Поэтому я и решила разобраться в этих проблемах, изучить их как можно глубже [8, с. 240].
В ходе проведения работы мною была достигнута основная ее цель, т.е. я изучила теоретические основы технологий решения проблем наркомании среди молодежи.
Чтобы достигнуть выше изложенной цели, мне пришлось разрешить ряд, обусловленных ею задач.
Таким образом, я выяснила, что наркомания – это заболевание, возникшее в результате употребления наркотических средств и психотропных веществ, вызывающих в малых дозах эйфорию, а в больших дозах – одурманивание, наркотический сон, что она вызывает как физиологическое, так и психологическое привыкание. Один раз попробовав наркотик, - дороги назад нет! Наркомания приносит большие проблемы не только тому человеку, который употребляет наркотики и его близкому окружению, она является опасной для всего общества в целом (СПИД, демографические, криминальные, социальные, экономические и другие проблемы).
Изучая особенности современной наркологической ситуации среди учащейся молодежи, стало понятно, что молодежь – это самая уязвимая категория населения в этом плане. Здесь наблюдается постоянный рост количества зависимых от наркотиков. Особенно пугает тот факт, что с каждым годом возраст впервые принимающих наркотики неумолимо уменьшается. Конечно, это обусловлено рядом факторов, например, таких как общее социально-экономическое положение в нашей стране. Люди вынуждены «круглыми сутками» зарабатывать на свое существование, а значит времени на своих детей у них почти не остается (проблема гипоопеки). Получается, что наши дети социально ничем не заняты, фактически предоставлены сами себе! Также причиной употребления наркотиков могут стать и гиперопека, и социальное неблагополучие семей (алкоголики, наркоманы и пр.), безнадзорность и многое другое.
Т.о., видна объективная необходимость борьбы с наркоманией, особенно в молодежной среде (за ними будущее). А значит, нужно проводить реформирование всех сфер жизни общества, создавать специальные программы по борьбе с наркоманией, в рамках которых должны разрабатываться и использоваться эффективные технологии по решению социальных проблем.
Список литературы:
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр
«Академия», 2001. – 192 с.
2. Артюхов А.В., Захарчук В.А., Мосолова Е.М. Проблема наркомании среди молодежи крайнего севера и пути ее решения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - № 2, 1998. – с. 72-75
3. Васильков Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 440 с.
4. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как
самостоятельного метода оказания психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – № 3, 2000. – с. 11-17
5. Как снизить риск развития наркомании у подростков: методические рекомендации для родителей / Центр Мед. Реабилитации больных наркоманиями, - Барнаул: Азбука, 2002. – 21 с.
6. Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание /
Н.С. Курек; Научно-исследовательский институт наркологии Министерства
здравоохранения РФ. – СПб.: Алетейя, 2001. – 220 с.
7. Мигилева П.В. Опыт работы с детьми и семьями группы риска комплекса социальной поддержки детей и молодежи «Свет» г. Волжского // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – № 2, 2001. – с. 60-65
8. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., перераб. доп. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 416 с.
9. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общ. ред. д-ра социологич. наук, проф. А.Н. Гаранского. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.
10. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427с.
11. Тарасов Н.В. Наркомания: Опыт борьбы в США. – М.: ЮРКНИГА,
2004. – 184 с.
12. Тишин Е. А. Актуальные проблемы социального развития // Экономист. – № 4, 1997. – с. 15 – 19.
13. Шабалин В.В. Зависимое поведение школьников: психологическое
консультирование школьников и их родителей по проблеме зависимого поведения: Мед. Пресса, 2001. – 176 с.
14. Шапиро Б.Ю. Психосоциальное консультирование как технология
социальной работы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – № 3, 2001. – с. 3-17
15. Шиков И.Л., Куриленко Е.Н. Концепция содержания деятельности
регионального центра социальной поддержки молодежи г. Курска // Вестник
психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – № 3, 1999. – с. 76-83
Банк технологий
1. Психосоциальное консультирование
1) Общая характеристика технологии
Цели технологии:
§ во-первых, повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью;
§ во-вторых, развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности
§ т.е. конечная цель – это научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами
Объект технологии: молодежь в возрасте от 14 до 30 лет
Субъект технологии: консультирующий психолог, социальный работник
Принципы реализации социальной технологии:
- индивидуальный подход;
- клиентоцентризм;
- принцип опоры на собственные силы;
- компетентность специалиста, оказывающего помощь;
- принцип универсальности (исключает дискриминацию при оказании
помощи);
- конфиденциальность;
- толерантность (признание закономерности разнообразия клиентов и
терпимость к этому со стороны специалиста) и т.д.
Инструментарий технологии:
определенным образом построенная беседа, т.е. инструментами будут – слово, идеи, способы направленного воздействия на людей (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение), вербальное и невербальное воздействие и т.д.
Условия внедрения технологии:
- индивидуальный подход;
- заинтересованность;
- мотивированность;
- помещение;
- финансовые средства и т.д.
Апробация технологии: данная технология психологического консультирования используется примерно уже в течение 5-6 лет Наркологическим подростковым кабинетом Железнодорожного и Ленинского районов г. Барнаула.
Что касается результатов работы, то здесь очень сложно сказать что-либо точно, так как клиенты данного учреждения, как правило, становясь совершеннолетними, переходят под контроль других учреждений, поэтому проследить их дальнейший путь очень сложно, да и никаких статистических наблюдений данным учреждением не ведется.
Традиционно, данный Наркологический подростковый кабинет использует в своей деятельности следующие технологии:
- диагностика;
- консультирование психолога (психологическое);
- консультирование нарколога;
- индивидуальные психо-коррекционные занятия;
- семейное консультирование по проблемам, связанным с наркоманией и т.д.
Это традиционные технологии, которые, как правило, используются. Чаще всего, конечно, есть необходимость в появлении новых технологий, но нехватка финансирования не дает полноценно действовать в данном направлении.
2) Внедрение технологии
1. Инвентаризация
Психологическое консультирование как и любая другая технология требует огромного объема информации, специального ее отбора, знакомства с новейшими научными исследованиями.
На данном этапе необходимо всесторонне изучить проблему (как давно она возникла; ее специфику; особенности поведения клиента и т.д.), чтобы после способствовать правильному изменению поведения клиента с помощью специально подобранных для этого средств и методик, чтобы его жизнь стала продуктивнее, он мог испытывать удовлетворение от нее.
2. Конструирование ситуаций работы с клиентом
При конструировании ситуаций работы с клиентом можно использовать, например, следующие стадии помощи в решении проблемы:
1) Определение и пояснение проблемы
- помощь клиенту в изложении его истории;
- формулировка;
- активизация;
2) Формирование целей
- разработка нового сценария и набора целей;
- оценка целей;
- выбор целей для конкретных действий;
3) Осуществление действий
- выработка стратегий действий;
- выбор стратегий;
- реализация стратегий.
Эта последовательность не является строго обязательной, так как каждый случай конкретен. Что и определяет последовательность определенных этапов. И только конкретный специалист может обеспечить единый технологический процесс, принимая во внимании все специфические особенности конкретной проблемной ситуации.
3. Достижение фиксируемых результатов
При психологическом консультировании, прежде всего, необходимо способствовать изменению поведения клиента с помощью различных психологических методик так, чтобы он жил продуктивнее, испытывал удовлетворенность жизнью. А значит, консультанту нужно подобрать такие специфические средства воздействия, чтобы клиент нашел в себе силы справиться со своей проблемой, т.е., чтобы у него появилась определенная мотивация для борьбы, к примеру, с наркотической зависимостью.
Но, конечно, никаких определенных гарантий при использовании технологии психологического консультирования не имеется. Здесь все обусловлено каждым конкретным случаем, индивидуальными особенности как проблемы клиента, так и его самого.
4. Пример
Психологическое консультирование допускает использование широкого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта. Для примера, мы рассмотрим мотивирующую беседу как одну из таких моделей. Основные принципы мотивирующей беседы были разработаны в процессе работы с алкогольной зависимостью. Впервые их описал Миллер в 1983 году.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9