В настоящее время старое понятие «отрасль» постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов. Так как в туризме производятся и предметы потребления (пища), и услуги (размещение в гостинице), то можно сделать вывод, что туризм - это диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные и непроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию. Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим процессом.
Туристская индустрия - это
совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта,
предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов
познавательного, делового, оздоровительного и другого назначения, организаций,
осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений,
предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Необходимо обеспечить предоставление туристам качественных туристских услуг, а
также дальнейшее развитие туристской индустрии. Именно поэтому в туризме
приоритетным становится поиск более эффективного использования относительно
ограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической науки.
Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности.
Экономика туристской фирмы - это совокупность факторов производства, фондов обращения и
нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации
туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).
Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и
масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение
между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного
туристского продукта, с одной стороны, и объемом реализации турпродукта и
прибылью от его реализации - с другой.
2.2 Экономические и финансовые показатели
Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону.
Система показателей развития туризма для региона (страны) включает:
• объем туристского потока;
• среднюю величину туристских расходов в сутки;
• состояние и развитие материально-технической базы;
• показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы;
• показатели развития международного туризма.
Туристский поток - это постоянное прибытие в страну туристов. Объемы туристских потоков характеризуются следующими показателями: общее число туристов; число туродней; средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе).
Для расчета числа туродней необходимо умножить число посетителей на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе). Информация о туроднях важна при планировании общественной инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Таким образом, туродни (Д) - это наиболее важная информация для специалистов, работающих в туризме:
Д = Ч x tcp, где Ч - число туристов; tcp - среднее число дней, проведенных в регионе одним туристом.
Когда получены эти данные, нетрудно оценить предполагаемые расходы
каждого туриста за сутки. Но данные о расходах получатся в лучшем случае
приблизительные и должны использоваться с осторожностью. Статистика по данному
показателю обычно скрыта, а количество денег, потраченное во время отдыха,
часто забывается туристом. Тем не менее местным властям и широкой
общественности суммарные расходы путешественников в туристском регионе
представляются наиболее понятными и впечатляющими данными. Величина суммарных
туристских расходов (Pj;) в данном регионе определяется следующим образом:
Рх=ДхРср> где Рс р - средние расходы туриста за сутки.
Однако туристский поток - явление неравномерное. Поэтому были выведены коэффициенты неравномерности туристского потока (Кн), которые рассчитываются тремя способами:
где Dmax, Dmin -число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока соответственно,
чел.-дней;
Drfta, DCM - годовое и среднемесячное число туродней соответственно, чел.-дней.
Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся: коечный фонд гостиниц и других средств размещения; число мест на предприятиях питания, обслуживающих туристов; число мест на предприятиях развлечений (аквапарки, театры и т. д.), отведенных для туристов, и т. п.
Мощность конечного фонда определяется по формуле
Мк =Kr x365 + Kc xtc,
где Мк - мощность коечного фонда, ед.;
К г - число койко-мест круглогодичного использования;
Кс-число койко-местсезонного использования;
tc - число дней сезонного использования.
Так, в Санкт-Петербурге база размещения туристов насчитывает в настоящее время 142 объекта (включая курорты) общей вместимостью 38,2 тыс. мест. По подсчетам специалистов, число койко-мест круглогодичного использования составляет 15,1 тыс., число койко-мест сезонного использования -36,9 тыс., а число дней «высокого сезона» приблизительно составляет 60 дней. Следовательно, мощность коечного фонда Санкт-Петербурге равна 7,7255 млн.
Показатели финансово-экономической деятельности турфирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма; показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и пр.); показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств); себестоимость услуг туризма; прибыль; рентабельность; финансовые показатели (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.). Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма:
• число туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);
• число туродней по иностранным туристам;
• суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.
Все вышеперечисленные показатели имеют определенное влияние на регион, в котором развивается туристская отрасль. Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.
2.3 Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику региона
Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т. д. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства.
Туристская политика государства - это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса. Основные направления туристской политики России:
• защита прав путешествующих;
• защита интересов производителей отечественного турпро-дукта;
• всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма, которая может проявляться в форме:прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры; научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального турпродукта на мировом рынке; налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций.
Туристская политика государства базируется на стратегии и тактике.
Туристская стратегия - выработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуется время и большие финансовые ресурсы.
Туристская тактика - конкретные меры и
приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях.
Например, Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284 была одобрена
концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, которую
можно считать примером стратегии России в области туризма. Главная цель
концепции - создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного
туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для обслуживания
российских и зарубежных граждан, а также значительный вклад в развитие
экономики страны. Для реализации этой цели предлагается целый ряд мер
(туристская тактика), среди которых: создание нормативно-правовой базы развития
туризма, соответствующей международной практике; формирование экономических
механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма,
привлечения инвестиций в эту сферу; введение жесткой системы сертификации и
лицензирования туристской деятельности и т. п. Итак, любое государство,
развивающее туризм, стремится достичь от него максимальной экономической
эффективности.
Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы.
Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать
невидимым экспортом, вносящим соответствующий вклад в платежный баланс страны. Положительным
явлением считается тот факт, когда сумма ввоза туристами валюты превышает сумму
вывоза валюты. В настоящий период, когда российский рубль падает по отношению к
доллару и другим валютам, доллар в России обретает значительно большую
покупательную способность, чем где-либо еще. Это, несомненно, должно привлекать
иностранных туристов и повышать туристский экспорт, что, в свою очередь,
способствует увеличению валового национального продукта (ВНП). Усилия по
привлечению иностранных туристов в Россию имеют некоторое влияние на ситуацию
платежного баланса. Например, гостинично-туристская отрасль в Москве дает
столичному бюджету около 10 % доходов. Фирмы, обслуживающие туристов из-за
рубежа, стимулируют продажу сопутствующих товаров, материально помогая
национальной экономике.
Ситуация баланса платежей оказывает прямое влияние на ВНП России, величина которого
определяется по формуле: