Теория личности

Вывод об организации – предположение, что конструкты человека организованы иерархически таким образом, чтобы минимизироать несовместимость и несоответствие.

Вывод о выборе – предположение, что, оказавшись перед выбором, люди выберут альтернативу, которая скорее всего либо расширит их понимание реальности, либо уточнит существующую конструктную систему.

Вывод о модуляции – предположение, что конструктная система человека изменяется в той мере, в какой он способен интерпретировать новые события или пересматривать старые.

Вывод о содружестве – предположение, что гармоничные межличностные взаимоотношения зависят от того, насколько люди понимают конструктные системы друг друга.

Диапазон применимости – диапазон событий, в котором отдельный конструкт может быть релевантен или применим.

Когнитивная теория – теория личности, которая придает особое значение когнитивным процессам (мышление, осознание, суждение) в понимании поведения человека.

Когнитивная сложность-простота – предел сложности или простоты системы личностных конструктов человека. Обычно относится к числу конструктов, предъявляемых лицом в Реп-тесте.

Констелляторный конструкт. Тип конструкта, который позволяет его элементам принадлежать одновременно другим сферам; однако, если элементы идентифицированы другим образом, они закреплены. Стереотипный тип мышления иллюстрирует этот тип конструкта.

Конструкт. См. личностный конструкт.

Конструктивный альтернативизм. Философское положение Келли о том, что люди способны к пересмотру или изменению своей интерпретации событий. Подразумевает также, что на объективную реальность можно посмотреть с разных точек зрения.

Личностный конструкт – категория мышления, посредством которой человек интерпретирует или истолковывает свой жизненый опыт. По крайней мере три элемента необходимы для формирования конструкта – два из них должны восприниматься как схожие, а третий элемент должен восприниматься как отличный от этих двух.

Подчиненный конструкт – личностный конструкт, который включается в категорию более общего конструкта.

Подчиняющий конструкт – личностный конструкт, который контролирует и включает в себя много разных конструктов.

Предполагающий конструкт – тип конструкта, который позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативные взгляды на мир.

Прогностическая эффективность – диапазон, в котором конструкт пригоден для осуществления человеком правильного прогнозирования какого-то события в своем окружении.

Проницаемость-непроницаемость – величина, относящаяся к вопросу о том, будут или не будут признаны новые элементы в пределах конструкта. Проницаемый конструкт принимает новую информацию в свой контекст; непроницаемый – нет.

Репертуарный тест ролевого конструкта – тест, разработанный Келли для оценки системы личностных конструктов индивида; также известен как Реп-тест.

Упредительный конструкт – тип конструкта, который стандартизирует («упреждает») свои элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне; например, использование этнических ярлыков.

Цикл ориентировка – выбор – исполнение. Процесс, в котором человек рассматривает несколько конструктов, прежде чем решить, как интерпретировать непривычное или неясное событие.

 

ГЛАВА 6.

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Гуманистическая психология – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Гуманистическая психология не представляет собой единой школы, но различные ее течения опираются на ряд общих положений: жизнь это то, что мы делаем из нее сами, каждому из нас брошен вызов, все мы стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире, люди – мыслящие существа, решающие и свободно выбирающие свои действия. Как видно из этих высказываний, гуманистическая психология в своей методологии опирается  на экзистенциальную философию. Особенно большое значение в психологии придается экзистенциальной концепции становления. Согласно этой концепции, человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Человек как свободное существо ответственен за реализацию как можно большего числа возможностей. Он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, стремление к росту, к самоактуализации является важнейшим качеством личности.

Гуманистическая психология как новое направление возникло в 60-х годах  прошлого столетия, явившись альтернативой двум важнейшим течениям, господствовавшим в психологии того времени – психоанализу и бихевиоризму. Название новому направлению было дано группой психологов под руководством Абрахама Маслоу. И именно Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности, его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, раскрывает основные положения, характерные для гуманистического направления.

АБРАХАМ МАСЛОУ: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

 
БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Маслоу родился 1 апреля 1908 года в Бруклине, Нью-Йорк. В детстве он чувствовал себя одиноким и несчастным, эмоционально отверженным родителями и сверстниками. Позже он писал, что «вырос в библиотеках, среди книг, без друзей» Получил психологическое образование в Университете Висконсина. Здесь же защитил докторскую диссертацию, изучая сексуальное и доминантное поведение приматов.В течение 14 лет (1937 – 1951) он работал на факультете бруклинского колледжа. В этот период Маслоу познакомился с известными европейскими психологами, такими как А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни, М.Вертгеймер, которые эмигрировали в Америку, спасаясь от Гитлера. Тесное общение с ними способствовало формированию интеллектуальной основы дальнейших гуманистических взглядов Маслоу. В 1951 году он перешел в Университет Брандейса на должность заведующего кафедрой психологии. С 1969 года стал работать в благотворительном фонде в Менлоу-парк, Калифорния. На этом посту он имел достаточно времени для удовлетворения своего интереса к философии, экономики, этики. В 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа.

Абрахам Маслоу был членом ряда профессиональных и почетных обществ. Он являлся председателем Отделения личности и социальной психологии, а также Отделения эстетики Американской психологической ассоциации. Он был редактором - основателем «Журнала гуманистической психологии» и «Журнала трансперсональной психологии» и являлся консультирующим редактором многочисленных периодических научных изданий. Большинство книг были написаны Маслоу  в последние 10 лет жизни.Это: «Religions, values and peak experiences» (1964); «The psychology of science» (1966); «Neurosis as a  failure» (1967); «A  theory of metamotivation: The biological rooting of the value-life» (1967); «Toward a psychology of being» (1968); «Motivation and personality» (1970).

 
ВЗГЛЯД ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ЛИЧНОСТЬ

Маслоу упрекал известные ему психологические теории за их «пессимистическое, негативное и ограниченное представление» о людях. Он полагал, что психология в большей мере имела дело с человеческими слабостями, а не с силой, более тщательно исследовала грехи, а не добродетели, психология смотрела на жизнь с точки зрения индивида, безнадежно пытающегося избежать боли, а не предпринимающего активные шаги в направлении радости и счастья. Где же психология, изучающая радость, здоровье, благополучие в той же мере, в которой она имеет дело с несчастьем, конфликтами, стыдом, враждебностью? Маслоу предпринял попытку восполнить картину целостной личности, обратившись к ее светлой, лучшей половине. При этом он исходил из следующих основных принципов:

·        человек это единое, уникальное, организованное целое;

·        природа человека не зла, а добра или по крайней мере нейтральна;

·        практически в каждом человеке есть активная воля «к здоровью, импульс к росту –  или к актуализации человеческого потенциала»;

·        в каждом человеке заложена способность к творчеству;

·        «психопатология является результатом отрицания, фрустрации или искажения сущностной природы человека», психопатологично «все, что нарушает, фрустрирует или искажает самоактуализацию.

К примеру, деструктивность и насилие не являются врожденными качествами. Люди становятся деструктивными в случае искажения, отвержения или фрустрации их внутренней природы.

 
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВСТАВИТЬ РИСУНОК

Согласно представлениям Маслоу, жизнь человека характеризуется постоянным наличием желаний или потребностей, и если удовлетворятся одна потребность, тут же появляется другая. Все потребности врожденные и организованы в иерархическую систему, то есть состоят из следующих ступеней:

·   Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде, сне, физической активности, одежде, жилище, отдыхе, сексе и др.). Они касаются непосредственно биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Хронически голодный человек скорее будет занят поисками хоть какой-то еды, чем сочинять музыку или делать карьеру;

·   Потребности безопасности включают в себя потребности в стабильности условий жизнедеятельности, уверенности в завтрашнем дне, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в избежании  страха, хаоса, болезней. Они влияют на поведение людей, что выражается  в предпочтении стабильной работы с хорошим заработком, открытии сберегательных счетов, приобретении страховки, чтобы обеспечить себя на случай болезни, безработицы или в старости;

·   Потребности привязанности и любви. Маслоу выделял два вида любви взрослых: дефицитарная, или Д-любовь, основанная на дефицитарной потребности – любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секса  или общества того, с кем мы не чувствуем себя одинокими, то есть это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Бытийная или Б-любовь – она не собственническая, не назойливая, без желания использовать или изменить другого человека, это любовь «бытия» другого, несмотря на его несовершенства. Но она поощряет в другом человеке его позитивные представления о себе и позволяет ему расти и совершенствоваться;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать