1.5. Расчёт численности производственных рабочих
К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР подвижного состава. Различают технологически необходимое (явочное) и штатное (списочное) число рабочих. Технологически необходимое число рабочих обеспечивает выполнение суточной, а штатное - годовой производственных программ по ТО и ТР [4, c. 46].
Технологически необходимое (Рт) и штатное (Рш) число рабочих рассчитывается по формулам:
Рт=Тгодi/Фт, (1.26)
Рш=Тгодi/Фш, (1.27)
где Тгодi –годовой объём работ по зоне ТО и ТР или участку, чел·ч;
Фт –годовой фонд времени технологически необходимого рабочего, ч;
Фш - годовой фонд времени штатного рабочего, ч.
В практике проектирования для расчёта технологически необходимого числа рабочих годовой фонд времени Фт принимают 2070 ч. -для производств с нормальными условиями труда, 1830 ч. –для производств с вредными условиями труда [4, c. 47]. Годовой фонд времени штатного рабочего определяет фактическое время отработанное исполнителем непосредственно на рабочем месте. Фонд времени штатного рабочего Фш меньше фонда технологического рабочего Фт за счёт выходных, праздничных дней, отпусков и невыходов рабочих по уважительным причинам (выполнение государственных обязанностей, по болезням и др.), принимаем: Фшм=1610 ч. – для маляров; Фшост=1820 ч. – для всех остальных рабочих [4, c. 48].
Для зоны ЕО количество рабочих равно:
Рт= (71500+4950):2070=36.9=37
Рш= (71500+4950):1820=42.0
Для зоны ТО-1 количество рабочих равно:
Рт= 37950:2070=18.33=19
Рш= 37950:1820=20.85=21
Для зоны ТО-2 количество рабочих равно:
Рт= 41643:2070=20.11=21
Рш=41643:1820=22.88=23
Годовой фонд времени технологического рабочего на постах ТР рассчитывается по формуле:
Фт=(Фт н.у.∙a+Фт вр.у∙b)/(a+b), (1.28)
a=31
b=13
где a,b –число работ с нормальными и вредными условиями труда, % (см. п.1.4).
Годовой фонд времени Фт на постах ТР:
Фт=(2070∙31+1830∙13):(31+13)=(64170+23790):44=1999.09=2000
Годовой фонд времени штатного рабочего на постах ТР рассчитывается по формуле:
d=8
c=36
Фш=(Фш ост∙с+Фш м∙d)/(c+d), (1.29)
где c,d –количество работ всех рабочих и маляров, % (п. 1.4).
Годовой фонд времени Фш на постах ТР:
Фш =(1820∙36+1610∙8):(36+8)=(65520+12880):44=1781.81=1782
Для постов ТР количество рабочих равно:
Рт = 52600:2000=26.3=27
Рш = 52600:1782=29.5=30
Годовой фонд времени технологического рабочего на участках ТР рассчитывается по формуле (1.28):
Фт =(2070∙52)+(1830∙4)∙(52+4)=(107640+7320):56=2052.8=2053
Фш =(1820∙56+1830∙0)∙(56+0)=1820
Рт =66948:2053=32.6=33
Рш =66947:1820=36.7=37
Таким образом, общее количество рабочих на ТО и ТР составит:
-технически необходимое – 27+33=60
-штатное – 30+37=67
1.6. Расчёт численности вспомогательных рабочих
Необходимое количество вспомогательных рабочих определяем по формуле (1.30)
Рвсп.=Твсп/Фш, (1.30)
Рвсп =58488:1820=32.1=33
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗОН,
УЧАСТКОВ И СКЛАДОВ
1.2. Расчёт постов и поточных линий
Более 50% объёма работ по ТО и ТР выполняется на постах. Поэтому в технологическом проектировании этот этап имеет важное значение, так как число постов в последующем во многом определяет выбор объёмно-планировочного решения предприятия.
2.1.1. Расчёт числа отдельных постов ТО
Исходными величинами для расчёта числа постов обслуживания служат ритм производства и такт поста.
Ритм производства Ri – это время, приходящееся в среднем на выпуск одного автомобиля из данного вида ТО, или интервал времени между выпусками двух последовательно обслуживаемых автомобилями из данной зоны [4, c. 52]:
Ri=60∙Тсм∙с/(Nic∙φ), (2.1)
где Тсм –продолжительность смены (при односменном рабочем дне Тсм=8 час, при двухсменном Тсм=7 час), час;
с –число смен
при ЕО
с=3
при ТО-1, ТО-2, Д-1 и Д-2
с=2
Nic –суточная производственная программа, ед;
φ –коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на пост (определяем по табл. 12 [7]):
φ=1.25 ЕО φ=1.13
Такт поста τi представляет собой время занятости поста. Оно складывается из времени простоя автомобиля под обслуживанием на данном посту и времени, связанного с установкой автомобиля на пост, вывешиванием его на подъёмнике и т.п. [4, c. 53]:
τi=60∙ti/Pп+tп , (2.2)
где ti –трудоёмкость работ данного вида обслуживания, выполняемого на посту, чел∙ч;
tп –время, затрачиваемое на передвижение автомобиля при установке его на пост и съезд с поста, tп=1…3 мин;
Pп –число рабочих, одновременно работающих на посту, определяем по табл.17 [7].
Ритм производства Ri , согласно формулы (2.1):
RЕОс =60∙7∙3:(196∙1.25)=1260:245=5.1=6
RЕОт =60∙7∙3:(28∙1.25)=1260:34=37
RТО-1 =60∙7∙2:(14∙1.13)=840:15.8=53.1=54
RТО-2 = 60∙7∙2:(4∙1.13)=840:4.5=186.6=187
RД-1 =60∙7∙2:(19∙1.13)=840:21.4=39.2=39
RД-2 = 60∙7∙2:(5∙1.13)=840:5.6=150
Для расчёта такта поста принимаем tп=2 мин; такт поста τi согласно формулы (2.2) равен:
Зона ЕО:
ЕОс:
уборочные: τЕОс =60∙1:2+2=60:4=15
моечные: τЕОс = 60∙1:1+2=60:3=20
заправочные: τЕос = 60∙1:1+2=60:3=20
контр.-диагност.: τЕОс =60∙1:1+2=60:3=20
ремонтные: τЕОс =60∙1:1+2=60:3=20
ЕОт:
уборочные: τЕОт = 60∙0.5:2+2=30:4=7.5
моечные: τЕОт = 60∙0.5:1+2=30:3=10
Зона ТО-1:
τТО-1 =60∙0.5:3+2=30:5=6
Зона ТО-2:
τТО-2 = 60∙0.5:3+2=30:5=6
Число постов обслуживания ХТО для зон ЕО и ТО-1 определяем по формуле:
(2.3)
Число постов обслуживания ХТОi для зоны ТО-2:
(2.4)
где 0,9 – коэффициент занятости постов (0,85 – 0,9).
Число постов обслуживания ХТО равно:
Зона ЕО:
ЕОс:
- уборочные: ХЕОс ==15:5.4=2.7=3
- моечные: ХЕОс ==20:5.4=3.7=4
- заправочные: ХЕОс ==20:5.4=3.7=4
- контр.-диагноз.: ХЕОс ==20:5.4=3.7=4
- ремонтные: ХЕОс ==20:5.4=3.7=4
ЕОт:
- уборочные: ХЕОт ==33.3:7.5=4.44
- моечные: ХЕОт ==33.3:10=33.3=4
Зона ТО-1: ХТО-1 = 33.3:6=55.5=6
Зона ТО-2: ХТО-2 = 33.3:6=55.5=6
При известном годовом объёме диагностических работ число диагностических постов рассчитывается по формуле [4, c.55]:
ХДi=TДi/Фп∙Рп= TДi/Драб г∙Тсм∙с∙ηД∙Рп, (2.5)
где TДi –годовой объём диагностических работ, чел∙ч;
ηД –коэффициент использования рабочего времени диагностического поста (0,6÷0,75).
ХД-1 = =4232:3504=1.2
ХД-2 =
2.1.2. Расчёт числа постов ТР
При этом расчёте число воздействий по ТР неизвестно, поэтому для расчёта числа постов ТР используют годовой объём постовых работ ТР.
Так как работа на постах ТР производится в 1 смену, то расчёт количества постов ХТР производится по формуле [4, c.60]:
ХТР , (2.13)
где ТТР –годовой объём работ, выполняемых на постах ТР, чел∙ч;
φТР –коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на посты ТР [7,табл.12];
КТР –коэффициент, учитывающий долю объёма работ, выполняемую на постах ТР в наиболее загруженную смену принимаем согласно [4, c.10];
КТР=0.6
ηп –коэффициент использования рабочего времени поста принимаем согласно [4, c.10];
ηп =0.8
с – 1 смена.
Тсм принимаем согласно [4, c.10]
Тсм= 8
Количество постов ХТР равно:
ХТР =
2.1.5. Расчёт постов ожидания
Посты ожидания – это посты, на которых автомобили, нуждающиеся в том или ином виде ТО и ТР, ожидают своей очереди для перехода на соответствующий пост или поточную линию. Эти посты обеспечивают бесперебойную работу зон ТО и ТР, устраняя в некоторой степени неравномерность поступления автомобилей на обслуживание и ТР. Кроме того, в холодное время года посты ожидания в закрытых помещениях обеспечивают обогрев автомобилей перед их обслуживанием [4, c.61].
Для постов ТО: Хож=0,2∙ХТО-1,ТО-2;
Для постов ТР: Хож=0,2∙ХТР;
Х ТО-1ож = 0.2∙6=1.2
Х ТО-2ож =0.2∙6=1.2
Х ТРож =0.2∙6=1.2