Оборот розничной торговли формируется по данным сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, которое проводится с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований малых организационных структур и вещевых, смешанных и продовольственных рынков, выборочных обследований индивидуальных предпринимателей в розничной торговле с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.
Оборот оптовой торговли - выручка от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне, в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи). Формируется по данным сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, которое проводится с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований малых предприятий с распространением данных на генеральную совокупность.
Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот розничной торговли торгующих организаций и оборот оптовой торговли досчитываются на объемы скрытой деятельности.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую предпринимательскую деятельность, должны руководствоваться положениями гражданского, налогового и трудового законодательства.
Торговля оказывает значительное влияние на развитие производства, поскольку наиболее оперативно реагирует на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля регулирует процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции с одной стороны, а с другой стороны – позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику уровня жизни населения. В частности, через экономическую составляющую товара - цену, можно судить об экономическом развитии и динамике инфляционных процессов в государстве ( Рисунок 3).
Рисунок 3. Индекс потребительских цен и изменение официальных курсов валют.
Индекс потребительских цен за 9 месяцев 2006 года составил 109,9% к аналогичному периоду прошлого года, тогда как ставка рефинансирования Центробанка 11,5%, что говорит о допустимом уровне изменения цен и некотором укрепление покупательской способности рубля.
Стабилизация экономической ситуации в стране, активизация проводимых реформ, ориентированных на установление рыночных отношений, и высокая адаптивная способность торговли к фактическим условиям хозяйствования все в большей степени привлекают иностранных инвесторов. Кроме того, одной из характерных особенностей торговли как отрасли экономики является высокая скорость оборота капитала. Объем иностранных инвестиций в торговлю увеличился за два последних года в два раза, и темп их прироста опережает темп прироста общей величины иностранных инвестиций в экономику России. В торговлю по данным Госкомстата в 2005 году поступило от иностранных инвесторов инвестиций в размере 20461 млн. долларов США, в структуре - 38,5% общих иностранных инвестиций. В сравнении с другими отраслями экономики это выводит торговлю на первое место по объему иностранных инвестиций, для сравнения по данным официальной статистики на обрабатывающую промышленность приходится 33,5% иностранных инвестиций. Однако только чуть более 3% иностранных инвестиций торговли приходится именно на розничную торговлю, основная же масса сосредоточена в оптовой торговле.
Несмотря на общестатистические показатели недостаток собственных финансовых средств и высокий процент по кредитам остаются одними из основных факторов, ограничивающими деловую активность розничной торговли ( Рисунок 4).
Рисунок 4. Факторы, ограничивающие деловую активность организаций розничной торговли
Оценка индекса предпринимательской уверенности организаций розничной торговли позволяет отметить тенденцию к стабилизации и разрешению проблем, связанных с внешними факторами. Однако в этой ситуации более острым стает вопрос, связанный с недвижимостью, большинство организаций розничной торговли размещаются в помещениях на правах аренды, и с целью экономии финансовых средств в арендных платежах ограничивают себя в торговых и складских помещениях. По результатам проведенного обследования в 2005 году 54% организаций розничной торговли основными факторами, ограничивающим деловую активность, обозначили недостаточный платежеспособной спрос, 52 % - высокий уровень налогов.
Важность вопроса в поиске компромиссного решения актуальных проблем, сдерживающих развитие торговых организаций, подтверждается их ролью в системе общественного воспроизводства.
Основной функцией торговли является реализация товаров. Однако для обеспечения конкурентоспособности с развитием рынка торговые организации должны оказывать ряд дополнительных сопутствующих реализации товаров услуг, связанные с доведением товаров до конечного потребителя. К этим функциям относятся следующие: маркетинговые исследования, изучение покупательского спроса на товары, консультационные услуги покупателям в выборе товаров, оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров «на дом» покупателю, прием заказов на товары, отсутствующие в продаже и другие. Объем и характер выполняемых торговой организацией функций зависит от ее обособленности, типа, размера, технической оснащенности, места расположения и других факторов.
Будучи формой товарного обращения, в
воспроизводственном процессе торговля выполняет свойственные обращению две
основные функции. Первая состоит в том, чтобы удовлетворить платежеспособные
потребности в продукции, производимой в целях
обмена и потому принимающей форму товара, а именно: потребности предприятий в
продукции производственно технического назначения, если речь идет об обращении
средств производства и личных потребностей всех членов общества, когда речь
идет о торговле предметами личного потребления. Путем обращения средств
производства происходит формирование материально - технической основы
производства (приобретается сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия,
закупается оборудование) необходимой для возмещения потребленных средств и
расширения масштабов производственной деятельности. Особенность сферы обращения
товаров личного потребления в воспроизводственном процессе выражается в том, что
на стадии купли - продажи она не зависит от производства. Товары переходят в
сферу потребления для удовлетворения личных материальных потребностей людей,
воспроизводства рабочей силы. Другой функцией торговли является возмещение в
деньгах стоимости товаров, вовлеченных в сферу товарного обращения (покрываются
издержки предприятий и обеспечивается возможность возобновления производства).
При этом важно отметить, что обе функции торговли проявляются одновременно: в
каждом акте обмена товаров осуществляется как удовлетворение платежеспособной
потребности, так и возмещение стоимости потребленных средств. Выступая как
единое целое, вышеуказанные функции не лишены противоречия. Данное противоречие
выражается в том, что первая функция отражает интересы потребителей, а вторая -
производителей товаров, выступающих соответственно носителями спроса и
предложения.
Однако товары не могут сами отправляться на рынок и обмениваться. Обмен товаров осуществляют люди посредством совершаемых ими актов купли - продажи. Поэтому в обмене участвуют как вещи (товары и деньги), так и люди (продавцы и покупатели). Таким образом, на рынке прежде всего представлены экономические отношения между производителями и потребителями в процессе движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря купле - продаже обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты между собой. Таким образом, отношения обмена в виде совокупности актов обмена между двумя субъектами представляют собой рыночные отношения. Рынок соединяет людей, заставляя их вступать в определенные отношения между собой.
По мере развития общественного
разделения труда, товарного производства и обращения происходит обособление
торговли в самостоятельную отрасль, купля и продажа товаров осуществляется при
посредстве третьих лиц. Одним из признаков, на основании которого торговля
выделяется в самостоятельную отрасль, является обособление товарного обращения
в самостоятельную сферу деятельности. Как отрасль торговля имеет свою
специфику, которая выражается в присущих только ей торгово - технологических
процессах (при выполнении работ по закупке, транспортировке, хранению,
подготовке товара к продаже, торговому обслуживанию, оказанию услуг); в
материально - технической базе (складской и торговой сети, специальном
оборудовании, транспортных средствах и т.д.); в организации торгового
обслуживания.
Обособление торговли ведет также к образованию особой группы работников сферы
обращения, специализирующихся на выполнении операций купли и продажи товаров.
Таким образом, появляются новые субъекты рыночных отношений помимо
производителей и потребителей товаров.
Важнейшее воспроизводственное
значение торговли состоит также в том, чтобы полнее удовлетворить
платежеспособный спрос населения на товары. При купле - продаже товары
распределяются между покупателями в соответствии с их доходами и
индивидуальными потребностями.
Изучение состояния и перспектив спроса покупателей, а также активное
воздействие на этот спрос путем рекламы, выпускаемых и новых товаров,
расширения объема и повышения качества услуг для покупателей, в частности,
послепродажного обслуживания, предоставления краткосрочных скидок и т.д.
занимает значительное место в деятельности торговых предприятий.
Таким образом, анализ сущности
торговли, как формы товарного обращения, позволяет определить ее место в
системе
рыночной экономики. Так как в условиях товарного производства непосредственный
контакт между производством и личным потреблением осуществляется через товарно
- денежный обмен и рынок, то торговля является посредствующим звеном в процессе
воспроизводства.
Среди характерных особенностей торговли необходимо отметить
следующие:
1. Завершение цикла товарного производства, реализация товаров конечному потребителю (розничная торговля).
2. Результаты торговой деятельности обуславливают состояние денежного обращения в государстве.
3. Аккумулирование наличных денежных средств, необходимость организации строго контроля соблюдения действующих норм и правил организации налично-денежного оборота
4. Оказание дополнительных сопутствующих реализации товаров услуг в доведение товара до потребителя.
5. Высокая адаптивная способность хозяйствования.
6 Высокий уровень оборачиваемости капитала, зависимость результатов торговой деятельности от скорости оборота средств.
7. Отсутствие как такового производственного процесса обуславливает отсутствие в учете незавершенного производства.
8. Цена и ассортимент реализуемых товаров находятся в значительной зависимости от характера спроса, особенностей социально-экономического состава обслуживаемого населения.
9 Доходы от торговли подвержены сезонным колебаниям в зависимости от времени года, дней недели, часов суток, например, активизация спроса и на фоне роста цен в новогодние праздники.
10. Личная ответственность работников торговых организаций за сохранность материальных и финансовых ресурсов.
Таким образом, большое значение должно придаваться активизации сотрудничества производителя и торговли, оптимизации экономических отношений между структурами торговли и покупателями в современных условиях некоторой стабилизации и экономического роста. В системе товарного обращения торговля занимает ключевое положение, выполняя транзитную роль от производителя к потребителю, в обеспечении всего населения необходимыми ресурсами, что подтверждает неоспоримую значимость совершенствования управления в торговой отрасли в условиях становления российской экономики.
Список использованной литературы
1. Авилочкина О.В. Иванова О.А. и др. Российская торговая энциклопедия М. - 1999г.
2. Кэмпбелл Р.Маконнелл, Стенли Л.Брю. Экономикс М.:Туран. 1996.Т. 1
3. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: 1992.
4. Нуреев Р. М., Курс микроэкрнрмики. - М. 2001.
5. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1999.
6. Стэплейк Дж.Ф. Экономикс для начинающих. - М.: 1994.
7. Финансы предприятия: под ред. Н.В. Колчиной.- М. 1998 .
8. Потребительский рынок России // Торговая газета № 80 от 18 ок. 2000г.
9. Торговля России: состояние и проблемы // Современная торговля № 5 2006 г.
Страницы: 1, 2