Так в чем же феномен, харизма «Черного квадрата»? Итак, в 1915 году Малевич, выставив «Черный Квадрат», заявил, что, написав его, тем самым полностью завершил историю развития мировой живописи. Благодаря такому заявлению, сказанному в нужное время в нужном месте, эта картина стала одним из самых знаменитых произведений мирового авангарда. Однако, при этом этот "шедевр" ставит простого человека "с улицы" в полный тупик, так как практически любой человек сам может нарисовать точно такой же "шедевр". Так что это, великий розыгрыш, шутка?
Так вот харизма "Черного квадрата" в том, что слова Казимира Малевича о завершении им целого этапа мировой живописи – истинная правда. А именно - целого этапа авангардистской живописи. Как было сказано выше, история авангардизма - это история радикальных инноваций и поиска нового. Метафорически этот процесс был очень похож на то, как алхимики искали свой философский камень. Так авангардисты искали скрытую сущность того, чем действует искусство на людей.
Поиски "философского камня" искусства осуществлялись вполне научным методом - методом редукции: отбрасывалось все "лишнее" одно за другим. Импрессионисты (К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, К. Писсарро) выбросили сюжет - им казалось и без сюжета все отлично! Постимпрессионисты (Сезан, Ван-Гог, Гоген), у которых все происходит в более абстрактном пространстве отказались от светотени и воздуха - они показали, что не в светотени суть. Матисс покусился на объем, став писать почти плоскостные картины, - оказалось, художественная сила не в объеме: картины Матисса действуют на человека, и сильно. Кандинский выбросил самое изображение, Мондриан примерно тогда же - цвет и эмоции, стал писать бледные однотонные квадратики. Но все равно, оказалось, получается искусство, и довольно убедительное.
И вот, наконец, Малевич сделал последний шаг в этом направлении. Он выбросил все - не нарисовал ничего. Черный квадрат означает отсутствие всего. Тем самым Малевич действительно сделал последний шаг в этом направлении отбрасывания и упрощения. Вот почему его тезис о том, что он тем самым завершил живопись, имеет смысл. Авангардистская живопись завершила цикл своего исторического развития - с 1860 по 1915.
Долгое время живописное искусство Казимира Малевича считалось "идеологически вредным", и в своих исследованиях советские искусствоведы главным образом отмечали формальные качества его произведений, ибо они были действительно очень существенны для развития художественной культуры XX века.
Сейчас о творчестве К. Малевича написано много книг и еще больше статей, а в 1930-е годы художник был вообще "закрыт", хотя его и не забыли. Но он был знаком зла, самым последовательным выразителем модернизма, который знаменовал в официальной критике "полный упадок буржуазного искусства". Однако именно это низведение К. Малевича на самое дно (как отмечают Д. Сарабьянов и А. Шатских - авторы одной из книг о художнике) и "поддерживало интерес к его личности - классика русского авангарда". По словам одного из критиков (а вслед за ним и художника), "Черный квадрат" является "иконой, которую футуристы предлагают взамен «Мадонн» и «Венер». На выставке это полотно висело в особом месте, в углу, - действительно, как икона. Представленная картина оказалась как бы на пограничной полосе - между искусством и не-искусством, между логикой и алогизмом, бытием и небытием, между крайней простотой и беспредельной сложностью.
"Черный квадрат" не имеет ни верха, ни низа, приблизительно одинаковые расстояния отделяют края квадрата от вертикальной и горизонтальной линий рамы. Немногие отклонения от чистой геометрии напоминают зрителям о том, что картина все-таки написана кистью, что художник не прибегал к циркулю и линейке, рисовал элементарную геоформу "на глазок", приобщался к ее внутреннему смыслу интуицией.
То положение, в которое поставлен черный квадрат на белом фоне, некоторые искусствоведы называют "неземной статикой". Черное и белое в сопоставлении друг с другом - это как два полюса, расстояние между которыми предельно раздвинуто, а создающееся между ними цветовое многообразие практически беспредельно и не имеет ограничений. Однако К. Малевич нигде даже намека не дает, что между черным и белым есть множество промежуточных цветов, потому что они вернули бы черный квадрат тому реальному миру, от которого он уже оторвался. Глядя на "Черный квадрат", зритель невольно задается вопросом об эстетическом смысле картины. Но ответить на этот вопрос очень сложно. Выше уже указывалось, что К. Малевич называл свой "Черный квадрат" иконой. Многие исследователи впоследствии тоже отмечали, что действительно в основе "Черного квадрата" лежит древнерусская икона. Правда, не похожая на те живописные образа в красном углу, которые висели в доме родителей К. Малевича. Но по сравнению с иконой супрематический квадрат являет собой мощный ментальный сдвиг канона, при котором и сам автор может оказаться по ту сторону христианства. Икона может обладать художественными качествами, а может и не обладать ими. Они могут выступать лишь как дополнение к главному, а главное в иконе - ее божественная сущность. В "Черном квадрате" К. Малевич воплотил ту самую идею синтеза, которая была коренной чертой русской культуры и которая объединила искусство и литературу, философию и политику, науку и религию, а также и другие формы интеллектуальной жизни в единое целое. Таким образом, считают Д. Сарабьянов и А. Шатских, "Черный квадрат" стал не только вызовом публике, но и свидетельством своеобразного богоискательства К. Малевича, символом какой-то новой религии. Александра Шатских в своей книге "Казимир Малевич" пишет: «Черный квадрат словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминируют полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнуто простая геометрическая форма- знак, не увязанная ни ассоциативно, ни стилистически, ни пластически, ни идейно, ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшим в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя. Черный квадрат знаменовал чистый акт творчества художником-демиургом. Этот поступок говорил о полном отказе от подражания природе и о стремлении явить, воссоздать процессы человеческого духа, постигающего мироздание силой мысли, силой представления…»
Эта картина со дня своего создания не раз становилась объектом самых различных искусствоведческих и философских исследований. Например, И. Языкова свою статью об этом произведении назвала "Черный квадрат" К. Малевича как антиикона". В ней она сразу отмечает, что зеркальность "Черного квадрата" иконе бросается в глаза уже при первом взгляде на полотно. Сама композиция картины К. Малевича вызывает в памяти зрителей основной иконный принцип - доску с четырехугольным ковчегом (углублением), внутри которого и располагается иконописное изображение. По религиозному канону классическая русско-византийская икона пишется на золотом фоне, символизирующем Божественный, «нетварный» свет. Поля в иконе нередко оставляют свободными, однотонными, а середину заполняют изображением, в котором присутствуют все цвета.
Иконописцы на иконе белым цветом пишут пробелы - на ликах святых, одеждах праведников, в пейзаже. В иконе белый цвет дается небольшими порциями, часто поверх других цветов.
"В "Черном квадрате" К. Малевича, - продолжает далее И. Языкова, - мы видим все наоборот: светлое (белое) поле и черный средник-ковчег". Белым и черным цветом почти во всех культурных и художественных системах обозначаются противоположности: свет и тьма, космос и хаос, жизнь и смерть. В иконе черный цвет употребляется крайне редко, ибо икона - это образ Царства Божьего, а Бог "есть свет, и нет в Нем никакой тьмы". Черным цветом изображается ад - образ гибели и смерти, причем это всегда ад поверженный.
У К. Малевича черному цвету на картине отдано намного больше места, чем белому. Собственно, черный проем квадрата - это и есть "главный герой" картины. Белое оттеснено на периферию, играет роль рамы-обрамления, и тьма явно вытесняет свет, стремясь заполнить собой все пространство. Если икона распахивает перед нами окно в мир, то "Черный квадрат" - это зияющий проем тьмы.
Ощущение, что, стоя перед "Черным квадратом", мы стоим перед бездной, недаром не покидало многих, кто видел эту картину. Да и сам художник не скрывал этого. К. Малевич заявлял, что на "Черном квадрате" искусство заканчивается, что его картина и есть вершина и конец всякого искусства.
Кубизм, который предшествовал супрематизму, К. Малевич называл "искусством распыления". То есть предшественники художника совершили художественную революцию, которая разрушила в картине предметный мир и высвободила энергию. А в "Черном квадрате" разворачивает свое действие уже ничем не обусловленная энергия, и действует она по принципу воронки, затягивая взгляд зрителя внутрь черной бездны. В "Черном квадрате" К. Малевича изображение человека исключено принципиально. В черной зияющей бездне лиц не разглядеть, миллионы могут уместиться в черном пространстве, когда на первый план выходит логика темных сил и стихий. В некоторых других своих картинах ("Крестьянин", "Женщина с граблями") художник тоже не изображает человеческие лица. Намеренно он делает это или неосознанно нащупывает ту грань человеческого существования, когда образ (лик, лицо, личность) исчезает? Когда человек превращается в знак, формулу, в винтик машины? И если это так, то его исчезновение - вовсе не катастрофа, а лишь замена одной детали на другую.
Следует еще раз вспомнить год написания картины - 1914-й, когда разразилась Первая Мировая Война. А в перспективе были еще революция и гражданская война, когда в романтической устремленности одних перекроить весь мир, другие отдельные «человеки» действительно становились лишь пылинкой в космосе. Сам К. Малевич о своей эпохе отзывался так: "Сейчас время особое, может быть, никогда не было такого времени, времени анализов и результатов всех систем, некогда существовавших, и к нашей демаркационной линии века принесут новые знаки. В них мы увидим несовершенства, которые сводили к делению и розни, и, может быть, от них возьмем только рознь, чтобы выстроить систему единства". Таким образом, супрематизм (как и воплощавший его "Черный квадрат") были для К. Малевича не только символом конца искусства, но и вообще символом конца жизни. Во всяком случае, в тех ее формах, которые стремилась разрушить революционная стихия. И из обломков старой жизни должна была возродиться жизнь новая - светлая и прекрасная.
Существуют и противоположные мнения. Например, доцент Восточно-Казахстанского государственного университета, преподаватель культурологии Светлана Царегородцева полагает, что Малевич нарисовал древний знак земли. Квадрат - это символ постоянства, безопасности, равновесия, божественного участия в сотворении мира, пропорциональности, нравственных устремлений и честных намерений. Квадрат - это также эмблема идеального города, построенного на века. "Квадрат, - многозначительно писал сам Малевич, - это творчество интуитивного разума. Квадрат живой, царственный младенец...". Культуролог констатирует: «Квадрат века, квадрат Малевича, так и остался непонятым ни современниками, ни потомками. Которые с завидным упорством продолжают вести войны, убивать себе подобных и разрушать чужие города». И задается вопросом: «Неужели искусство ничему не учит?»
По-разному оценивают «Черный квадрат» люди нынешнего поколения, и всегда имеются противоположные мнения. На сегодняшний день вопрос о гениальности «Черного квадрата» К. Малевича стоит так: «"Черный квадрат" Малевича - это действительно гениально или просто хорошая реклама?» Ответ на этот вопрос неоднозначный:
1. гениально, без сомнения- 33%;
2. хорошая реклама-56%;
3. не знаю -10%.
Художник Малевич говорит: «Предназначение искусства не в том, чтобы изображать какие-то предметы. Предназначение искусства в том, чтобы освободиться от предметов, не составляющих его сути и быть искусством, которое существует само по себе». Живопись обладает собственной красотой, отличной от сюжета, который она изображает. В беспредметном искусстве нет сюжета, и живопись предстает здесь в своей собственной красоте.
Некоторые люди говорят, что не понимают беспредметное искусство, но понимают и любят искусство с предметами сюжета. На самом деле эти люди не понимают искусства вообще. Они любят не искусство, не живопись как таковую. Они услаждаются предметами сюжета живописи, то есть тем, что отлично от живописи, тем, что является только предлогом для нее Абстрактная живопись - это прекрасный тест. С его помощью можно определить: чувствует ли человек живопись или он видит предмет - сюжет живописи? Человек, который чувствует живопись, будет чувствовать ее и в искусстве Возрождения, и в абстрактном искусстве. Человек, видящий предмет, не оценит живописи как таковой ни в искусстве Возрождения, ни в абстрактном искусстве.
Познавая чистое искусство, познавая "Черный квадрат", ты узнаешь истину своего изначального существа и правду своего бесконечного счастья.
В конце века все чаще припоминаются строчки Блока. Чем запомнился век? Самыми страшными войнами. Бесчисленными революциями и военными переворотами. Сотни раз менялась мода. И только "Черный квадрат" Казимира Малевича остается неизменным и неразгаданным символом XX столетия. Черный квадрат Казимира Малевича был, с одной стороны, вызовом обществу, бунтом, протестом. Нарисовать квадрат, обвести его белой краской и заставить воспринимать как произведение искусства - конечно, это неслыханная дерзость. Но это больше, чем бравада. Это действительно был прорыв в новое искусство и новое время. На истечении столетия можно уверенно говорить о победе Малевича. Его творческие находки растворены в современном дизайне. Чайники Малевича, сконструированные еще в 1923 году, поразительно напоминают современные "мулинексы" и "тефали". Тот же Малевич в начале 20-х годов сделал открытия, которые сегодня используют все рекламные фирмы, делая упор на чистый цвет и простую форму.
Имя Малевича выдвигается сегодня как фундамент нового, современного направления искусствоведческой, культурологической и даже философской мысли, направления, исполненного необыкновенной глубины и значительности. Все это уже стало абсолютом, аксиомой, не требующей каких-либо доказательств. Это стало знанием, с которым невозможно не соглашаться, в котором стыдно сомневаться, и которое просто неприлично обсуждать.
Список литературы:
1. Шатских А.С Ш29 «Казимир Малевич» М.:Слово, 2006 - 96стр."
2. Егоров И. Казимир Малевич. М., 1990
3. Короткина Л. К. Малевич, П.Филонов и современность. Л., 2001
4. Энциклопедия русской живописи, М.: «Олма-Пресс»,1999.-351с.; илл.
5. Энциклопедия «Что такое. Кто такой»: В 3т.-М.: Педагогика- Пресс, 1997.- 416 с.