Для проведения ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия. Ревизии кассы субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, не реже одного раза в квартал производятся их ревизионными комиссиями или привлеченными аудиторами (аудиторскими организациями). Во время ревизии производится полный полистный пересчет денежной наличности и проверки других ценностей, находящихся в кассе. По результатам проверки кассы комиссией составляется акт.
При обнаружении ревизией недостач или излишков денежных средств или ценностей в кассе в акте указывается сумма недостачи или излишка и обстоятельства их возникновения.
При автоматизированном ведении кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.
Вышестоящие организации (в случае их наличия) при осуществлении документальных ревизий на всех подведомственных предприятиях должны производить ревизию кассы и проверять соблюдение кассовой дисциплины. При этом особое внимание уделяется обеспечению сохранности денег и ценностей в кассе.
В акционерных, кооперативных, общественных и иных подобных предприятиях, такие ревизии проводятся их ревизионными комиссиями, предприятиями-учредителями или привлеченными аудиторскими организациями.
Банки, осуществляющие расчетно-кассовое обслуживание предприятий, контролируют соблюдение предприятиями требований действующих правил ведения кассовых операций и не реже одного раза в год проверяют состояние кассовой дисциплины. При наличии серьезных, систематических нарушений в ведении кассовых операций информируют Национальный банк Республики Беларусь, налоговые службы и органы прокуратуры на местах.
Проверки соблюдения Правил ведения кассовых операций могут осуществлять также налоговые и другие государственные контролирующие органы, в соответствии с возложенными на них обязанностями и действующим законодательством.
Предложения и рекомендации по устранению выявленных в ходе проверок кассовой дисциплины недостатков, а также причин и условий, способствующих совершению хищений, обязательны к выполнению всеми предприятиями. При этом ответственность за соблюдение Правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.
Кассовые операции в иностранной валюте регулируются Положением о ведении кассовых операций с иностранной валютой на территории Республики Беларусь, утвержденным решением Правления Национального банка Республики Беларусь 1.03.1993 г. (протокол № 7).
Выявленные излишки денежных средств в кассе на основании акта приходуются следующей проводкой:
Д-т сч. 50 "Касса", В-4
К-т сч. 99 "Прибыли и убытки", ж/о 15 (07).
Недостачи денежных средств списываются в расход по кассовой книге согласно акту следующей бухгалтерской записью:
Д-т сч. 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей", В-5
К-т сч. 50 "Касса", ж/о 1 (01).
После принятия решения о взыскании недостающей суммы с виновных лиц она относится на счет 73 следующей проводкой:
Д-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (субсчет 3 – "Расчеты по возмещению материального ущерба", В-5
К-т сч. 84 'Недостачи и потери от порчи ценностей™, ж/о 10/1 (07).
При погашении суммы недостачи кассиром, в добровольном порядке, в учете делается следующая запись:
Д-т сч. 50 "Касса", В-4
К-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (субсчет 3), ж/о 8 (03).
Если же недостача будет удерживаться из заработной платы кассира, то эта хозяйственная операция в учете будет отражена следующим образом:
Д-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", В-8
К-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (субсчет 3), ж/о 8 (03).
В случае, когда виновные не установлены или суд отказал во взыскании с них, потери от недостачи списываются на убытки:
Д-т сч. 99 "Прибыли и убытки", В-4
К-т сч. 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" (73), ж/о 10/1 (07).
В дальнейшем указанные недостачи денежных документов по их номинальной стоимости списываются аналогично списанию денежных средств.
Лица, виновные в систематическом нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в установленном порядке [4, с. 489].
3. АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
В аудиторской практике сложились разные подходы к проверке кассовых операций. Это объясняется разным объемом информации. Методически формы проверки кассовых операций можно свести к двум вариантам: сначала проверяются все приходные, затем все расходные документы; одновременно проверяются и приходные и расходные кассовые документы.
Аудит кассовых операций начинается с проверки тождественности остатков по счету 50 "Касса" на начало ревизуемого периода путем сверки записей в кассовой книге, кассовом отчете, журнале-ордере 1 или соответствующей машинограмме, Главной книге, балансе предприятия. Для этого аудитор должен составить следующую вспомогательную таблицу (табл. 3.1).
Таблица 3.1 Проверка соответствия оборотов по счету 50, отраженных в балансе, Главной книге, журнале-ордере № 1 (поквартально)
Дата |
Сальдо на |
Дебетовый оборот по |
Кредитовый оборот по |
Сальдо на |
||||
Балансу |
Главной |
ж/о №1 |
Балансу |
Главной |
ж/о №1 |
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
На 1 января На 1 апреля На 1 июля На 1октября На 31 декабря |
Вывод: Наличие отклонений есть
нет
Дата |
Отклонение данных |
||
баланса и Главной |
баланса и журнала-ордера |
главной книги и ж/о |
|
На 1 января На 1 апреля На 1 июля На 1октября На 31 декабря |
Примечания ___________________________________________________
Вывод:________________________________________________________
При проверке остатка денежных средств на конец года аудитор должен собрать достаточно доказательств, чтобы оценить, действительно ли данные о денежных средствах, отраженные в балансе, объективно представлены и правильно раскрыты (в соответствии с целями используемых для всех проверок статей баланса). Методика аудита денежных средств направлена на то, чтобы были достигнуты цели аудита: существование, полнота, оценка, права и обязанности, точность, представление и раскрытие. Содержание данных целей в отношении проверки учета и сохранности денежных средств сводится к следующему.
Существование. Аудитор в процессе проверки должен получить доказательства, что средства, отраженные в документах, на самом деле существуют в наличии. В ходе проверки аудитор должен выяснить:
· существуют ли фактически все средства, показанные в балансе;
· существуют ли ошибочные (преднамеренные и непреднамеренные) записи по поступлениям и платежам;
· существуют ли доходы и расходы, не относящиеся к деятельности предприятия.
Полнота. Аудитор должен быть уверен, что в бухгалтерские документы, которые поступают на проверку, включена вся необходимая информация, в ведении бухгалтерского учета не допускается ни одного пропуска (умышленные или неумышленные), в бухгалтерскую отчетность включены данные обо всех операциях, которые имели место в течение года. Для достижения данной цели должны быть выяснены следующие вопросы:
• включены ли все денежные средства;
• не пропущены ли какие суммы;
• отражены ли в счетах-фактурах все суммы по
реализации.
Точность арифметических данных. Каждая цифра должна быть
точно отражена и точно перенесена из одного регистра в другой. Вопросы, которые задаются аудитором:
· точно ли учтены все средства в кассе;
· правильно ли рассчитаны суммы по реализации;
·
была ли проведена проверка арифметической точности сумм в
кассовой книге.
Оценка - все ценности должны быть правильно оценены, а все операции должны быть отражены и документах по соответствующей (надлежащей) стоимости. Аудитор задает следующие вопросы:
• правильно ли были осуществлены валютные операции и насколько верно данная сумма отражена в бухгалтерской отчетности;
• правильно ли применен принцип по отгрузке для расчета доходов.
Права и обязательства. Аудитор должен проверить, что предприятие имеет права на имеющиеся в его распоряжении активы, и оно отвечает по своим обязательствам:
• имеет ли предприятие право собственности на учтенные средства;
• правильно ли в бухгалтерской отчетности отражены права и обязательства;
• находятся ли па хранении средства, принадлежащие третьим лицам.
Представление и раскрытие — все данные бухгалтерской отчетности представлены точно и все данные раскрыты в необходимом объеме "с должной тщательностью" и с определенной степенью детализации (как требуют стандарты бухгалтерского учета).