Уголовно-правовая охрана государственной и служебной тайны в органах внутренних дел

Так, в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» носителями сведений, составляющих государственную тайну, являются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Данное определение в качестве носителей государственной тайны предполагает и документы, и предметы, и иные материальные объекты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

В целях устранения неточностей и пробелов в УК РФ и его унификации с иными действующими нормативными правовыми актами представляется более корректной редакция ст. 284 УК РФ, которая предусматривает в качестве предмета преступления носитель государственной тайны.

Уничтожение предмета – носителя государственной тайны, при котором исключена возможность попадания его в руки посторонних лиц, не образует состав преступления.

Под разглашением предлагается понимать не последствия, а само деяние. Это позволит разграничивать случаи неосторожного нарушения правил обращения с носителями информации и случаи умышленных действий, выводящих конфиденциальную информацию из установленного режима обращения. Кроме того, подобный подход позволит повысить эффективность уголовно-правовой охраны государственной (и служебной) тайны, восполнив пробелы законодательства, возникающие в случаях, когда информация умышленно выведена из установленного режима, но еще не получена конкретным адресатом либо доступна неограниченному кругу посторонних лиц (например, в случаях размещения информации в сети Internet, при котором достаточно сложно установить фактический момент ознакомления с информацией).

Таким образом, разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ), равно как и служебной тайны (ст.ст. 310, 311 и 320 УК РФ) органов внутренних дел, окончено с момента совершения действий, направленных на нарушение ограниченности установленного оборота данной информации.

Разглашение государственной тайны может выражаться в умышленном совершении деяний, выводящих ее из установленного режима оборота, к которым следует относить:

а) предание огласке в устной форме (беседа, доверительный разговор, доклад, лекция либо сообщение в присутствии одного человека, разговор по телефону, демонстрация документов, материалов или иных носителей государственной либо служебной тайны);

б) письменную форму (переписка, обмен документами, использование сведений в любых письменных или печатных документах, завуалированная письменная форма, при которой субъект, владеющий информацией, предоставляет возможность ознакомления с конфиденциальной информацией, содержащейся на письменных носителях, без выхода ее из распоряжения этого субъекта третьим лицам);

в) публичную форму разглашения (выступление по радио или на телевидении, доклад, лекция либо сообщение в присутствии двух или более третьих лиц);

г) умышленное оставление носителей конфиденциальной информации в таком положении, когда посторонние имеют возможность ознакомиться с ней либо воспользоваться такой информацией. При этом необходимо разграничивать пассивную форму разглашения информации и нарушение правил обращения с такой информацией, когда деяние совершается по неосторожности.

Диспозиция ст. 283 УК РФ должна содержать в качестве признака состава преступления совершение действия (бездействия), направленного на блокирование информации, исключающее правомерное использование государственной тайны. При этом блокирование предполагает невозможность осуществления оборота информации (невозможность доступа к ней и ее использования).

Таким образом, объективная сторона «разглашающих» преступлений, посягающих на информацию, отнесенную к государственной (ст. 283 УК РФ) и служебной (ст.ст. 310, 311, 320 УК РФ) тайне органов внутренних дел, может быть реализована в совершении одного или нескольких указанных выше действий.

Диспозицию ст. 284 УК РФ предлагается изложить следующим образом: «Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с носителем государственной тайны, если это повлекло по неосторожности наступление тяжких последствий». Под нарушением правил обращения с носителем тайны следует понимать полное либо частичное несоблюдение установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами правил обращения с носителем тайны, а также создание препятствий для их соблюдения.

Предлагаемая формулировка диспозиции ст. 284 УК РФ, при которой учитывается тот факт, что с развитием современных технологий модернизируются используемые и вводятся в обращение новые виды носителей информации, детерминирует необходимость соответствия уголовного законодательства в части охраны государственной тайны (и иных видов конфиденциальной информации) состоянию современной научно-технической сферы ее обращения. Кроме того, предлагаемая редакция ст. 284 УК РФ исключает возможность привлечения к уголовной ответственности за неосторожное уничтожение носителя государственной тайны, при котором невозможно ознакомление с подобной информацией третьими лицами.

«Разглашающие» преступления следует характеризовать большей общественной опасностью, чем «нарушающие» преступления, поскольку первые отличаются направленностью на сообщение информации третьим лицам.

К тяжким последствиям преступлений, посягающих на государственную и служебную тайну органов внутренних дел, следует относить причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку, самоубийство лиц, информацией о которых обладали ОВД, причинение существенного ущерба лицам, конфиденциальность сведений о которых была нарушена, нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрыв авторитета органов власти и доверия к ним, невозможность осуществления дальнейшей деятельности либо отдельных мероприятий, проводимых органами внутренних дел, дезорганизация их работы, невозможность привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, распространение информации неопределенному кругу лиц (публичность сведений), сокрытие тяжкого или особо тяжкого преступления, особо крупный материальный ущерб, утрата носителя тайны, предполагающая, что место нахождения данного носителя неизвестно.

Параграф второй – «Уголовно-правовая характеристика преступлений, посягающих на служебную тайну, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел» − посвящен изучению и особенностям квалификации преступных посягательств сотрудников органов внутренних дел на служебную тайну.

Содержание служебной тайны органов внутренних дел могут составлять не только сведения о деятельности самих органов внутренних дел, но и иная информация конфиденциального характера, не относящаяся к государственной тайне. Нарушение конфиденциальности такой информации причиняет вред или создает угрозу его причинения интересам не только ее обладателей, но и интересам органов внутренних дел, т.к. способствует возникновению сложности для решения поставленных перед органами внутренних дел задач либо делает невозможным их решение, подрывает авторитет государственных органов, доверие к ним. Нарушение конфиденциальности служебной тайны органов внутренних дел может быть связано с причинением материального ущерба как обладателям этой информации, так и органам внутренних дел. Это детерминирует необходимость обеспечения органами внутренних дел конфиденциальности информации, операторами или обладателями которой они являются.

В исследовании делается вывод о том, что при разглашении сотрудником органов внутренних дел сведений конфиденциального характера, оператором которых он является, вред причиняется не только тем общественным отношениям, которые обусловили формирование данной конфиденциальной информации, но и общественным отношениям в сфере государственной службы.

Таким образом, предлагается дополнить УК РФ ст.ст. 2931 и 2932, предусматривающими ответственность за разглашение, блокирование служебной тайны либо нарушение правил обращения с носителями тайны, если эти деяния повлекли наступление тяжких последствий.

В случае совершения преступных посягательств со стороны сотрудников органов внутренних дел, направленных на нарушение конфиденциальности государственной либо служебной тайны, находившейся у них как у оператора информационной системы, данные деяния следует квалифицировать:

-    как преступление, посягающее на государственную тайну органов внутренних дел (если предметом посягательства являлась информация, относящаяся как государственной, так и к служебной тайне, то содеянное следует квалифицировать по ст.ст. 283, 284 УК РФ, поскольку данные составы охватывают случаи посягательства на служебную тайну, если при этом была нарушена конфиденциальность государственной тайны);

-    как государственную измену, совершенную сотрудником органов внутренних дел (ст. 275 УК РФ), следует рассматривать действия сотрудника органов внутренних дел, направленные на сообщение иностранному субъекту не только государственной тайны, служебной тайны, но и иной информации, которой он обладает и которая может быть использована в ущерб государственной безопасности Российской Федерации;

-    как пособничество в шпионаже, совершенное сотрудником органов внутренних дел (ч.5 ст. 33, ст. 276 УК РФ), следует квалифицировать деяние сотрудника органов внутренних дел, которое заключается оказании помощи иностранному гражданину либо лицу без гражданства в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, в том числе и с использованием своего служебного положения (предоставление явочного помещения, установка подслушивающего устройства, личная охрана и поручительство, устройство тайника и т.п.);

-    как ее разглашение следует квалифицировать любые нарушающие конфиденциальность государственной тайны действия (бездействие) сотрудника органов внутренних дел, направленные на сообщение государственной тайны посторонним лицам без признаков государственной измены либо шпионажа (ст. 283 УК РФ);

-    как нарушение правил обращения с носителем государственной тайны следует рассматривать деяния сотрудника органов внутренних дел, нарушившие конфиденциальность государственной тайны, если его действия совершены по неосторожности и не связаны с ее разглашением (ст. 284 УК РФ);

-    как совокупность преступлений, предусмотренных ст. 293 и соответствующей статьей УК РФ, устанавливающей ответственность за нарушение определенного вида тайны, следует квалифицировать действия (бездействие) сотрудника органов внутренних дел в случае разглашения им служебной тайны, если в результате данного деяния была нарушена по неосторожности конфиденциальность иной охраняемой законом тайны (не относящейся к государственной тайне);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать