4) Ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;
5) Имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;
6) Ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий, в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием работнику в пользование;
7) Ущерб причинен работником, находившемся в нетрезвом состоянии.
В трудовом законодательстве различают два вида материальной ответственности – индивидуальную и коллективную.
При приеме на работу материально ответственных работников одновременно с трудовым договором заключается договор о полной материальной ответственности . Порядок и условия заключения договоров о полной материальной ответственности определены КЗоТ РФ, Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, организации. Согласно ст. 121 КЗоТ РФ письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены предприятием с работниками(достигшими 18-летнего возраста), занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей , перевозкой или применением переданных им ценностей(заведующие кассами, заведующие складами и их заместители, старшие кассиры, старшие контролеры и т.д.).
В магазине, на складе, другом торговом объекте, а также в их структурных подразделениях, преимущественно односменных, где заведующий имеет возможность постоянно контролировать действия каждого работника и движение товаров и отчитываться за них, может устанавливаться индивидуальная материальная ответственность заведующего.
При совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой , продажей( отпуском)перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить с ним договор о полной материальной ответственности, может вводиться коллективная(бригадная) материальная ответственность. Коллективная материальная ответственность устанавливается администрацией предприятия. Письменный договор о такой ответственности заключается между предприятием и всеми членами коллектива. Перечень работ, при выполнении которых может вводится коллективная материальная ответственность, условия ее применения утверждены Постановлением. Например, по выполнению кассовых операций.
Бригады с коллективной материальной ответственностью могут быть организованы на самостоятельных участках работы с бригадной организацией труда в отделах, подсобных помещениях на складах, в структурных подразделениях связанных с подготовкой товаров к продаже, изготовлением и реализацией продукции.
Состав бригад с материальной ответственностью определяется в зависимости от конкретных условий работы и типа предприятия.
Количество членов бригады в зависимости от конкретных условий работы и типа предприятия устанавливается в каждом конкретном случае администрацией предприятия, с тем чтобы обеспечивать надлежащую работу предприятия и высокую культуру обслуживания, взаимозаменяемость работников, а также возможность взаимного контроля членов бригады за сохранностью вверенных бригаде материальных ценностей и денежных средств, и не должно, как правило, превышать пятнадцати человек.
Руководство бригадой возлагается на бригадира (его заместителя), который является старшим по должности в бригаде и должен иметь соответствующее образование, достаточную квалификацию и опыт работы, необходимые организаторские способности и пользоваться доверием администрации и членов коллектива.
Материально ответственные работники наделены определенными правами и обязанностями. На администрацию тоже возлагается обязанности.
Согласно ст. 121 КЗоТ РФ размер причиненного предприятию ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных бухгалтерского учета, исходя из балансовой стоимости материальных ценностей за вычетом износа по установленным нормам. Возмещение ущерба работниками производится по распоряжению администрации предприятия путем удержания из заработной платы работника, но не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба и обращено к исполнителю не ранее 7 дней со дня сообщения об этом работнику. При каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, особо предусмотренных законодательством, 50% заработной платы, причитающейся к выплате работнику.
Привлечение работника или бригады к материальной ответственности производится администрацией после проведения тщательной проверки причин образования ущерба с учетом письменных объяснений, представленных работником(членами бригады), а в необходимых случаях также заключений специалистов.
Подлежащий возмещению ущерб, причиненный бригадой предприятию, распределяется между ее членами пропорционально месячному окладу и фактически проработанному времени за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба.
При исчислении размера возмещения ущерба в заработную плату не включаются премии, получаемые членами бригады, а также выходное пособие, компенсационные и другие выплаты, на которые согласно законодательству взыскание не обращается.
Письменный договор об индивидуальной или бригадной материальной ответственности работников за необеспечение сохранности ценностей , переданных им для хранения, обработки, продажи, перевозки или применения в процессе производства, заключается на основе типовых договоров применительно к конкретным условиям и особенностям предприятия, специфики работы материально ответственных лиц на данном предприятии.
Договор о материальной ответственности, заключаемый межу предприятием и работником (членами бригады), составляется в двух экземплярах и подписывается:
ü При индивидуальной материальной ответственности – руководителем или заместителем руководителя предприятия и работником;
ü При бригадной- руководителем предприятия, бригадиром и всеми членами бригады.
Первый экземпляр договора хранится у администрации , второй- у работника или бригадира. Последующие изменения вносятся администрацией в оба экземпляра договора.
3. Задача.
Открыто трех этажное торговое предприятие с подвальным помещением.
Осуществляет торговлю продовольственными и промышленными товарами.
Рассчитать весь цикл технологического оборудования.
Решение:
Открыто трех этажное торговое предприятие с подвальным помещением ОАО «Алиса» предназначенная для осуществления торговли как продовольственными так промышленными товарами и расположенное в центре города, что максимально его приближает к потенциальному потребителю.
Магазин «Алиса» имеет подвальное помещение, которое подразделяется на:
ü разгрузочные,
ü приемочные,
ü кладовые,
ü помещения для подготовки товаров к продаже.
Для осуществления технологического процесса по приемке, хранению и подготовке различных продовольственных и непродовольственных товаров в подвальных помещениях торговых предприятий применяют специальные столы, стеллажи, поддоны, контейнеры, подтоварники, столы для бракеража и другие типы оборудования.
На первом этаже предприятия осуществляется торговля продовольственными товарами, отдел самообслуживания. В торговом зале применяются горки, которые предназначены для выкладки и продажи товаров. По товарному профилю их подразделяют на универсальные и специализированные. Конструкция горок – сборно-разборная. Кассеты представляют собой емкости с ячейками для выкладки кондитерских изделий. Кассеты могут быть наполочными, установленными на полки, и навесными, закрепленными с помощью кронштейнов на опорных стойках. Корзины применяют для выкладки плодов и овощей. Корзины устанавливают на полки или навешивают на опорные стойки.
Универсальные горки для продажи продовольственных товаров имеют несколько полок с ценникодержателями.
Специализированные горки используют для продажи определенного ассортимента товаров. Горки для овощей и фруктов оборудованы проволочными корзинами. Горки для хлебобулочных изделий имеют наклонные полки для выкладки хлеба и подшкафник для хранения рабочего запаса. Полки с лицевой стороны оснащены высокими бортиками (чтобы хлеб не падал ), а подшкафник – небольшой полкой для сумок покупателей.
На втором этаже находятся отделы непродовольственными товарами. Для размещения, демонстрации и продажи готовой одежды служат вешала . По конструкции они бывают одноярусные, двухъярусные, стационарные и передвижные. Для выкладки и продажи различных продовольственных и непродовольственных товаров, упаковки и размещения кассовых машин используются прилавки и прилавки-витрины. Прилавок для отпуска товаров устанавливается на рабочем месте продавца и имеет с тыльной стороны выдвижные ящики или нишу. Прилавок с витриной имеет встроенную верхнюю часть из стекла для выкладки и демонстрации товаров. С внешней стороны прилавок оборудован неширокой полкой для сумок покупателей, а со стороны продавца – выдвижными ящиками, полками открытыми или с раздвижными дверцами для хранения товаров или инвентаря. Прилавок с пультом используют для размещения, демонстрации и продажи ювелирных изделий. Такие прилавки сверху остеклены, а внутри имеют выдвижные пульты.
На третьем находится кафе. В качестве приспособлений для выкладки товаров используют полки, кассеты, корзины, навесные витрины и др. Некоторые конструкции горок комплектуют решетчатыми проволочными полками.
На каждом этаже, в каждом отделе, имеются кассовые кабины, предназначены для расчетов с покупателями. К основным деталям кабины относятся; основание на опорных стойках, стенки, стол для контрольно-кассовой машины с выдвижными ящиками для денег и полкой для принадлежностей и кассовой ленты, полка для расчетов с покупателям.
Cписок используемой литературы.
1. Торговая техника «Издательство» Экономика Москва, 1975.
2. О.В. Паамбухчиянц «Технология розничной торговли» , М; 2006.
3. Оборудование торгового предприятия. Н.Т.Улейская., Р.И.Улейская.,Ростов н/Д ; Феникс , 2001.
4.Товароведение непродовольственных товаров. Н.С. Моисеенко.,Ростов н/Д ; Феникс. 2003.
Страницы: 1, 2