К основным задачам бухгалтерского учёта издержек обращения предприятия общественного питания «БАССинвест» относятся:
1. Тщательное оформление всех расходов документами и своевременное, полное и достоверное отражение их в учёте.
2. Формирование информации для контроля за соблюдением сметы издержек и выявления резервов сокращения расходов.
В условиях действующего налогового законодательства перед бухгалтером данного предприятия стоит задача не только не отнести на издержки обращения непредусмотренные нормативными актами расходы (не занизить размеры налогооблагаемой прибыли), но и достоверно отразить реальные издержки, понесённые хозяйствующим субъектом.
Экономия издержек обращения имеет первостепенное значение в повышении эффективности торговли и общественного питания. Наряду с сокращением путей и ускорением товародвижения, внедрением прогрессивных форм торговли большую роль в снижении издержек обращения играют:
1. обеспечение своевременной и достоверной информации о формировании издержек обращения по местам возникновения – торговым предприятиям (объединениям, отделам, бригадам и другим подразделениям;
2. контроль за строгим соблюдением смет издержек обращения по статьям расходов;
3. правильное распределение расходов по отчётным периодам;
4. выявление резервов экономии издержек обращения.
По видам торговых предприятий и расходов издержки обращения подразделяются на расходы предприятий оптовой и розничной торговли, предприятий общественного питания, овощехранилищ, а также транспортные расходы, возмещаемые поставщиками.
Уровень издержек обращения в процентах к товарообороту является важным качественным показателем работы предприятий торговли и общественного питания. В процессе анализа уровень издержек должен определяться не только по предприятию в целом, а и по каждой из статей с тем, чтобы полнее выявлять резервы экономии затрат на продвижение товаров с производства до потребителей.
2 Реализованная продукция (работы, услуги) и её роль в хозяйственном обороте предприятия
2.1 Значение реализованной продукции (работ, услуг) в формировании конечных финансовых результатов и основные методы её оценки, задачи учёта реализованной продукции
Продукция предприятий оптовой и розничной торговли, а также предприятий общественного питания, подразделяется на: отгруженную продукцию и реализованную продукцию.
Под отгруженной (отпущенной) продукцией, понимают продукцию, оформленную соответствующими документами (накладными, приёмо-сдаточными актами) по отгрузке готовых изделий, а также передаче продукции для реализации.
Реализованная продукция - денежное выражение объема продукции, проданной предприятием за определенный период, и оплаченной покупателем.
В настоящее время важное значение приобретает реализация продукции по договорам поставкам как важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В разовых договорах поставки указываются наименование, количество, ассортимент и качество поставляемой продукции, цена, порядок расчётов, срок действия договоров и некоторые другие данные. Эти договора служат средством контроля за соблюдением условий, сроков, качество поставок и своевременностью расчётов с покупателями.
Однако существуют договора поставок, в которых не указываются количество, ассортимент, цена реализованной продукции. В этом случае к договорам поставок существуют приложения (протоколы согласования цен), в которых указываются все эти данные, в том числе и процент скидки. По этой схеме производит реализацию предприятие общественного питания «БАССинвест».
Все документы по отгруженной готовой продукции, передаются в бухгалтерию, где выписываются платёжные документы на имя покупателя. В частности, здесь оформляются счёта-фактуры и платёжные требования.
В зависимости от принятого порядка в объём реализации может включаться отгруженная и отпущенная продукция по мере предъявления покупателям (заказчикам) платёжных документов к оплате или после поступления выручки на счета денежных средств поставщика.
Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими по оплате труда, поставщиками и возмещать производственные затраты. Не выполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости средств в обороте, возникновение штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи поставщикам, ухудшает финансовое положение предприятия. В свою очередь недопоставка продукции вызывает сбои в работе предприятия её получателей. Поэтому в ряде случаев объём реализации продукции с учётом выполнения договорных поставок является одним из показателей премирования работников соответствующих служб предприятия.
Кроме того, от объёма реализации зависит и величина прибыли предприятия - одного из важнейших показателей его деятельности.
Поэтому в системе организации бухгалтерского учёта на предприятиях особое место занимает учёт готовой продукции, её отгрузки и реализации, в задачи которого входят:
Ø Постоянный контроль за выпуском готовой продукции по объёму, ассортименту и качеству;
Ø Своевременное и правильное документальное оформление сдачи продукции из производства на склад и отгрузки её покупателям, заказчикам;
Ø Полный и достоверный учёт готовой продукции на складе, систематический контроль за её сохранностью и состоянием запасов;
Ø Своевременный и правильный учёт отгруженной и реализованной продукции, чёткая организация расчётов с покупателями;
Ø Контроль за выполнением плана по отгрузки и реализации продукции, произведенных работ и оказанных услуг в соответствии с заключёнными договорами;
Ø Учёт и контроль соблюдения сметы коммерческих и других расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции;
Ø Правильность расчётов полной себестоимости реализованной продукции и выявление финансовых результатов от её реализации.
Для успешного выполнения этих задач необходимо ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства и сбыта, своевременное документальное оформление хозяйственных операций.
Важное значение для правильной организации учёта движения готовой продукции имеет разработка её номенклатуры, то есть перечня наименования видов изделий, вырабатываемых данным предприятием. За основу его составления берётся классификация готовых изделий по определённым признакам, позволяющим отличать одно изделия от другого (модель, артикул, сорт). Номенклатурные номера строятся по-разному исходя из конкретных условий производства.
Номенклатура продукции необходима для контроля за выполнение графика выпуска изделий в ассортиментном разрезе, графика договорных поставок, составления сводок и отчётов.
Готовая продукция входит в состав оборотных средств предприятия и отражаться в балансе по фактической производственной себестоимости.
Плановые, отпускные и розничные цены называются учётными. Фактическую себестоимость реализованной продукции можно определить только по окончании отчётного периода (месяца) в течение отчётного периода (месяца) постоянно происходит движение продукции (выпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учёта необходимо условная оценка продукции.
В текущем учёте оценка реализованной продукции может производиться по плановой себестоимости, отпускным ценам, фактической себестоимости или розничным ценам. Рассчитывают также показатель рентабельности продукции.
Рентабельность продукции - отношение прибыли от реализации продукции к себестоимости (полным издержкам) ее производства и обращения.
2.2 Нормативно-законодательные документы, регулирующие совершение операций по реализации продукции (работ, услуг)
К нормативно-законодательным документам, регулирующим совершение операций по реализации продукции (работ, услуг) предприятия общественного питания «БАССинвест» относятся:
1 Закон республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности»;
2 Инструкция по применению Нового плана счетов бухгалтерского учёта;
3 Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания»;
4 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению»;
5 Постановление Министерства торговли Республики Беларусь «Об утверждении инструкции о порядке продажи товаров из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям».
Первый нормативно-законодательный документ Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчётности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учёта и отчётности в Республике Беларусь. Закон имеет 18 статей:
- первая «Сфера действия настоящего закона»;
- вторая «Основные понятия, применяемые в настоящем Законе»;
- третья «Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учёте и отчётности»;
- четвёртая «Основные задачи бухгалтерского учёта и отчётности»;
- пятая «Государственное регулирование бухгалтерского учёта и отчётности»;
- шестая «Организация бухгалтерского учёта. Учётная политика организации»;
- седьмая «Главный бухгалтер, его права и обязанности»;
- восьмая «Основные требования к ведению бухгалтерского учёта»;
- девятая «Первичные учётные документы»;
- десятая «Регистры бухгалтерского учёта»;
- одиннадцатая «Оценка имущества и обязательств»;
- двенадцатая «Инвентаризация имущества и обязательств»;
- тринадцатая «Состав бухгалтерской отчётности»;
- четырнадцатая «Представление бухгалтерской отчётности»;
- пятнадцатая «Публикация бухгалтерской отчётности»;
- шестнадцатая «Хранение документов бухгалтерского учёта и отчётности»;
- семнадцатая «Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учёте и отчётности»;
- восемнадцатая «Международные договоры».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13