Такой состав оптового товарооборота определяется лишь в экономической литературе, однако не закреплен в нормативных документах.
В настоящее время результаты деятельности оцениваются по величине прибыли, рентабельности. В то же время показатель товарооборота является основой для расчета всех оценочных показателей (валового дохода, прибыли, уровня издержек, рентабельности и т. д.). От его динамики зависят во многом результаты хозяйственной деятельности предприятий торговли. Рост товарооборота влечет за собой увеличение валового дохода, а следовательно, и прибыли предприятия.
Основные направления развития оптового товарооборота :
· повышение ритмичности и равномерности поставок от производителей;
· снятие с производства товаров, не пользующихся спросом, и увеличение производства ходовых и дефицитных товаров на основе изучения потребностей в них;
· предотвращение товарных потерь при транспортировке, хранении и реализации товаров, а также их хищения путем оптимизации товарных запасов и правильной организации товародвижения;
· развитие материально-технической базы оптовых предприятий (подвижной состав, специально оборудованные хранилища, холодильники), правильная организация маркетинговой деятельности и так далее.
Деятельность оптового предприятия, как и любого другого предприятия на потребительском рынке, направлена на выполнение определенных стратегических планов, поставленных задач. В основе развития оптовых предприятий лежит торгово-финансовый план, в котором находят отражение такие показатели как оптовый товарооборот, прибыль от реализации, коэффициент рентабельности и другие. От степени выполнения этих показателей зависит финансовое состояние предприятий оптовой торговли. План оптового товарооборота разрабатывается оптовым предприятием самостоятельно, однако, учитывая нынешнее состояние товарного рынка, снижение объемов производства, разрыв хозяйственных связей, неразрешенность проблемы неплатежей, при его разработке необходимо принимать во внимание меры, разработанные правительством по государственному регулированию производства и потребления.
При составлении прогнозов оптового товарооборота необходимо использовать следующие основные предпосылки:
· прогноз развития розничного товарооборота в целом по республике и в районе деятельности базы;
· накопленная информация о потенциальных партнерах-производителях, номенклатуре производимых товаров, их свойствах, ценах, условиях поставки, биржевых котировках;
· сведения о конъюнктуре рынка, товарных рынках, о спросе, покупателях;
· заказы-заявки на товары обслуживаемых розничных торговых предприятий и других предприятий и организаций;
· прогнозные расчеты товарных ресурсов в разрезе источников, которые могут быть вовлечены в товарооборот;
· заказы на поставку товаров для государственных нужд;
· перспективы развития производства товаров в районе деятельности оптового предприятия;
· ориентация на обеспечение необходимой прибыльности;
· анализ динамики объема и структуры оптового товарооборота, состояния товарных запасов и товарного обеспечения.
Все эти предпосылки исходят из того, что функционирование оптового предприятия на рынке всегда связано с ограничениями, которые определяют границы его деятельности и, в частности, оптового товарооборота. Такими ограничениями являются: ресурсные (материальные, трудовые), то есть прогнозы товарооборота не могут быть больше наличных ресурсов; финансовые (имеющиеся денежные фонды, платежеспособность); временные, обусловленные инфляцией, что предполагает замедление оборачиваемости; объем покупательского спроса (объем реализации всегда равен или меньше объема спроса). Степень влияния этих ограничений зависит от состояния экономики страны, уровня самостоятельности предприятия, уровня рыночных преобразований.
От правильного и своевременного учета на предприятии реализации товаров зависит точность определения финансовых результатов, начисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, объективность аналитических данных, а также составляемых планов и прогнозов на будущие периоды. Отметим, что при этом надо учитывать постоянно изменяющиеся условия хозяйствования, связанные, в первую очередь, с динамичным изменением законодательства. Это позволит избежать ошибок в учете, своевременно определить упущенные возможности улучшения результатов работы с целью их использования в будущем периоде.
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности оптового товарооборота
Все предприятия и хозяйственные организации Республики Беларусь должны вести учет в соответствии с действующим законодательством. Я привожу перечень нормативно-правовых документов по исследуемой теме, регламентирующих методику и организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии.
1.)Закон РБ « О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 г. № 3321-XII определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. Закон предписывает основные требования при организации бухгалтерского учета, которые входят в компетенцию руководителя, регламентирует права и обязанности главного бухгалтера, утверждает основные положения учетной политики.
Согласно статье 4 Основными задачами бухгалтерского учета и отчетности являются:
· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах;
· обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее учета;
Типовой план счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета.
2.)Закон «О торговле» от 26 ноября 2003 г. № 247-З определяет правовые основы осуществления торговли на территории Республики Беларусь, государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворения спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ, оказание услуг. В статье 27 данного закона указывается, что в случаях выявления в ходе проверки (ревизии) реализации товаров, не соответствующих техническим нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные требования к качеству, технологии и безопасности товаров, отсутствия необходимой и достоверной информации о товаре, а также реализации товаров без предусмотренных законодательством приходных документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, либо с истекшими сроками годности (сроками службы) или без указания сроков годности (сроков службы), если установление этих сроков обязательно, а равным образом в случае отказа субъекта торговли допустить должностных лиц уполномоченных контролирующих органов к проведению проверки (ревизии) контролирующие органы приостанавливают или прекращают реализацию этих товаров.
3.)Закон « О ценообразовании» от 10 мая 1999 г. N 255-З
устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.
регулирование ценообразования - воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Оно реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного (через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики) регулирования.
Основными принципами ценообразования являются:
· определение основ государственной политики в области ценообразования;
· сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
· разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);
· установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
· государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).
Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, применяются свободные цены (тарифы).
Согласно статье 12 юридическое лицо, предприниматель имеют право:
· самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяется государственное ценовое регулирование;
· обжаловать в установленном законодательством порядке решения, принятые в отношении их республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами, а также их должностными лицами с нарушением законодательства о ценообразовании. Обжалование в установленном законодательством порядке решений не приостанавливает их выполнения.