Учет основного капитала и анализ эффективности его использования

Кроме того, все основные средства делятся на основные производственные средства и основные непроизводственные средства. К основным производственным средствам относят средства, которые непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, оборудование, станки и др.) или создают условия для производственного процесса (производственные здания, трубопроводы и др.). К основным непроизводственным средствам (фондам) относятся жилые дома, детские и другие объекты культурно-бытового обслуживания трудящихся, которые находятся на балансе предприятия. В отличие от производственных средств они не участвуют в процессе производства и не переносят своей стоимости на продукт, ибо он не производится. Несмотря на то, непроизводственные основные средства не оказывают непосредственного влияния на объем производства, рост производительности труда, постоянное увеличение этих средств неразрывно связано с улучшением благосостояния работников предприятия и повышением материального и культурного уровня их жизни, что, в конечном счете, сказывается на результатах деятельности предприятия. Основные средства принято также классифицировать по следующим признакам:

По принадлежности:

– собственные средства (находящиеся на балансе предприятия);

– арендованные (временное использование за плату, лизинг основных средств).

По характеру участия в процессе производства:

– действующие;

– находящиеся в запасе или консервации;

По продолжительности эксплуатации выделяют следующие возрастные группы:

– до 5 лет;

– 6 – 11 лет;

– 11 – 20 лет;

– свыше 20 лет.

Возрастная структура, в частности используется для планирования и восстановления, т.е. для воспроизводства основных средств.

По технической пригодности:

– пригодное оборудование;

– оборудование, требующее капитального ремонта;

– оборудование, которое нужно списать.

Оценка основных средств. Различают первоначальную, остаточ­ную и восстановительную стоимость основных средств.

В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как прави­ло, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:

изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц – исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;

внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) – по договоренности сторон;

полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также неучтенных объектов основных средств – по рыночной стоимости на дату оприходования;

приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами – по стоимости цен­ностей, переданных или подлежащих передаче организацией.

Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовле­ние основных средств слагаются из:

сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором купли-продажи (продавцу), а также за осуществление работ по дого­вору строительного подряда и иным договорам и за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

регистрационных сборов, государственных пошлин и других ана­логичных платежей, произведенных в связи с приобретением (полу­чением) прав на объект основных средств;

таможенных пошлин и иных платежей;

невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;

вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, че­рез которую приобретен объект основных средств;

иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, соору­жением и изготовлением объекта основных средств, и затрат по дове­дению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтер­скому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Изменение первоначальной стоимости основных средств допус­кается также в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки соответствующих объектов.

Остаточная стоимость основных средств определяется вычитани­ем из первоначальной стоимости амортизации основных средств.

С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобре­таемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать основные средства и определять восстановительную стоимость.

Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (при современных ценах, современной технике).

Последняя переоценка основных средств произведена в соответ­ствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.96 г. № 1442 «О переоценке основных фондов». В соответствии с данным поста­новлением переоценке подлежали находящиеся на балансе орга­низаций здания, сооружения, машины, оборудование, транспорт­ные средства и другие виды основных фондов независимо от тех­нического состояния (степени износа), как действующие, так и подготовленные к списанию, но не оформленные соответствующи­ми актами.

Переоценка основных средств осуществлялась двумя методами: путем индексации их балансовой стоимости и путем прямого пере­счета балансовой стоимости применительно к ценам, складывающимся на 1 января 1997 г. на соответствующие виды основных средств. Пе­реоценка осуществлялась организацией самостоятельно или с привле­чением специалистов-экспертов.

Начиная с 1 января 1999 г. организации могут не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной сто­имости путем индексации (с применением индекса дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.


1.2  Задачи учета и анализа основных средств, источники

информации для анализа


Основные задачи бухгалтерского учета основных средств:

·  правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;

·  правильное исчисление и отражение в учете сумм амортиза­ции основных средств;

·  получение сведений для правильного расчета налога на иму­щество, перечисленного в бюджет;

·  получение данных для составления отчетности о наличии и движении основных средств;

·  точное определение результатов от ликвидации и прочего выбытия основных средств;

·  учет затрат на ремонт, модернизацию, реконструкцию и под­держание объектов основных средств в рабочем состоянии;

·  контроль за рациональным и эффективным использованием основных средств по времени и мощности;

·  обеспечение контроля за сохранностью объектов основных средств.

Задачи анализа основных производственных фондов предприятия:

1. Выявление степени обеспеченности предприятия основны­ми производственными фондами в соответствии с производственной программой.

2. Изучение степени использования основных производственных фондов по обобщающим и частным показателям. Выявление и измерение факторов, повлиявших на уровень этих показателей.

3. Установление степени использования основного (технологического) оборудования и производственной площади.

4. Выявление и измерение резервов повышения эффективности основных производственных фондов.

Источниками информации для анализа ОПФ могут служить:

·        бизнес-план предприятия;

·        план технического развития предприятия;

·        отчетный бухгалтерский баланс и приложения к нему;

·        специальные балансы: баланс основных фондов, баланс обо­рудования, баланс производственной мощности;

·        инвентаризационные карточки учета основных средств и другая техническая документация.

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ


2.1. Документальное оформление движения основных средств


Учет движения основных средств в организации оформляется унифицированными   формами,   утвержденными   постановлением Госкомстата России 21.03.2001 г. № 7.

Акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1) применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:

ü                приобретения за плату у других организаций;

ü                строительства хозяйственным или подрядным способом;

ü                получения от других юридических или физических лиц в без­возмездное пользование;

ü                внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;

ü                получения в хозяйственное или оперативное управление;

ü                получения в аренду с последующим выкупом;

ü                поступления по акту дарения.

Акт о приеме-передаче основных средств составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект комиссией, назначенной приказом руководителя организации.

Форма № ОС-2 применяется при оформлении внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразде­ления организации в другое. В этом случае акт (накладная) прием­ки-передачи основных средств выписывается в двух экземплярах. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй – структурному подразделению организа­ции-сдатчика.

При передаче акта приемки-передачи в бухгалтерию организа­ции к нему прилагается техническая документация по данному объ­екту. На основании этих документов работники бухгалтерии делают соответствующие записи в инвентарных карточках учета основных средств. На основании второго экземпляра акта приемки-передачи сдатчик делает соответствующие отметки в инвентарном списке ос­новных средств (по месту нахождения, эксплуатации) о выбытии объекта основных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать