению с 2007 годом; увеличение числа предприятий в сфере науки и информационных технологий в пять раз, до 10%; также в пять раз увеличение малого бизнеса сферы здравоохранения и социальных услуг, то есть до 5% к 2020 году.
5.1.1. Основные факторы конкурентоспособности малого бизнеса.
Один из них – доступ малого бизнеса к финансовым ресурсам. Общая потребность малого предпринимательства в финансовых ресурсов составляет 1 трлн рублей, на сегодняшний день она удовлетворена лишь на 20%. Темпы прироста объема предоставляемых малому бизнесу кредитов в 2006 году составил 148%. Для обеспечения доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам в 31 субъекте РФ при софинансировании из федерального бюджета были созданы гарантийные фонды, общая сумма кредитных договоров и договоров лизинга при содействии этих фондов на 1 апреля 2007 года составила 1,2 млрд рублей. Формирование региональных гарантийных является приоритетным направлением финансовой поддержки малого бизнеса, к концу 2008 года такие фонды будут созданы в подавляющем большинстве регионов.
Второй фактор конкурентоспособности – доступ малого бизнеса к объектам инфраструктуры. Для облегчения доступа малого бизнеса к нежилым помещениям были разработаны изменения в ФЗ о приватизации государственного и муниципального имущества, которые предусматривают предоставлением малым предприятиям права рассрочки платежа до трех лет и уменьшение величины задатка в два раза.
Решением проблемы высокой стоимости аренды для начинающих предпринимателей - деятельность бизнес-инкубаторов. За 2005-2006 гг. было реализовано 83 таких проекта, до конца 2007 года общее количество финансируемых объектов достигнет 120. Уже начали работать 29 бизнес-инкубаторов с общим объемом площадей в 73,5 тыс. кв. м. Будут создаваться бизнес-инкубаторы в особых экономических зонах и технопарках. К 2010-2011 гг. планируется довести общее количество бизнес-инкубаторов в РФ до 500. Кроме того, потенциал расширения доступа малого бизнеса к объектам инфраструктуры заложен во взаимодействии с крупными предприятиями. Размещение заказов крупных компаний в сфере малого бизнеса – важнейший фактор развития малого бизнеса.
Фактором конкурентоспособности малого предпринимательства является и доступ к электросетям. МЭРТ был внесен в правительство ряд предложений по регулированию платы за присоединение к электросетям, в том числе по внесению изменений в Налоговый кодекс. Расходы малых компаний на присоединение к электрическим сетям следует учитывать в составе затрат, относимых на себестоимость. Кроме того, необходимо наладить выплату субсидий за счет федерального бюджета или резко снизить размер платы при присоединении малого бизнеса к электросетям.
Не менее важен для малого бизнеса и человеческий капитал. Основные направления поддержки малого бизнеса в данном отношении – это помощь предпринимателям в повышении собственной квалификации, а также популяризация предпринимательства среди школьников и студентов. Особое значение имеет создание бизнес-инкубаторов при ведущих вузах. В целях пропаганды малого предпринимательства важно учреждение Дня предпринимательства (26 мая).
Также для повышения конкурентоспособности малого бизнеса особенно важно поддерживать развитие инноваций в данной сфере. По инициативе правительства было создано пять региональных венчурных фондов с общим объемом 2,2 млрд рублей для финансирования малых предприятий в научно-технической сфере. До конца 2007 года 400 млн рублей было проинвестировано в виде венчурного капитала в малые инновационные компании. В течение этого года планируется завершить создание еще 13 венчурных фондов для финансирования малого бизнеса, их капитализация составит на конец 2007 года 6,4 млрд рублей. В части совершенствования госрегулирования в сфере малого предпринимательства следует радикально изменить контрольно-надзорное законодательство, полностью отказавшись от плановых проверок.
Кроме того, необходимо отметить обязательное применение ККМ для предпринимателей, выплачивающих ЕНВД. Большая роль среди факторов конкурентоспособности малого бизнеса отводится и мерам господдержки этого сектора экономики. Объем средств федерального бюджета, направляемых на эти цели, за три года вырос в 2,5 раза, аналогичная ситуация и в регионах. В 2008-2010 гг. этот объем будет увеличен, подчеркнул министр. Сегодня 76 субъектов РФ принимают участие в реализации федеральной программы поддержки малого бизнеса, но 12 регионов за три года не принимали участия ни в одном мероприятии в рамках этой программы (Еврейская автономная область, Камчатская, Псковская, Сахалинская области, Ненецкий, Таймырский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, республики Алтая, Хакасия, Хабаровский край). Среди самых активных регионов министр отметил Москву, Татарстан, Калугу, Томскую область, Санкт-Петербург.
5.2 Статистика по малым предприятиям Самарской губернии.
На начало 2008 года в Приволжском федеральном округе было зарегистрировано 191,4 тыс. малых предприятий по видам экономической деятельности, что составляет 119,2% к их количеству на конец 2005 года.
В 2007 году оборот малых предприятий целом по Приволжскому федеральному округу составил — 2336097,5 млн. рублей, что на 53,5% больше уровня 2005 года.
По данным статистики, на территории Самарской области зарегистрировано 27600 малых предприятий (37% от общего числа предприятий и организаций). Отчет о деятельности смогли предоставить лишь 17500 МП, остальные, по мнению руководителя облстата Г.Чудилина, либо не работают, либо вообще являются "мертвыми душами".[3]
Если в начале 90-х самарские малые предприятия большей частью представляли торговый и посреднический бизнес, то ныне 12,4% из них занимаются промышленным производством, 15,7% - строительством, 2,3% - здравоохранением, 2% - наукой и ее обслуживанием. Торговлю и общественное питание представляют 52,1% малых предприятий. Почти 95% малых предприятий - предприятия частной собственности.
На малых предприятиях области работает 198,6 тыс. человек (14% от всех занятых в экономике области). Из них в торговле - 40%, промышленности - 21%, строительстве - 20%. Фонд начисленной зарплаты работникам всех категорий составил 2483,6 млн. руб. Кстати, среднемесячная зарплата работников МП пока невелика - 1216 руб. (на крупных предприятиях - 2390 руб.).
В периферийных южных и северных районах области бизнес вообще находится в зачаточном состоянии. Ресурсов областной программы поддержки предпринимательства хватает лишь на несколько крупных инвестиционных проектов. В небольших населенных пунктах отсутствует информационная, юридическая, организационная поддержка предпринимателей. А без этого невозможно даже начать свое дело.
Самарской области в 2008 году направлены заявки для участия в федеральном конкурсе по предоставлению субсидий бюджетам субъектов РФ для создания и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (бизнес – инкубаторов).
Заявки области на сумму 70 млн 600 тыс. рублей признаны победителями конкурса по проектам: «создание бизнес – инкубатора в Самаре с привлечением средств федерального бюджета в размере 44 100 тыс. рублей»; «создание бизнес-инкубатора в Нефтегорском районе с привлечением средств федерального бюджета в размере 6 500 тыс. рублей»; «оснащение I пускового комплекса бизнес-инкубатора в Тольятти с привлечением средств федерального бюджета в размере 15 000 тыс. рублей»; «развитие производственного бизнес-инкубатора в Кинель-Черкасском районе с привлечением средств федерального бюджета в размере 5 000 тыс. рублей».
Отметим, что средства федерального бюджета предоставляются субъектам Российской Федерации на конкурсной основе при условии софинансирования за счет областного бюджета.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Сельский лад»
1. Технико-экономическая характеристика ООО «Сельский лад».
В данной работе будет рассмотрено торговое предприятие «Сельский лад». Предприятие находится в г. Похвистнево Похвистневского района по адресу: ул. Комсомольская, 19. Предприятие было образовано в 1995 году в виде ЧП, затем реорганизовано на основании учредительного договора от 5.02.2002 года одним учредителем с суммой уставного капитала в размере 10000 тыс. руб. Сейчас по своей организационно-правовой форме оно является обществом с ограниченной ответственностью. ООО «Сельский лад» действует на основании Устава.
Миссия организации- предоставление людям качественных товаров в ассортименте и по ценам достаточным для постоянного наращивания экономического потенциала предприятия.
Основной вид деятельности ООО «Сельский лад»- коммерческая, торгово-закупочная деятельность товарами народного потребления.
ООО «Сельский лад» занимается продажей следующих видов товара:
· моющие средства;
· средства личной гигиены;
· оргтехника;
· бытовая техника;
· посуда;
· продукты питания.
Режим работы ООО «Сельского лада»:
Понедельник-пятница с 9 часов до 18 часов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9