Моментом отражения выручки от реализации продукции является дата исполнения обязательств сторонами договора.
3. Аудит отгруженной и реализованной готовой продукции
3.1. Методика проведения аудита реализованной и отгруженной
продукции
Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры учета, отчетность.
Первичные документы включают:
Приказ об учетной политике организации;
Договоры на реализацию продукции;
Приказ-накладная (комбинированный документ, совмещающий распоряжение складу на отпуск готовой продукции и накладную, являющуюся сопроводительным документом, фиксирующим отпущенное количество продукции);
Счет-фактура; Товарно-транспортная накладная;
Счета-фактуры для целей налогообложения;
Карточки складского учета;
Приемо-сдаточная накладная по сдаче на склад готовой продукции;
Акт сдачи на склад готовой продукции; Инвентарные описи;
Накладные на реализацию готовой продукции, коносаменты.
Регистры синтетического и аналитического учета включают:
Главную книгу; Журнал-ордер №11;
Ведомость выпуска готовой продукции;
Ведомость отгрузки и реализации готовой продукции;
Количественно суммовые карточки, оборотные ведомости.
Отчетность включает:
Форму №1 (бухгалтерский баланс)
Бухгалтерская отчетность, в которой отражается раздел (Участок, бухгалтерский счет), должна включать в себя в частности, строки баланса:
Стр. 214 «Готовая продукция и товары для перепродажи»;
Стр. 215 «Товары отгруженные»;
Стр.217 «Прочие запасы и затраты», по которой показываются запасы и затраты, не нашедшие отражения в других строках подраздела «запасы» раздела II бухгалтерского баланса;
Стр. 230 «Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков».
Форму №2 (Отчет о прибылях и убытках)
При проверке организации учета отгрузки и реализации продукции необходимо установить и проверить:
• наличие договоров на поставку готовой продукции и правильность их оформления;
• правильность оформления документов и применяемых цен;
• соблюдение способа определения выручки по счетам 46, 47, 48;
• ведение синтетического и аналитического учета по счетам 45, 46, 47, 48, 62, 64 и др.;
• ведение ведомостей № 16, 16/1 и журнала-ордера № 11 (при применении журнально-ордерной формы учета).
При аудите операций по отгрузке и реализации продукции необходимо обратить внимание на учет расходов, связанных со сбытом продукции. Такие расходы называются коммерческими (внепроизводственными) и учитываются на счете 43 "Коммерческие расходы".
Коммерческие расходы включают: затраты на тару и упаковку; транспортные расходы по сбыту продукции; комиссионные сборы и отчисления; затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты; стоимость образцов товаров; прочие расходы по сбыту.
При контроле ведения учета по счету 43 необходимо проверить:
• обоснованность включения затрат в состав коммерческих расходов;
• соблюдение нормативных расходов на рекламу;
• соблюдение основных положений по учету тары;
• правильность составления бухгалтерских проводок
3.2.Аудит отгрузки и реализации продукции (работ, услуг)
Для проверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности готовой, отгруженной и реализованной продукции применяются следующие аудиторские процедуры:
«Продукция 1.1.1» — проверка соответствия фактической оценки готовой продукции методу оценки, установленному учетной политикой организации;
«Продукция 1.1.2» — проверка соответствия оценки отгруженной продукции методу оценки, установленному учетной политикой организации;
«Продукция 1.1.3» — проверка правильности отражения в учете продукции, выработанной из давальческого сырья;
«Продукция 1.2.1» — проверка полноты отражения в учете выпущенной продукции;
«Продукция 1.2.2» — проверка полноты отражения в учете отгруженной и реализованной продукции;
«Продукция 1.3.1» — проверка правильности складского учета готовой продукции;
«Продукция 1.3.2» — проверка правильности отражения в учете результатов инвентаризаций готовой продукции.
Для оценки внутреннего контроля реализации продукции составляется вопросник (табл. 1). [7]
Таблица 1
Вопросник для оценки внутреннего контроля реализации продукции (работ, услуг) и прочей реализации.
№п/п
Направления и вопросы тестирования
Ответы
Примечание
Нет ответа
Да
Нет
1
Условия
Контролируется ли реализация продукции персоналу за наличный расчет и реализацию отходов?
2
3
Реальность
Ограничен ли доступ к бланкам счетов-фактур за реализацию?
Заполняются ли пронумерованные транспортные накладные или другие документы на отгрузку?
4
5
6
Полнота
Пронумерованы ли бланки счетов-фактур за реализацию?
Контролируется ли последовательность нумерации для выявления неучтенных счетов-фактур?
Контролируется ли последовательность нумерации для выявления неучтенных транспортных накладных?
7
8
9
Утверждение
Утверждаются ли продажи в кредит до отгрузки?
Обоснованы ли реализационные цены и сроки реализации по договорам?
Устанавливаются ли реализационные цены ниже себестоимости?
1
1
1
Точность
Сопоставляется ли количество отгруженной продукции с данными счетов-фактур?
Проверяются ли товарно-транспортные документы на предмет ошибок при подсчете количества, общей суммы, применении цен, наценок?
Проверяется ли соответствие данных первичного, аналитического и синтетического учета реализации продукции?
1
Классификация
Имеется ли классификатор по готовой продукции и ее реализации?
1
1
Учет
Имеется ли единая учетная политика по реализации продукции?
Проверяются ли записи аналитического и синтетического учета реализации и утверждаются ли ответственным бухгалтером?
1
Периодизация
Датируются ли счета-фактуры за реализацию продукции днем отгрузки?
Примерные аудиторские тесты контроля реализации продукции, товаров, работ и услуг представлены в таблице 2.
Таблица 2
Процедура аудиторских тестов контроля реализации продукции
№ п/п
Вопросы, включенные в программу, и процедуры их проверки
Направления контроля
А
1
Реализация
Выбрать для проверки документы на отгрузку:
А) сканировать на предмет недостающих номеров
Б) проследить по соответствующим операциям счета-фактуры