Творческие открытия композитора А. Н. Скрябина

Окидывая взглядом весь путь создания композитором сонатной формы, можно констатировать, что от предельно искренней и смелой, но еще не вполне зрелой по мастерству первой сонаты к совершенной по воплощению замысла четвертой и до последней по времени написания глубокой, но интеллектуально несколько «перегруженной» восьмой Скрябин проходит огромный путь поисков нового типа сонатного письма. Каждая его соната – не только высокий образец художественного творчества в собственном смысле слова, но и смелый творческий эксперимент. Достижения и трудности на этом пути отражают эстетические поиски композитора, понять которые можно только в связи с особенностями его мировоззрения, его эстетики.

Словарь.

1. Модерато [дэ], [ит. moderato] (муз.).

нареч. В умеренном темпе, не спеша. Эту часть музыкальной пьесы нужно играть модерато. 2. нескл., ср. Музыкальное произведение или часть его, исполняемые в таком темпе.


2. Аллегро (итал. allegro, буквально - весёлый),

в музыке быстрый темп, а также музыкальная пьеса или часть её, исполняемая в таком темпе, - обычно 1-я (иногда также 4-я и др.) часть симфонии, квартета, сонаты и т.п. Сонатное А. - классическая структура главной (первой, нередко и последней) части сонатно-симфонического цикла (см. Сонатная форма).



3. Престо (итал. Presto - быстро)

в музыке, обозначение быстрого темпа. Встречается с начала 17 в., в 18 в. стало означать более быстрый сравнительно с аллегро темп. Термин "П." используется и в сочетании с дополнительными уточняющими терминами - presto assai, presto molto (очень быстро), presto ma non tanto и presto ma non troppo (не очень быстро). См. также Престиссимо.


4. Квартсекстаккорд  (муз.),

одно из обращений трезвучия.

Трезвучие (музыкальное), аккорд, звуки которого расположены или могут быть расположены по терциям. Термин объединяет четыре аккорда, отличающихся по конструкции и выразительным свойствам. Деление чистой квинты на две неравновеликие терции даёт два основных вида Т. — консонирующие мажорное (большая терция + малая терция) и минорное (малая терция + большая терция). Мажорное Т. совпадает с последованием тонов нижней части натурального звукоряда (звуки 1—6) и, возможно, вследствие своего «природного» характера обладает светлой, «весёлой» окраской звучания. Минорное противоречит «природному» порядку и имеет тусклую, мрачную окраску. Консонирующие Т. — основа аккордики в мажорно-минорной тональной системе, господствовавшей в 17—19 вв. Мажорное и минорное Т. составляют фундамент двух главных ладов европейской музыки, носящих те же название. Консонирующие Т. в большой мере сохранили своё значение и в музыке 20 в. Особое место занимают два трезвучия, состоящих из равновеликих интервалов, — увеличенное (из двух больших терций) и уменьшенное (из двух малых). Не укладываясь в консонанс чистой квинты, оба они лишены устойчивости, силы, консонантности (особенно уменьшенное, содержащее диссонанс уменьшенной квинты).



5. Консонирующий интервал - в музыке - гармонический музыкальный интервал, образующий согласное, сливающееся звучание.


По степени слитности консонирующие интервалы подразделяются:

- на весьма совершенный консонанс: чистая прима и чистая октава;

- на совершенный консонанс: чистая кварта и чистая квинта;

- на несовершенный консонанс: малая терция, большая терция, малая секста и большая секста.

Заключение.


         Скрябин — один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 — начала 20 вв. Смелый новатор, он создал свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств. На творчество Скрябина оказали воздействие идеалистические философские и эстетические течения. В ярких контрастах музыки Скрябина, с её мятежными порывами и созерцательной отрешённостью, чувственным томлением и повелительными возгласами, нашли отражение противоречия сложной предреволюционной эпохи.

         В симфониях Скрябина ещё заметна связь с традициями драматического симфонизма П. И. Чайковского, с творчеством Р. Вагнера и Ф. Листа. Симфонические поэмы — самобытные произведения как по замыслу, так и по воплощению. Темы приобретают афористическую краткость символов, обозначающих то или иное состояние духа (темы «томления», «мечты», «полёта», «воли», «самоутверждения»). В ладо-гармонической сфере преобладают неустойчивость, диссонантность, изысканная пряность звучания. Усложняется фактура, приобретая многослойную полифоничность. В 1900-е гг. параллельно симфоническому развивалось также фортепиано. творчество Скрябина, воплощающее в камерном жанре те же идеи, тот же круг образов. Например, 4-я и 5-я сонаты (1903, 1907) являются своего рода «спутниками» 3-й симфонии и «Поэмы экстаза». Аналогична и тенденция к концентрированности выражения, сжатию цикла. Отсюда одночастные сонаты и фортепианные поэмы — жанр, имевший в поздний период творчества Скрябина важнейшее значение. Среди фортепианных произведений последних лет центральное место занимают 6—10-я сонаты (1911—13) — своего рода «подступы» к «Мистерии», частичное, эскизное её воплощение. Их язык и образный строй отличаются большой сложностью, некоторой зашифрованностью. Скрябин словно стремится проникнуть в область подсознания, зафиксировать в звуках внезапно возникающие ощущения, их причудливую смену. Такие «запечатленные мгновения» рождают короткие темы-символы, из которых и состоит ткань произведения. Зачастую один аккорд, двух - трёхзвучная интонация или мимолётный пассаж приобретают самостоятельное образно-смысловое значение. Творчество Скрябина оказало значительное воздействие на развитие фортепианной и симфонической музыки 20 века.


Используемая литература.

1. Беленький А.В. Биографический очерк Скрябина А. Н. – В, 1965, стр. 5-78.

2. Бойко Г.А. Скрябин А.Н. Новатор Серебряного века  - М.-Л.: Советский писатель, 1982, стр. 41 – 96.

3. Зайцев Б.В. Биографии великих людей – М, 1985, стр. 56-123.

4. Никитина В.П.  А. Н. Скрябин. Русский композитор и пианист. – Спб, 1991, стр. 87 – 156.

5. Рубцова В.В. Александр Николаевич Скрябин – М, 1989, стр. 125-204.


Краткое содержание.


          Александр Николаевич Скрябин родился в Москве 6 января 1872 года. (Умер 27 апреля 1915 года в Москве). Отец был дипломатом, мать пианисткой. Учился в кадетском корпусе. Параллельно брал уроки фортепиано, теории композиции у Танеева. После чего успешно поступил в Московскую консерваторию, которую окончил по классу фортепиано. Затем он ездил с концертами по России и Европе,  особенно славился исполнением собственных произведений.

          Жил в Швейцарии, Франции, Италии. Затем поселился в Москве(1910) и выезжал уже с авторскими концертами в Нидерланды, Великобританию. Свидетели отмечают его манеру исполнения возбужденностью, одухотворенностью, гибкой нюансировкой, неуловимой изменчивостью темпа и ритма, тончайшей градацией звучаний, богатством и разнообразием тембровых красок, достигавшимся виртуозной техникой педализации.

          Скрябин — один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 — начала 20 вв. Смелый новатор, он создал свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств. Это был переломный период, время философов и все это нашло отражение в музыке Скрябина.

          Основная область творчества Скрябина — фортепианная и симфоническая музыка. В наследии 80—90-х гг. преобладает жанр романтического фортепиано. Миниатюры, прелюдии, этюды, ноктюрны, мазурки, экспромты. В этой музыке есть все: от мечтательности до страстной патетики.  Обостренности, тонкости музыки Скрябина напоминают нам музыку Шопена и Лядова.

       ФРАГМЕНТ РУК. Именно этими руками он исполнял эти великие и незабываемые произведения.

       В 900 – гг. его музыка становится более масштабной и выходит на более крупные формы: симфонию.

        Это было время, когда происходили изменения во всех сферах жизни. Сначала он мечтал о преобразовании мира, потом он оставляет эту идею, и переходит к мистерии. Появляется более утопический замысел. Идея преобразовать мир беспочвенна, вот он и решил перейти к мистерии, все равно никогда и никому не удастся изменить наш мир. И его музыка становится утопической. И вот, например, в 3 симфонии заложена идея обновления гордого самоутверждения.

        От крупных форм (симфоний) Александр Николаевич переходит к более мелкой форме – поэме. И в этом виде он выступает, как новатор. До него еще никто не писал музыкальных поэм. Это его так сказать «ноу-хау».

        Чтобы воплотить своё сложное мировоззрение, композитор увеличил состав оркестра: добавил орган, колокола. И вот, например, в поэме «ПРОМЕТЕЙ» - хор без слов и специальную партию света. И это было его новаторство!!!!

         Танцуя на дискотеках, можно вспомнить Скрябина. Хотя сейчас мало кто знает, что это была именно его идея. Это очень интересно и лично я сделала для себя открытие. Не знала, что это он первым придумал соединить музыку со светом.

          В симфониях Скрябина заметно влияние традиций симфонизма Чайковского, Вагнера и Лиииста. Музыке Скрябина присуще изысканность, которая достигается диссонантностью (различные звуки по своим характеристикам). Музыке Скрябина свойственна полифония (много тем, сливаются как одна – многозвучие). Например, приходя в лес, мы слышим различные звуки: кузнечиков, дятлов, кукушек, соловьев, а все вместе это и есть полифония – голос леса.

         В 900 годы 20 века Скрябин наряду с симфоническими произведениями пишет фортепианную музыку. Фортепианная музыка – это камерная музыка, воплотила те же идеи, что были в симфонической музыке.

         4 и 5 сонаты являются спутником 3- ей «ПОЭМЫ ЭКСТАЗА». Идеи которые он воплотил в 3 поэме, продолжаются в 4 и 5 сонатах.

         Фортепианные сонаты в творчестве Скрябина имели очень важное значение, так как он мог выразить свои мысли и чувства в сжатой форме, концентрированном выражении. Он в малой форме пытается сказать о многом, как Чехов. Краткость сестра таланта. Ведь Чехов показывает в основном один эпизод, но, судя по нему, мы можем судить о целой жизни.

         В последние годы центральное место занимают 6 и 10 сонаты. Скрябин словно стремится проникнуть в область подсознания, зафиксировать в звуках внезапно возникающие ощущения, их причудливую смену. Такие мгновения рождают короткие темы – символы, из которых и состоит произведение.  Образы символы, которые несут в музыке свое определенное значение, развивалось также в живописи – ВРУБЕЛЬ, литературе – БЛОК.

       10 соната

         Наиболее светлая из цикла Скрябинских сонат. Она рождает во мне положительные эмоции, светлые, радостные эмоции. Когда мне плохо, я ее часто слушаю. Прям жить хочется, после ее прослушивания. Композитор писал ее под Алексиным – небольшим уездным городком на берегу Оки. Красота благоухающей русской природы и патеинтическая (он был убежден, что в основе мира лежит божественное начало) настроенность композитора способствовали сочинению этого вдохновееенного произведения. В сонате соединились трепетный восторг перед величавой  гармонией мироздания. Мир для него тайна, и в природе есть великая тайна.

          Ведущая партия сонаты – это вырвавшийся на свободу дух творящего (бог, композитор, художник). К этой теме духа, вплетается тема любви, звучащая как бы на фоне трельной переклички. Потому что любовь по мысли Скрябина – созидательна, она умеет творить, именно через творение проявляется дух творца.

          Экспозиция сонаты светится все тем же любовно – восторженным  огнем. Композитор смотрит с любовью на мир.

        Вступление звучит радостно, экстатически. Музыка даже сверкает, потому и свет Скрябин включает, соединяет свет и музыку, так как в его музыке есть вспышки света.

        Музыкальный язык, по сравнению с другими произведениями того же периода, здесь только светлее и прозрачнее.

        Музыка его имитирует звуки природы: нежно журчащих трелей. Это его взгляд на мир, и в этом мире царит любовь, гармония. Композиция в 10 сонате более свободна, чем даже в 9.

         Каждая соната – это высокий образец художественного творчества и смелый творческий эксперимент. Понять музыку Скрябина не просто, потому что в ней отразились эстетические поиски композитора и его мировоззрение. Музыка Скрябина очень красива, гармонична.

         Скрябин – смелый новатор, создавал свой звуковой мир, свою систему образов выразительных средств. В музыке Скрябина нашли отражение противоречия сложной предреволюционной эпохи. В музыке Скрябина есть созерцательная отрешенность, чувственное томление и повелительные возгласы. В его музыке есть многослойная полифоничность.

         Он развивал симфоническую, фортепианную музыку, создал новый жанр – поэму. Своей музыкой он пытается проникнуть в неизведанную область подсознания, хочет запечатлеть мгновение. Оказал огромное впечатление на музыку 20 годов.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать