- учет движения наличных денежных средств (приходные и расходные кассовые ордера);
- анализ потоков денежных средств (учет объемов поступления и расходования средств из кассы предприятия, оптимизация денежных потоков);
- составление бюджета денежных средств (планирование объемов расходов и доходов на будущее).
Управление наличными денежными потоками также может охватывать некоторые другие аспекты управления деятельностью предприятия. Среди них (рис. 2) формирование и регулирование собственного капитала, товарно-материальных запасов, внеоборотных активов, а также расчеты по кредиторской и дебиторской задолженности.
Рисунок 2 – Состав задач управления денежными средствами
предприятия
Роль и значимость управления денежными потоками, в том числе наличными, особенно возрастает в связи с необходимостью:
- планирования графика распределения капиталовложений в течение года;
- управления оборотным капиталом (оценки краткосрочных потребностей в наличных средствах и управления запасами);
- управления затратами всех видов и их оптимизации с точки зрения более рационального распределения ресурсов предприятия в процессе производства;
- управления потребностью заемных средств для осуществления капиталовложений (финансирование за счет собственных средств или кредитов банка);
- управления экономическим ростом и развитием предприятия.
Анализ деятельности обследованного предприятия позволил выделить следующие трудности в управлении денежными средствами:
- управленческие работники не всегда имеют полную оперативную информацию об источниках денежных поступлений, о суммах, сроках платежей, а также о способах оплаты (наличный или безналичный расчет);
- разнонаправленные потоки денежных средств (расходы и доходы) зачастую не совпадают во времени и по размерам;
- иногда происходит случайная утеря платежных документов, поэтому кассовый план приходится создавать при неполной информации о поступлениях и расходах;
- запросы на финансирование часто не соответствуют реальным потребностям;
- решения о привлечении кредитов принимаются без должной оценки их необходимой величины и сроков погашения.
Указанные, а также некоторые другие недостатки во многом можно избежать, если внедрить в практику работы бухгалтерии метод бюджетирования, предполагающий составление кассовых бюджетов.
Цель бюджетирования денежных средств состоит в расчете необходимого их объема и определении моментов времени, когда у предприятия ожидается недостаток или избыток денежных средств для того, чтобы избежать кризисных явлений и рационально использовать денежные средства предприятия.
Кассовый бюджет является составной частью Основного бюджета предприятия и использует данные бюджетов продаж, закупок, затрат на оплату труда и др. Кассовый бюджет представляет собой подробную смету ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период, включающую как конкретные статьи поступлений и выплат, так и их временные параметры.
Для повышения точности расчета объема требуемых и поступающих денежных средств руководству предприятия необходимо знать конкретные статьи поступлений и расходов денег, а также временные параметры этих процессов. Как было указано выше, решение этой задачи можно осуществить, используя бюджетирование денежных средств.
При этом следует учитывать, что бюджет денежных средств, как и все прочие бюджеты, во многом зависит от субъективных оценок и прогнозов (например, прогноза продаж, оценки периодов погашения дебиторской задолженности и т.п.), поэтому, общая ошибка расчетов (возможные отклонения) ведет к значительному искажению конечных результатов и может послужить основой для принятия неправильного управленческого решения. Разработка бюджета денежных средств, как и других бюджетов, является результатом тесного сотрудничества всех служб предприятия и должна быть регулярной, поскольку разовые бюджеты на основе единичных оценок могут приводить к большим отклонениям и неправильным управленческим решениям. Регулярность разработки бюджета позволит руководителю определить, какие факторы оказывают самое большое воздействие на величину денежного потока, и направить основные усилия на более точную оценку этих факторов.
Подводя итог, можно сказать, что кассовый бюджет позволяет:
1. Анализировать значительные отклонения по статьям бюджета и оценивать их влияние на финансовые показатели предприятия.
2. Получить целостное представление о совокупной потребности в денежных средствах.
3. Принимать управленческие решения о более рациональном использовании ресурсов.
4. Своевременно определять потребность в объеме и сроках привлечения заемных средств.
Главной целью составления бюджетов является определение моментов времени, в течение которых у хозяйства будет недостаток или избыток денежных средств для того, чтобы разумно избежать кризисных явлений или смягчить их и рационально использовать временно свободные средства. Выявление таких моментов относительно наличных денежных средств будет полезно для корректировки времени осуществления кассовых операций. Так, если разнести во времени сгущения приходных и расходных операций даже в течение 1-2 суток, можно добиться отсутствия дефицита средств в кассе, а с другой стороны – отсутствия излишних остатков наличности сверх разрешенного лимита и снижения тем самым потребности в инкассации средств и снижения затрат на обслуживание предприятия кассой.
При составлении бюджета необходимо большое количество первичной информации, которая, как правило, существует лишь в разрозненном виде в различных подразделениях предприятия. На предприятии нет единой службы, которая занималась бы сведением этой информации воедино для составления бюджетов. Эти функции распределены по разным службам, и нет возможности оперативного отслеживания и корректировок движения денежных средств.
Кроме того, иногда происходит сознательное завышение показателей в разрозненных финансовых планах в надежде на то, что какому-либо подразделению предприятия выделять больше финансовых средств. Составление единого бюджета позволяет избежать подобных явлений и получить более объективную картину потребности в деньгах. Кассовый бюджет должен включать все денежные поступления и выплаты, которые удобно группировать по видам деятельности - основная, инвестиционная и финансовая.
На первом этапе формирования кассового бюджета необходимо определить поступления и расход денежных средств по основной деятельности хозяйства, так как результаты планирования денежного потока по основной деятельности могут использоваться при планировании инвестиций и определении источников финансирования.
Основные документы, необходимые для составления кассового бюджета хозяйства, систематизированы в виде схемы на рис.3.
Рисунок 3
- Основные документы и процедуры составления
кассового бюджета хозяйства
Из рис. 3 видно, что для составления кассового бюджета (т.е. планирования притоков и оттоков денежных средств в кассе и на счетах в банках) нужно составлять следующие документы:
По основной деятельности - бюджет продаж, в свою очередь распределяемый на шесть частных бюджетов (смет):
1) закупок материалов, включая ГСМ;
2) расходов на оплату труда;
3) общепроизводственных расходов;
4) коммерческих (реализационных) расходов;
5) управленческих (общехозяйственных) расходов;
6) налоговых платежей.
По инвестиционной деятельности требуется составлять:
1) прогноз поступлений от инвестиций (прежде всего от продажи основных средств);
2) бюджет капитальных затрат.
По финансовой деятельности:
1) поступления от продажи (эмиссии) ценных бумаг (акций, облигаций);
2) по кредитам.
При составлении указанных бюджетов требуется учитывать следующие факторы:
1) результаты анализа движения денежных средств;
2) результаты анализа погашения дебиторской задолженности;
3) результаты анализа движения кредиторской задолженности;
4) налоговые платежи;
5) инфляцию;
6) кредитные ставки;
7) выплаты по итогам года (в т.ч. дивиденды).
Формирование и контроль за выполнением указанных документов и кассового бюджета в целом позволит предприятию избегать возникновения штрафов и пени за просроченные платежи, а также планомерно осуществлять основную и инвестиционную деятельность, что является немаловажным в условиях частого недостатка денежных средств и низкого уровня прибыли.
4.4. Предполагаемая эффективность предложенных мероприятий
Эффективность предлагаемых нами мероприятий можно определить, используя данные табл. 9. В первой строке данной таблицы указаны суммы расхождения по величине начисленных и уплаченных налогов и сборов. Суммарное расхождение за 2 года составило 117 тыс. руб. В принципе, для предприятия с годовой выручкой около 10 млн. руб. – сумма незначительная. Однако по сравнению с размером чистой прибыли предприятия составляет около 15%. Расхождения между начисленными и уплаченными налогами объясняются, чаще всего отсутствием необходимых сумм свободных денежных средств, требуемых для уплаты налогов и сборов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16