Уголовно-процессуальная профилактика в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропны...

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость внесения представления в оперативные подразделения правоохранительных органов с целью постановки на соответствующий оперативный учет, осуществление наблюдения и контроль за их поведением и образом жизни, а также окружающих их лиц.

2.      В случае установления «зон риска», выявления мест сбыта, приобретения и потребления наркотиков, иных психоактивных веществ в образовательных учреждениях и на прилегающих к ним территориях, субъекты, ведущие уголовное судопроизводство,  вправе внести представление  в органы управления образования и общеобразовательных учреждений:

- о необходимости принятия мер по обеспечению охраны территорий образовательных учреждений, ограничению свободного входа и пребывания на территории образовательных учреждений некоторых лиц;

- о необходимости организации правовой пропаганды, информационно-просветительной работы с обучающимися, учителями, родителями обучающихся по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

- о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с обучающимися, потребляющими психоактивные вещества и (или) совершающими иные правонарушения, связанные с НОН, в целях оказания им  педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи, предупреждения  антиобщественных действий.

В процессе уголовного судопроизводства необходимо принимать меры и к искоренению условий, способствующих приобщению лиц к приему наркотиков, совершению их хищений. Обращать внимание должностных лиц на выявленные недостатки в учете рецептурных бланков и наркотических средств, на нарушения установленных правил хранения, учета, отпуска наркотиков в лечебно-профилактических учреждениях, на предприятиях химико-фармацевтической промышленности, в научно-исследовательских институтах, лабораториях и требовать их устранения.

В соответствие с ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8.01.1998 г. представление (частное определение, постановление) субъектов, ведущих уголовное судопроизводство, является юридическим основанием для отказа в выдаче лицензии юридическому лицу на вид деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, при установлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии условий для обеспечения учета и сохранности наркотических средств и психотропных веществ (ст. ст. 10, 11 ФЗ РФ).

В случае повторного нарушения юридическим лицом положений ст. 46 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», запрещающей пропаганду и ограничивающую рекламу в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и непринятии мер по представлению субъектов, ведущих уголовное судопроизводство, деятельность юридического лица может быть приостановлена или прекращена по решению суда.

В случае установления обстоятельств, дающих основание полагать, что юридическое лицо осуществило финансовую  операцию в делах легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ в силу ст. 52 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществ» представление следователя является  юридическим фактом для предъявления в суд требования о ликвидации указанного юридического лица.

Практика расследования преступлений в сфере незаконного оборота психоактивных веществ выработала два основных направления реализации субъектами, ведущими уголовное судопроизводство, специальную предупредительную деятельность:

1.      Предупреждение по материалам, конкретного дела (группе дел) в соответствии со ст. 158 ч. 2 УПК РФ.

2.      Предупреждение преступлений в районе, регионе,  когда профилактические меры выходят за рамки конкретного уголовного дела.

При анализе и обобщении причин и условий по уголовному делу (группе дел), а также прекращенным уголовным делам и отказным материалам, можно выявить, какие виды преступлений наиболее характерны в данном регионе, какая категория лиц в большей степени привлекается к уголовной ответственности (ранее судимые, наркоманы, несовершеннолетние), констатировать такие факты, как появление мест открытого потребления психоактивных веществ, появление новых и, соответственно, увеличение числа и разнообразия  видов наркотических средств, распространение культивирования наркотикосодержащих растений в физически труднодоступных местах,  и рост числа подпольных лабораторий по производству наркотических средств, увеличение количества случаев приобретения, в том числе хищений, наркотических средств в медицинских учреждениях, усиление степени организованности совершения преступлений в сфере  незаконного оборота наркотиков, появление новых каналов наркотрафика.

Анализ указанных обстоятельств может послужить основанием для внесения обобщенного представления в адрес руководителей компетентных правоохранительных структур о необходимости проведения комплексных общепрофилактических операций «Мак», «Допинг», «Канал», а также специализированных операций «Подросток-игла», «Подросток-«школа».

По второму вопросу необходимо констатировать следующий вывод:

Специальное предупреждение – система процессуальных средств, направленных на выявление причин наркопреступлений и условий, им способствующих, и принятие мер к их устранению.

В этом аспекте дается толкование следственно-судебной практики Пленумом Верховного суда РФ № 14 от 15 июня 2006 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами». Если в ходе судебного разбирательства дел о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами, будут выявлены обстоятельства, способствующие совершению преступления, то суд вправе в указанных и иных необходимых случаях реагировать путем вынесения частного определения (постановления), обращая внимание соответствующих организаций и должностных лиц на указанные обстоятельства и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер (часть 4 статьи 29 УПК РФ).

Вопрос 3. Иные меры, используемые органами предварительного

расследования в профилактической деятельности


Помимо внесения представлений на практике встречаются и иные (непроцессуальные) формы деятельности по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Их выбор обусловливается материалами уголовного дела; обстановкой совершенного преступления, а также обстоятельствами, сложившимися на момент принятия решения профилактического характера; особенностями личности обвиняемого, иными факторами.

Наиболее распространенными среди них являются:

- выступления (доклады) в трудовых коллективах, в учебных заведениях и средствах массовой информации;

- письма (сообщения) руководителям организаций, предприятий и учреждений, а также личные беседы с должностными лицами;

- публикации статей, заметок в печати;

- лекции.

Подготовка к проведению выступлений, бесед должна строиться с учетом контингента аудитории. Рамки антинаркотической пропаганды и общей профилактики в целом нельзя ограничивать так называемыми группами риска, т.е. наиболее уязвимые для наркотизации, к которым обычно относят подростков, молодежь, безработных. Опыт показывает, что профилактическая работа среди подростков дает гораздо больший эффект, если сочетается с разъяснительной работой с родителями (например, на родительских собраниях в школах), дедушками и бабушками (пенсионеры по месту жительства).

Особого внимания заслуживает работа с представителями власти, хозяйственниками, видными общественными деятелями. Обладая властными  и финансовыми полномочиями, авторитетом, они в силу загруженности часто не обладают объективной информацией по проблеме. Своевременно  и полно информируя таких лиц о наркоситуации, ее влиянии на жизнь людей, социально экономическое развитие территории, можно оказать влияние на профилактику наркомании в более широком общесоциальном аспекте.

Формирование атмосферы всеобщего неприятия наркотиков у населения имеет своей целью преодоление пассивности и равнодушия к проблеме наркомании и осуществляется посредством:

- постоянного информирования общественности о состоянии оперативной обстановки по линии незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими;

- создания системы научно-информационного обеспечения пропаганды здорового образа жизни как необходимости нормальной жизнедеятельности, самореализации и самовыражения человека.

Наибольшей эффективности в решении этих вопросов можно добиться, опираясь и активно используя возможности средств массовой информации, которые служат основным, а порой и единственным источником информации для большинства населения.

Средства массовой информации, учитывая их огромную ежедневную аудиторию, могут внести существенный вклад в дело предупреждения наркомании.

Устанавливая деловые контакты с работниками телевидения, радио, газет, журналов и предоставляя им необходимую информацию о состоянии наркоситуации, необходимо добиваться, чтобы в основе сообщений в СМИ лежала объективность, а не сенсационность. Вполне вероятно, что именно стремление к сенсациям, желание бросить вызов обществу и необходимость повысить рейтинг и объясняют тот факт, что некоторые телевизионные компании, газеты передают значительно больше информации в поддержку требований изменить существующее законодательство в области наркотиков или даже легализовать некоторые из них, чем информации, в которой рассматриваются последствия такой политики и связанный с этим вред.

Используя огромный потенциал СМИ следует проводить мероприятия в области профилактики и просвещения, направленные на объективное информирование широкой общественности о последствиях применения наркотиков и злоупотребления ими, что будет способствовать формированию более рационального подхода к проблемам наркотиков и позволит избежать сенсационности.

Свободный от наркотиков образ жизни должен быть представлен в позитивном свете. Польза отказа от наркотиков должна подчеркиваться также, как и вредные последствия, связанные с их употреблением. Обязательна объективность, точность и достоверность информации, ее следует подкреплять другими позитивными аргументами в пользу здорового образа жизни. При этом субъектам, ведущим уголовное судопроизводство, следует учитывать, что представители СМИ, специализирующиеся на проблемах освещения наркоситуации, должны в ней разбираться. Для этого необходимо активно сотрудничать с:

- руководителями печатных изданий (газет, журналов и т.п.), в которых

создаются постоянные рубрики по проблемам незаконного производства, оборота и злоупотребления наркотиками;

• журналистами и корреспондентами, специализирующимися на указанной тематике;

• администрацией региона, организующей транслируемые по кабельному телевидению циклы передач об опасности злоупотребления наркотиками с привлечением педагогов, психологов, медицинских работников и т.д.;

• молодежными лидерами, спортивными кумирами подростков и молодежи, пропагандирующими здоровый образ жизни.

Стратегия, основанная на использовании средств массовой информации, составляет лишь часть стратегии общей профилактики, направленной на сокращение спроса на наркотики.

В связи с тем, что основную массу потребителей наркотиков составляет молодежь, она должна также включать в себя меры по предупреждению злоупотребления наркотиками путем формирования атмосферы их неприятия в школах, по месту работы молодежи, в местах проведения досуга. Необходимо создавать и поддерживать условия, при которых выбор здорового образа жизни становится привлекательным и доступным.

Программы просвещения в образовательных учреждениях являются весьма эффективным средством профилактики злоупотребления наркотиками среди подрастающего поколения, в связи с чем, субъекты, ведущие уголовное судопроизводство, вправе вносить предложения руководству школ о разработке таких программ и оказывают помощь в их осуществлении.

В последние годы несколько активизировалась деятельность неправительственных организаций: общественных, религиозных, благотворительных, направленная на разработку и реализацию различных профилактических программ в данной области. Их значение и сила заключаются в неординарности и гибкости подхода к проблеме злоупотребления наркотиками, что позволяет использовать их потенциал в более широком масштабе.

Мероприятия по разъяснению населению антинаркотического законодательства, негативных последствий немедицинского употребления наркотиков способствуют повышению уровня информированности и осведомленности общественности об опасности злоупотребления ими и их незаконного оборота, предупреждению совершения действий, подпадающих под действие уголовного и административного законодательства.

В своих выступлениях субъектам, ведущим уголовное судопроизводство, важно не допустить крайности - непродуманных и утрированных оценок, чрезмерного морализирования и запугивания молодежи. В ходе общения с населением необходимо также учесть, что, если наркотики будут определяться как зло или нечто ядовитое, антисоциальное, ведущее к саморазрушению, конечный результат может привести к отчуждению аудитории. Тактика насаждения страха не работает даже в качестве составной части деятельности по профилактике.

Как говорилось выше, сведения, получаемые молодежью и подростками из различных источников (телепередачи, художественные и документальные фильмы, книги, газетные и журнальные статьи), должны быть точными и достоверными. Именно поэтому важно, чтобы информация, предоставляемая в ходе личного общения с аудиторией, не противоречила и не расходилась с полученной ранее. В противном случае на подростков оказывается неоднозначное влияние, что лишь усиливает их интерес к проблеме.

В связи с этим требуется квалифицированный подход и подготовка к лекции, беседе или выступлению (изучение необходимой литературы, действующих нормативных актов, консультации у врачей психиатров-наркологов об особенностях протекания заболевания наркоманией). При этом в качестве основы необходимо использовать Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Вместе с тем, информация должна быть доступна той аудитории, на которую рассчитана. Так, студенты юридического факультета знакомы с Уголовным кодексом Российской Федерации и юридической терминологией, тогда как учащиеся общеобразовательных школ нет. При общении с последними необходимо помочь им обрести ориентиры на будущее, включающие продолжение их образования и ответственное отношение к себе и другим; подыскать конкретные причины для отказа от приема наркотиков (здоровье, достижения в спорте, карьере и т.п.).

В лекциях, выступлениях и беседах следует разносторонне показывать опасность наркомании для личного здоровья и генофонда нации в целом, освещать меры предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических веществ. Необходимо развенчивать мифы о сугубо личном "безвредном" характере потребления наркотических и психотропных средств, формировать самостоятельную активно-негативную жизненную позицию у подростков и молодежи по отношению к любым попыткам одурманивания, стимулировать желание у слушателей помогать работникам органов внутренних дел и здравоохранения в предупреждении и пресечении немедицинского потребления указанных средств.

Использование любой из вышеперечисленных профилактических мер не означает, что в процессе расследования по этому же уголовному делу не может быть внесено представление. Так, например, следователь (дознаватель), судья может направить представление соответствующему руководителю и договориться с ним о выступлении перед трудовым коллективом, а также провести профилактическую беседу с потерпевшим, виктимное поведение которого обусловило совершение преступления. Такой комплексный подход к деятельности по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступного деяния, на наш взгляд, будет способствовать наиболее эффективному решению профилактических задач.

Заключение

Общая профилактика (общепредупредительная деятельность) – система процессуальных мер, направленных на реализацию уголовно-правовой и уголовно-исполнительной превенции и осуществление предупредительного воздействия всем комплексом процессуальных действий и правоотношений, составляющих уголовно-процессуальную деятельность: (меры пресечения, иные меры уголовно-процессуального принуждения, уголовно-процессуальный контроль, меры уголовно-процессуальной ответственности, следственные действия и решения, меры воспитательного воздействия). Иначе говоря, общепредупредительная деятельность нацелена на удержание от совершения преступлений лиц, попавших в сферу уголовного судопроизводства

Специальное предупреждение – система процессуальных средств, направленных на выявление причин наркопреступлений и условий им способствующих, и принятие мер к их устранению

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1.           О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г.//СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 2198.

2.           Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (научно-практическое издание) / Под общ. ред. В.В. Мозякова, С.И. Гирько, Г.В. Мальцева, И.Н. Барцица. - М., 2003.

3.           Методические рекомендации по профилактике злоупотребления наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконного оборота. /УБНОН МВД России, ВНИИ МВД России. № 9/2 – 625 от 6.04 2000.

4.           Безруких Е.С., Мешков В.М. Расследование преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков: Научно-практическое пособие. – Калининград: КЮИ МВД России, 2003. – 64 с.

5.           Брылев В.И. Некоторые проблемы раскрытия и предупреждения преступлений в сфере наркобизнеса. – Екатеринбург: УВШ МВД РФ, 1994. – 193 с.

6.           Жуков А.М. Предупредительная деятельность следователя по уголовному делу. - Саратов, 1990.

7.           Жуков А.М. Судебная профилактика преступлений. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1992.

8.           Иванов И.И. Оптимизация профилактической функции уголовного судопроизводства // Правоведение. 2002. № 4. С. 70-78.

9.           Михайлов Б.П. Профилактика наркомании и незаконного оборота наркотиков: Монография. М.: Издательский дом «Граница», 2003. – 360 с.

10.        Наркотики в России: преступления и расследование. - СПб., 1999. - 425 с.

11.       Химичева Г.П. Общие условия производства предварительного расследования: Фондовая лекция. - М., 1997.

12.       О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 15 июня 2006 г.// Российская газета. 2006. 28 июня


[1] Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2005 году. Аналитические материалы. – М., 2005.

[2] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №2. Ст.219.

[3] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 27. Ст.3360.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать