Транснацианализация бизнеса в России

 Производство грузовых и легковых автомобилей, дизельных и бензиновых двигателей, рефрижераторных прицепов, гусеничных транспортеров, резинотехнических изделий и изделий из стекла, товаров народного потребления

 

3. “Точность”

 Россия, Белоруссия, Украина

 Разработка и производство изделий спецтехники, гражданской техники

 

4. Транснациональная алюминиевая компания “ТаНаКо”

 Россия, Казахстан

 Производство и углубленная переработка алюминия

 

5. “Славянская бумага”

 Россия, Украина

 Переработка сырья для продукции целлюлозно-бумажного производства и производства химических волокон

 

6. “Аэрофин”

 Россия, страны Балтии

 осуществление перевозки пассажиров и грузов, производства и ремонта авиатехники

 

7. “Оптроника”

 Россия, Белоруссия

 Создание оптико-электронных приборов и систем для военной техники и вооружения

 



                Следует отметить активизацию усилий российских предприятий по формированию ТФПГ с участием стран СНГ (табл. 2). Примером может служить ФПГ “Нижегородские автомобили”, подбор участников которой ориентирован на кооперационные связи с предприятиями Украины, Белоруссии, Киргизии, Латвии. Так, АО “РАФ” (Латвия) поставляет комплектующие изделия для АО “ГАЗ” (Нижний Новгород) и получает от него шасси, готовые детали и узлы. Украинские участники ФПГ (ПО “Белоцерковышина” и Черниговский завод карданных валов) поставляют головному предприятию ФПГ автошины и карданные валы. АО “Киргизский автосборочный завод” (г. Бишкек, Киргизия) поставляет для нужд ФПГ радиаторы охлаждения, получая взамен шасси. Именно в машиностроении создание транснациональных ФПГ является особенно продуктивным, так как здесь десятилетиями складывались тесные технологические связи.


             В настоящее время прорабатывается свыше десятка проектов создания транснациональных ФПГ с участием предприятий Украины (производство алюминия и изделий из него, авиационных двигателей), Белоруссии и Казахстана (многопрофильные группы), Узбекистана (производство самолетов). Реализуется программа создания ФПГ в атомной энергетике, в которой будут участвовать Россия, Украина и Казахстан. В сфере авиационной техники заключено соглашение между Россией и Украиной, а в металлургии — между Россией, Казахстаном и Украиной.


                В последнее время усилилась тенденция создания транснациональных ФПГ в рамках военно-промышленного комплекса. Речь идет о предприятиях авиационной, ракетной, космической промышленности России и стран СНГ, НИИ и КБ оборонной промышленности и банках, вкладывающих в них средства. Так, АООТ “Евразия”, образованная в 1994 г. крупнейшими машиностроительными заводами России и Узбекистана, преобразуется в ТФПГ с участием финансовых структур, а также промышленных и коммерческих структур Казахстана и Киргизии.


               Намечается также расширение российской ФПГ “Сокол” за счет привлечения предприятий Казахстана и Киргизии.


                По оценкам МВЭС России, через каналы транснационализации инвестиционного и финансового капитала в машиностроительных отраслях Россия до конца 20-го века могла бы в полтора-два раза увеличить объемы экспорта в страны СНГ машин и оборудования, узлов и деталей к ним, современных производственных и информационных технологий. Партнеры из СНГ, в свою очередь, могли бы расширить экспорт машиностроительной продукции в Россию, а также страны дальнего зарубежья.


                Кроме того, транснациональные структуры выступают “интеграционным ядром” для СНГ и бывших партнеров по СЭВ.


                Однако процесс становления транснациональных ФПГ происходит довольно медленно. Основные причины этого заключаются в следующем:


 Неотработанность процедур и механизма их формирования и функционирования. Так, неудачный старт российско-узбекского транснационального ФПГ “Илюшин” объясняется непроработанностью механизма получения государственной поддержки при подписании соглашения, а также отсутствием в числе ее учредителей банковских структур.

Недостатки правового обеспечения и расхождения в национальных законодательствах по вопросам создания транснациональных структур. Отсутствуют также единые юридические и экономические толкования основных понятий, регулирующих создание и функционирование транснациональных ФПГ. Так, несмотря на заключенное межправительственное соглашение о содействии совместной деятельности различных интегрированных структур в рамках СНГ, а также соглашения по вопросам формирования ФПГ России с такими странами, как Белоруссия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, реализация договоренностей приостановилась: выяснилось, что российская законодательная база в некоторых случаях опережает законодательство стран СНГ.

               Существуют серьезные различия в подходах к ведению консолидированного учета, отчетности, составлению бухгалтерского баланса, распределению прибыли, выплате налогов и таможенных пошлин предприятиями, входящими в транснациональные ФПГ.

Предложения России о создании транснациональных ФПГ все чаще наталкиваются на конкуренцию со стороны фирм третьих стран. Так, подписание учредительных документов о создании российско-казахстанской транснациональной ФПГ по производству титановой продукции (1996 г.) не помешало Усть-Каменогорскому титаномагниевому комбинату продавать титановую губку в Японию и Китай, причем даже по ценам ниже мировых. Вследствие этого Россия теряет многие традиционные рынки в странах СНГ. В первую очередь, речь идет о рынках высоких технологий: авиационной, радиотехнической, электронной и химической продукции. Эту нишу моментально заполняют крупные западные ТНК, выдерживать конкуренцию с которыми отечественным транснациональным ФПГ становится все сложнее.

Дальнейшая эволюция процесса создания транснациональных ФПГ нуждается в более энергичной государственной поддержке в широкой информационно-консультативной помощи со стороны ТПП, других ассоциаций и объединений, занимающихся обслуживанием предпринимательской деятельности.


            Разновидностью транснациональной ФПГ является международная (межгосударственная) ФПГ. Главное различие между ними состоит в оформлении этих групп: международная ФПГ образуется на основе межправительственного договора (соглашения), и поэтому ей предоставляются все преференции, имеющие место между государствами в их внешнеэкономической деятельности.


             Главная задача межгосударственных ФПГ заключается в ускорении интеграционных процессов в странах—участницах СНГ.


             МФПГ обладают двумя важнейшими особенностями:


во-первых, создаются с участием иностранного капитала, привлекаемого межправительственными соглашениями в различных формах;

во-вторых, перечень российских участников группы определяется правительством РФ из числа предприятий с большой долей государственной собственности.

С учетом сказанного, в России можно назвать только две международные ФПГ:


— “Интеррос”, в которой участвуют предприятия нефтехимической промышленности, цветной и черной металлургии России и Казахстана.


               В сентябре 1995 г. правительство Казахстана передало в управление этой группе государственный пакет акций АО “Ульба”, связанного единым технологическим циклом с несколькими российскими предприятиями, производящими топливо для атомных электростанций. “Интеррос” предоставляет финансовые средства для “Ульбы” через финансовые институты группы “Онэксимбанк” и “МФК”, а в случае необходимости — через банки на территории Казахстана;


— “Электронные технологии”, в состав которой войдут АО “Росэлектроника” и белорусские предприятия по производству конкурентоспособных телевизионных приемников для российского рынка, как результат подписанного в декабре 1998 г. российско-белорусского соглашения о создании межгосударственного ФПГ.


              В деятельности этой МФПГ утверждено 15 приоритетных программ в области производства силовой и автомобильной электроники, приборов ночного видения, детских электронных игрушек, платежных карточных систем и др.


             Если классифицировать МФГП по принятым в международной практике признакам, то их следует отнести к мультинациональным корпорациям (МНК), использующим капитал двух или более различных стран.


              Одновременно с ТФПГ и МФПГ в России формируются мощные хозяйственные структуры в виде концернов, ассоциаций, межотраслевых объединений, корпораций, т.е. компаний с международным характером деятельности, которые способны вполне успешно сотрудничать с аналогичными иностранными партнерами. Уже к концу 1991 г. было сформировано 58 межотраслевых государственных объединений, 164 концерна, 1790 различных ассоциаций.


              В конце 80-х годов в стране появилась качественно новая, перспективная форма транснационализации российской экономики — консорциумы, главной целью которых является осуществление крупномасштабной торговли с западными странами. Так, в апреле 1989 г. был создан первый торговый консорциум — с пятью американскими ТНК в целях “получения прибыли от советской перестройки”. Им было создано 26 СП в пищевой промышленности, сельском хозяйстве, химии, медицине, энергетической и деревообрабатывающей промышленности с общим объемом инвестиций до 2003 г. в 10—15 млрд. долл.


             Целью создания другого консорциума — “Российского авиационного консорциума” — является проведение активной внешнеэкономической политики и стимулирование развития рынка воздушных перевозок в соответствии с Федеральной программой развития гражданской авиационной техники России до 2000 г. Инвестиционные проекты консорциума предполагают внедрение головной серии самолетов Ту-204-100 в авиакомпании “Внуковские авиалинии”; ввод в коммерческую эксплуатацию на международных воздушных линиях самолетов Ту-204 с пермскими двигателями ПС-90; поставку до 2000 г. 16 самолетов Ту-204 в Болгарию для нужд авиакомпании Balkan и оборудования для авиационно-технических баз по обслуживанию самолетов в аэропортах Софии и Варны.


             В конце 1998 г. правительство РФ приняло решение о создании корпорации “Аэрокосмическое оборудование”, не менее 51% акций которой будет находиться в федеральной собственности в течение трех лет. Доля государственной собственности в уставном капитале корпорации будет оплачена находящимися в федеральной собственности акциями АО, четыре из которых (казанский завод “Радиоприбор”, альметьевский завод “Радиоприбор”, московский завод “Темп” и смоленский “Измеритель”) создаются путем преобразования государственных предприятий. Учредителем корпорации от имени государства выступает Российский фонд федерального имущества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать