Туризм в системе международной торговли
Министерство Путей Сообщения
Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта
Дальневосточного Государственного Университета Путей Сообщения
Кафедра: «Социально-культурный сервис и туризм»
Выполнила: студентка ИИФО (К05-СТ-827)
Ерофеева Н.Г.
Контрольная работа
по дисциплине: «Экономика туризма»
Тема: «Туризм в системе международной торговли»
Хабаровск 2007
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………..3
1. Международная торговля товарами и услугами. Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма. ………………………………………………………………………….5
2. Теории международной торговли: теория подобия стран, теория абсолютного преимущества, теория относительного преимущества, теория жизненного цикла туристического центра, теория соотношения факторов……….…………………………………………….…………………..13
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………25
Ведение.
Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта (ВНП). Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составит около 30%.
В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Он использует примерно 7% мирового капитала, а годовой доход от международного туризма в 1995 г., по оценкам Всемирной туристской организации (ВТО), составил 372,6 млрд долл. при 567,4 млн совершенных международных путешествий.
В начале 90-х годов доля туризма уже составляла более 10% мировой торговли товарами и услугами, что позволило ему занять третье место после экспорта нефти и автомобилей, а к 2010 г. туризм должен выйти на первое место.
Последний Уругвайский раунд переговоров в рамках Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) показал, что в структуре международной торговли усиливается роль обмена финансовыми, страховыми, транспортными и, конечно же, туристскими услугами. Соответственно в экономиках разных стран увеличивается доля сферы услуг: 40% валового внутреннего продукта (ВВП) в развивающихся странах и 65% ВВП в индустриальных странах.
Последствия такого перехода к новому постиндустриальному обществу могут быть неадекватны, например, в сфере занятости из-за перехода большого количества трудовых ресурсов из производственного сектора в сферу услуг. И здесь надо проводить оптимальную политику перераспределения трудовых ресурсов, чтобы не создавался излишек их в сфере услуг в ущерб производственному сектору. В этой связи многие страны иногда проводят политику, направленную на сокращение обмена туристскими услугами или товарами, предназначенными для туризма.
Ограничивающие меры для туризма могут быть весьма разнообразны - от ограничений ввоза и вывоза иностранной валюты, протекционистских тарифов на перевозки до административного квотирования количества путешествующих.
Целью контрольной будет более подробный анализ международной торговли в сфере туризма. Изучение доходов от международного туризма в разных странах мира.
1. Международная торговля товарами и услугами
Обмен услугами международного туризма между странами, так же как и обмен, товарами, является частью международной торговли и оказывает значительное влияние на экспорт и импорт страны. Оказание первой медицинской помощи туристу в стране пребывания является экспортом для принимающей страны, а питание, которое туристы получают за рубежом, считается импортом для страны отправления этих туристов.
Международный туризм является также активным генератором международных торговых потоков товаров и услуг других сфер экономики. Многие страны удовлетворяют запросы иностранных гостей с помощью импортных продуктов и услуг, а развитие туристской инфраструктуры в стране тоже может стимулировать импорт различных строительных материалов, сырья, технологий. В свою очередь, для продвижения туристского продукта за границу могут экспортироваться рекламные товары, одежда, журналы и т.д.
Согласно данным ВТО доля импорта, связанного с туризмом, в общем, импорте стран относительно велика в странах Карибского бассейна и составляет более 50% на Багамских островах и Антигуа, но в крупных странах эта доля импорта значительно меньше, например, в Мексике она достигает 5%, кроме того, она неоднородна по разным видам товаров и услуг.
Доля поступлений от международного туризма составляет 9% всех поступлений мирового экспорт. Поступления от туризма в разных странах распределяются, так же как и поступления от экспорта товаров. Высокая концентрация наблюдается в странах североамериканского и европейского регионов, а доля развивающихся стран, так же как и доля экспорта других видов услуг, очень мала, почти в 2 раза меньше доли экспорта товаров, несмотря на то, что многие страны живут за счет этих поступлений.
Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма
Анализ туристского рынка в каждом туристском регионе мира освещает историю развития, текущее состояние и будущее мирового туристского сектора и преследует основные цели:
- идентифицировать те регионы, где международный туризм возрастает, и те, где он снижается;
- объяснить причины больших различий в географическом распределении числа туристов и доходов от них и динамику этих различий;
- идентифицировать страны, где международный туризм имеет большой потенциал для превращения в важный элемент экономического развития.
Географическое сосредоточение международных туристских обменов соответствует географической концентрации торговли, однако имеет два важных отличия.
Во-первых, страны с положительным балансом по поступлениям от туризма, например США, Испания, Португалия, Греция, часто имеют отрицательный баланс в торговле. Страны с отрицательным балансом по туристским обменам имеют положительный торговый баланс, например Германия, Япония.
Во-вторых, обмен туристскими услугами между индустриальными странами с аналогичными образцами спроса не обязательно является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами.
Действительно, обмен товарами между индустриальными странами является, прежде всего, обменом продуктами одной и той же категории, например торговля автомобилями между США и Японией или продуктами питания между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В туризме обмен подобными продуктами также существует, например, в секторе культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.
В 2004 году, после трех лет стагнации, наблюдался впечатляющий подъем в сфере международного туризма, подавляющее большинство турцентров сообщили о положительных, и не редко рекордных, результатах. Особенно сильно на результаты международного туризма сказались энергичное восстановление азиатско-тихоокеанских рынков после проблемы, вызванных атипичной пневмонией 2003 года
Международные туристские прибытия в 2004 году побили все предыдущие рекорды и достигли 763 миллионов. 8 относительных величинах рост по сравнению с 2003 годом составил 11%, самый высокий (и единственный двузначный) показатель, зарегистрированный с начала с6ора подробных статистических данных в 1980 году. Рост наблюдался повсюду, однако был особенно сильный в Азиатско-Тихоокеанском регионе (+28%) и на Ближнем Востоке (+ 18%). Кроме того, рост, выразившийся в двузначных цифрах, был зарегистрирован в Американском регионе (+ 11 %). Показатели Африки (+8%) и ЕВI:ЮПЫ (.5%) оказались ниже среднемировых, но при этом были положительными и значительно превышали их результаты за предыдущие гады. Результаты по субрегионам также оказались полностью положительными.
В абсолютных величинах количество международных туристских прибытии в мире возросло в 2004 году на 73 миллиона, что по объему можно сравнить с появлением «нового» направления размером с Францию, крупнейшего направления в мире по количеству международных прибытий. Рост коснулся всех регионов, хотя и в различной степени. Почти половина новых прибытий (более 33 млн.) пришлась на Азиатско-Тихоокеанский регион. Европа с ее более медленными темпами роста, но при значительно более высоких исходных показателях, заняла второе место (20 млн. новых прибытий).
Скачек 2004 года в первую очередь особенно заметен на фоне низких показателей 2003 год, вызванных войной Ираке, атипичной пневмонией и экономическим спадом, но даже по сравнению с рекордным 2002 годом рост числа прибытий составляет +9% или 63 млн., Азиатско-Тихоокеанский регион более чем компенсировал спад 2003 года (-9%) и значительно усилил результат по сравнению с 2002 годом (+ 16%). Только Северная Америка и 3ападная Европа не превзошли показателей прошлых лет, не добрав соответственно 6 млн. и 1 млн. до уровня 2000 года.
В 2004 году большинство международных туристских прибытии относились к путешествиям в целях досуга, отдыха и проведения отпуска (52%) или 395 млн. На деловые поездки пришлось 16% от общего количества при6ытий (120 млн.), 24% (185 млн.) дали путешествия с такими целями, как посещение друзей и родственников, религиозные нужды/паломничество, лечение и т.п. В отношении оставшихся 8% поездок причина не уточняется.
Примерно половина международных поездок в 2004 году была совершена наземным автомобильным (45%) и железнодорожным (4%) транспортом. Воздушный транспорт перевез 43% туристов, а водный - 7%. После трехлетнего спада рост на воздушном транспорте в 2004 году составил 15%, на водном - 9% и на наземном - 7%.
Европа - бурно развивающееся направления в стабильном регионе
На фоне двузначных темпов восстановления туристской активности Европа показывает самый низкий рост, однако не следует забывать, что в, отличие от Американского и Азиатско-Тихоокеанского регионов, она демонстрировала положительные результаты в 2002 и 2003 гг. Международные туристские прибытия в регионе выросли на 5% благодаря приличным успехам стран Центральной и Восточной Европы (+15%), а также Северной Европы (+9%), в которой осо6енно заметным 6ыл рост при6ытий в СК с европейских и заокеанских рынков. В Центральной и Восточной Европе благоприятный валютный курс и факт вступления 10 новых членов в Европейский Союз (ЕС) определили положительный рост практически всех основных направлений. С другой стороны, Южная и Средиземноморская Европа (+2%) и 3ападная Европа (+2%) продемонстрировали гораздо более скромные результаты. Темпы роста некоторых крупных направлений Западной Европы составили от 2% до 5% (Австрия и Голландия), в Германии рост составил ощутимые 10%, при этом международные прибытия во Францию практически стагнировали (+0,1%). Наиболее развитые направления еврозоны особенно пострадали от возросшей конкуренции со стороны стран не зоны евро не только в Европе, но и в Северной Африке (Марокко, Тунис) и на Ближнем Востоке (Египет), а также дальних направлений в Американском (Северная Америка и Караибы) и Азиатско-Тихоокеанском регионах. Традиционные направления, такие как Италия (-6%), Франция (+0.1%) и Португалия (-0.8%) показали сравнительно невысокие результаты. Исключение составила Испания, которая вопреки сильному евро и трагическим со6ытиям 11 марта зарегистрировала рост туристских прибытий более чем в 3%. С другой стороны, основные возникающие «отпускные» направления вне зоны евро показали отличные результаты: Турция (+26%), Словения (+9%) и Хорватия (+7%). Относительное повышения уровень безопасности в отношениях между Израилем и Палестиной и слабый доллара США внесли свой вклад в исключительно высокие показатели Израиля (+42%).