Учет расчетов с поставщиками и покупателями и формирование внутреннего аудита
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра экономического анализа и управления недвижимостью
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ РАБОТА
По дисциплине Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Тема: «Учет расчетов с поставщиками и покупателями и формирование внутреннего аудита»
Выполнила: студентка гр. БУ 432/4 А.В. Яковлева
Руководитель: С.Е. Палий
Нижний Новгород 2005
Содержание
Введение ________________________________________________3
I. Теоретические и методологические основы учета расчетов с поставщиками и покупателями ____________________________________6
1.1. Сущность системы внутреннего аудита на предприятии_________________________________________6
1.2. Нормативно-законодательная база и методология учета расчетов с поставщиками и покупателями_________________________10
II. Организационно – экономическая характеристика предприятия ООО”Кумкайя”, учетной политики и программы внутреннего аудита ________________________________________________________________26
2.1. Организация и ведение учета расчетов с поставщиками и покупателями____________________________________________________26
2.2. Место и роль внутреннего аудита в организационной системе предприятия_____________________________________________________59
III Схема методологии, порядок проведения внутреннего аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками ___________________________ 78
3.1 Система доказательств при внутреннем контроле______________78
3.2 Наиболее типичные ошибки и предложения по улучшению учета расчетов с поставщиками и покупателями и формированию внутреннего аудита___________________________________________________________81
Заключение _______________________________________________86
Список используемой литературы ____________________________90
Приложения ______________________________________________92
Введение
Учет расчетов с поставщиками и покупателями и формирование внутреннего аудита имеют жизненно важное значение для любого предприятия, активно работающего в условиях рыночной экономики.
Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками и покупателями. С поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно - материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.
Задолженность по этим расчетам в процессе финансово – хозяйственной деятельности должна находится в рамках допустимых значений.
Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Дело в том, что при значительном отвлечении средств предприятия из оборота, появляется невозможность гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и внутренний аудит расчетов. Для проведения внутреннего аудита используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.
Целью выпускной квалификационной работы является учет и внутренний аудит расчетов с поставщиками и покупателями.
В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:
1. исследовать учет расчетов с поставщиками и покупателями;
2. проанализировать учет расчетов, основанных на зачете взаимных требований;
3. рассмотреть порядок списания истребованной и не истребованной задолженности;
4. рассмотреть сущность внутреннего аудита на предприятии;
5. особенности внутреннего аудита расчетов с поставщиками и покупателями на предприятии ;
6. предложить пути улучшения учета расчетов и внутреннего аудита.
Для этого необходимо:
- знание законодательной базы по бухгалтерскому учету и внутреннему аудиту;
- изучение учредительных документов, учетной политики, постановки бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности предприятия;
- исследование форм расчетных операций, применяемых на предприятии.
Объектом исследования данной работы является общество с ограниченной ответственностью «Кумкайя». На этом предприятии при расчетах с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами встречаются расчеты по договорам купли-продажи, договору комиссии, договорам мены, взаимозачетные операции. При отражении таких операций в бухгалтерском учете бухгалтеры часто допускают ошибки.
На уровне управления предприятием, имеет место как внешний финансовый контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, аудиторские организации, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, кредиторы и т. д.), так и внутренний финансовый контроль, осуществляемый субъектами самой организации (главным образом подразделением внутреннего аудита). Внешний и внутренний финансовый контроль в своей совокупности образуют систему финансового контроля хозяйствующих субъектов.
Систему финансового контроля организаций правомерно подразделить на следующие элементы или структурные уровни:
· государственный контроль;
· аудиторский контроль (его часто называют также независимым контролем);
· внутренний контроль (т. е. контроль, организованный на уровне непосредственно экономических единиц);
· общественный контроль (т. е. контроль со стороны контрагентов по финансово-хозяйственным договорам, кредиторов, инвесторов и т.д.).
В данной работе будут рассмотрены понятия, цели и порядок создания службы внутреннего контроля в организации.
I. Теоретические и методологические основы учета расчетов с поставщиками и покупателями.
1.1. Сущность системы внутреннего аудита на предприятии
Необходимость внутреннего аудита связана прежде всего с увеличением объектов и данных в бухгалтерском учете предприятия. По мере роста масштаба деятельности предприятия и расширения аппарата управления возникают проблемы, связанные с обменом информацией, затрудняется контроль за различными подразделениями предприятия со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок и злоупотреблений персонала.
В связи с этим главной задачей внутренних аудиторов является обеспечение удовлетворения потребностей органов управления предприятия в информации по различным вопросам. Основными функциями внутреннего аудита являются: осуществление проверок звеньев управления, предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления; осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Кроме того, в компетенцию внутренних аудиторов входят экспертиза средств управления риском (в частности, риском, связанным с условными обязательствами и аналогичными статьями финансовой отчетности), контроль за осуществлением программы по соблюдению этических норм, организация специальных расследований и надзор за их проведением.
Многие предприятия страдают от неэффективного использования разного рода ресурсов - трудовых, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны работников. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля.
2.2 Место и роль внутреннего аудита в структуре управления предприятием.
Внутренний
аудит должен доказать сотрудникам компании свою необходимость и полезность в
качестве услуги, которой они пока не всегда готовы пользоваться, поскольку
отношение к внутренним аудиторам в компаниях неоднозначно. Многое зависит от
внутренней культуры компании и готовности менеджеров к сотрудничеству с ними. К
сожалению, персонал не всегда осознает, что аудитор контролирует не исполнителей,
а рабочий процесс, выявляя недостатки существующих процессов, правил и процедур
и тем самым помогая компании достигать лучших результатов.
Схема 5. Организационная
структура ООО”Кумкайя”: