Телекоммуникационные проекты в образовании

2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

 

2.1. Организация проектной деятельности учащихся в сетях. Этапы

работы над телекоммуникационным проектом.

 

Отечественные и зарубежные школы имеют уже почти 20-летний опыт проведения телекоммуникационных про­ектов. За это время ученые и педагоги-практики разрабо­тали, провели и проанализировали эффективность не­скольких тысяч различных по тематике, срокам проведе­ния, количеству учащихся и используемым учебным ма­териалам проектов. На основе этих данных учеными были выделены некоторые типы наиболее часто проводимых телекоммуникационных проектов, знание которых может оказать существенную помощь педагогам при разработке новых проектов и координации деятельности учащихся в группах. К ним относятся прежде всего исследовательские проекты, чаще в сочетании с типическими особенностя­ми практико-ориентированных проектов. Большой попу­лярностью у учащихся пользуются творческие проекты. Однако и такие проекты, равно как и приключенческие, предусматривают в качестве обязательного компонента проектной деятельности исследования в той или иной об­ласти. Ребятам нравится видеть практический результат своей совместной деятельности: будь то газета, альбом, видеофильм, компьютерная программа, реферат, сцена­рий фильма или драматизации, аналитический материал или еще что-либо, но обязательно оформленное в конеч­ный продукт, представляющий собой материальное воп­лощение их совместной творческой, исследовательской, аналитической деятельности.

Мы привели здесь типологию проектов (см. ч. I, гл. 2, занятие 6) с общедидактических позиций. По каждому учебному предмету может быть разработана собственная классификация возможных проектов, далее детализиру­ющая дидактическую классификацию с учетом специфи­ческих особенностей каждого предмета. Такая классифи­кация позволяет, не блуждая в потемках, четко опреде­лив тот или иной тип намечаемого проекта, правильно структурировать его, четко определить цели, как конеч­ные, так и промежуточные, определить методы исследо­вания, виды творческой или игровой деятельности, оп­ределить те знания, умения, навыки, которые потребу­ются учащимся для выполнения совместной проектной работы. Другими словами, знание типологии проектов дает учителю возможность наиболее рационально и эф­фективно организовать совместную деятельность учащих­ся. Особенно это касается телекоммуникационных проек­тов, в которых задействованы многие и многие учащиеся из разных школ, регионов, а подчас и стран. Здесь нужна четкая согласованность действий разных коллективов, и одним из инструментов, помогающих понять сущность планируемой работы над проектом, обеспечить взаимо­понимание между партнерами, является общепринятая типология проектов.

Для примера можно привести разработанную канд. пед. наук М.Ю. Бухаркиной типологию проектов по ино­странным языкам.

I. Языковые (лингвистические) телекоммуникационные проекты.

1. Обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных ре­чевых навыков и умений.

2. Лингвистические, направленные на изучение языко­вых особенностей; изучение языковых реалий (идиом, неологизмов, сленга и т.п.), изучение фольклора.

3. Филологические, направленные на изучение этимо­логии слов, литературные исследования,  исследования историко-фольклорных проблем, творческие.

II. Культурологические (страноведческие) проекты.

Культурологические (страноведческие) проекты пред­полагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более продвинутом уровне владения языком посред­ством организации межкультурного общения с целью оз­накомления с культурой, историей, этнографией, геогра­фией, экономикой, политикой, государственным устрой­ством стран-партнеров, искусством, литературой, архи­тектурой, традициями и бытом народов и т.д. Проекты этого типа носят ярко выраженный исследовательский ха­рактер. Их целесообразно проводить с носителями языка, т.е. эти проекты больше подходят именно для телекомму­никационных международных проектов. Иностранный язык здесь выступает в роли средства общении; естествен­ная языковая среда способствует формированию потреб­ности использования иностранного языка как средства коммуникации. С точки зрения содержания культурологические про­екты могут иметь разные тематические направления.

1. Историко-географические, знакомящие с историей страны, города, местности; с географией страны, горо­да, местности.

2. Этнографические, нацеленные на изучение традиций и быта народов, народного творчества, этнического со­става народа, проживающего на данной территории, на­циональных особенностей культуры разных народов и т.д.

3. Политические, цель которых — ознакомление с госу­дарственным устройством стран, политическими партия­ми и  общественными  организациями,  со  средствами массовой информации и их влиянием на государствен­ную политику, законодательством страны и т.д.

4. Посвященные проблемам искусства, литературы, ар­хитектуры, культуры страны изучаемого языка.

5. Экономические, посвященные проблемам финансо­вой и денежной системы, налогообложения, инфляции и т.д.

III. Игровые и ролево-игровые проекты.

Ролево-игровые и игровые проекты, так же как и культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языком посред­ством организации межкультурного общения на двух последних уровнях усвоения языкового материала (уро­вень применения по аналогии, уровень творческого при­менения). Такие проекты также наиболее интересны, когда они организуются как международные телекомму­никационные.

С содержательной точки зрения игровые и ролево-иг­ровые проекты могут быть следующих типов.

Воображаемые путешествия, которые могут преследо­вать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалого­вым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умени­ям и навыкам из других областей знаний.

Имитационно-деловые, моделирующие профессиональ­ные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречаю­щейся в жизни.

Драматизированные, нацеленные на изучение литера­турных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся.

Имитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов, учителей и др.).

Все виды проектов, если это международные проек­ты, ведутся на иностранном, в большинстве своем анг­лийском языке, и потому предстаатяют помимо возмож­ности реализации дидактических или методических задач дополнительный интерес, поскольку они создают усло­вия .для реальной языковой среды, на базе которой фор­мируется потребность общения на иностранном языке, потребность в изучении иностранного языка.

Почти все виды проектов предусматривают использо­вание исследовательских методов для решения заложен­ной в них проблемы.

Любой телекоммуникационный проект проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются. В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом.

1.  Организационный

Он включает представление и поиск партнеров. Как правило, занимает от одной до нескольких недель.

2. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта Включает определение целей и задач (зачем я зате­ваю этот проект, что мои ученики узнают и чему на­учатся по завершении работы над этим проектом), об­суждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. ка­кие конкретно темы будущих проектов помогут моим ученикам получить определенную информацию, при­обрести необходимые навыки, каков общий план рабо­ты над конкретным проектом, обеспечивающий дости­жение поставленной мною задачи). Этот этап проводит­ся состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект междуна­родный).

3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время

Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично или но сети). Если проект международный, то, учитывая разницу в методических подходах партнеров разных стран к решению одних и тех же учебных задач, этот этап можно опустить, по­скольку непонимание предмета обсуждения с обеих сторон часто ведет к прекращению всяких контактен. Лучше предоставить каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках привычных для него мето­дических концепций.

4, Структурирование проекта  с выделением  подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых ма­териалов

Общий простой план становится развернутым, выде­ляются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, опре­деляются планируемые результаты и способы их реше­ния, оформления.

5.  Работа над проектом

Тщательно разработанные задания для каждой группы (по 2 — 5 человек) учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмеши­ваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мне­ниями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.

6,  Подведение итогов, оформление результатов

На этом этапе группы (в отдельности или совместно с партнерами, по заранее достигнутой договоренности) обобщают результаты своей работы, оформляют их в виде книги, журнала, видеофильма, других продуктов своего творческого исследовательского труда.

7.  Презентация проекта

Готовый и оформленный проект должен пройти зак­лючительный этап презентации в классе, телеконферен­ции в Интернет, на школьной конференции, как решат участники проекта. Конечно, речь идет о более или ме­нее крупных проектах или даже программах, которые выполняются не на одном - двух уроках, а занимают дос­таточно продолжительный отрезок времени. Результаты такого проекта вместе с его описанием могут быть раз­мещены на специальной Web-страницс своей школы или школы партнера в Интернет. Презентация всегда подра­зумевает дискуссию, возможность для участников пре­зентации задавать любые вопросы по теме исследования, творческой работы и получать аргументированные отве­ты со стороны разработчиков.


2.2. Отбор тематики, организация групп учащихся в сетях


Если учитель'приступает к организации телекоммуни­кационных проектов, ему следует начать с изучения ин­тересов учащихся, выбора тематики проектов и подго­товки учеников к работе. Проекты могут идти в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности, связанной с тем предметом, который учитель преподает. В то же время проекты могут быть междисциплинарные, вовлекающие в работу других учителей-предметников, и в этом случае они будут активизировать широкий круг . познавательных и творческих интересов учащихся. Нема­ловажным является также процесс соотнесения интере­сов учителей и учеников, выбирающих тему для прове­дения проекта, с практикой, с конкретными, подчас жизненно важными проблемами. Иначе: необходимо по­нять (и объяснить это учащимся), насколько интересы участников проекта являются актуальными для школы, района (города, региона и т.д.), где живут учащиеся, бу­дут ли актуальными и значимыми для других людей ре­зультаты, которые учащиеся получат в процессе работы над проектом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать