Уклонение от воинской обязанности

Типология мотивов совершения самовольного оставления части позволяет выделить следующие: смена места службы – 35%; отдых от военной службы – 27%; решение личных вопросов – 14%.[7]

Рассматривая состояние уклонений от военной службы необходимо отметить, что этот вид воинского преступления характерен в основном для военнослужащих, только начинающих военную службу.

Наибольшее число уклонений от военной службы совершают военнослужащие первого периода службы – 42%, причем для этого периода службы характерно в основном самовольное оставление части – 86%. Военнослужащие второго периода в общей структуре уклонений от военной службы занимают второе место, ими совершаются 35% уклонений, причем чаще самовольное оставление части – 67% и дезертирство – 33%. Реже уклонения совершаются военнослужащими, прослужившими 1,5 года – 18% (для этой категории характерно самовольное оставление части – 79%, членовредительство – 3%). Незначительная часть совершенных уклонений от военной службы приходится на долю военнослужащих четвертого периода службы – 5%.[8]

Доминирующим мотивом в совершении уклонений от военной службы для военнослужащих первого периода службы является смена воинской части (42%), второго - отдых от тягот и лишений военной службы (37%), третьего - решение личных вопросов (46%), четвертого - решение личных вопросов (43%).[9]

Однако, когда речь идет о причинах и условиях уклонений от исполнения обязанности военной службы, нельзя исключать как «внешних» так и «внутренних» факторов данных преступлений, поэтому следует, на наш взгляд, говорить о причинах и условиях, как цельной ипостаси, являющейся криминально значимой и имеющей негативные последствия. В. Лунеев определяет, что объективных причин, способствующих уклонениям от службы, множество: разрушение мощного военно-политического блока (Варшав­ского Договора), где бывшая страна занимала доминирующие позиции, и выте­кающее отсюда чувство национального унижения; тлеющий конфликт в Чечне, ежегодно пожирающий массу трудоспособной молодежи; демографический кризис и ухудшающееся здоровье нации; разрушение, под улюлюканье либе­ральной прессы, системы работы с призывным контингентом; повсеместное и постоянное невыполнение правительством страны своих обязательств перед солдатами и офицерами; резкий идеологический крен, в резуль­тате чего спрос за невыполнение конституционных обязанностей стал, чуть ли не антиобщественным делом - из-за превознесения прав и свобод; экзальтиро­ванный поиск черных страниц в нашей военной истории и сегодняшних буднях армии; упадок ВПК, технической оснащенности и снабжения войск, в результа­те чего служба в российской армии стала расцениваться общественным мнением как непри­влекательная обуза либо повинность, чего призывникам следует избегать.[10]

В. Заборский считает, что одной из политических причин исследуемой проблемы является конфликт на Северном Кавказе.[11] Н. Безбородов причину видит в том, что мы пожинаем плоды политики последних десяти лет. Армия оказалась в чем-то криминальной, и это неудивительно, потому что среди людей, ставших солдатами, 12% устойчиво употребляют алкогольные напитки и 8% хорошо знакомы с наркотиками. Невысок образовательный уровень нынешних солдат: около 7% военнослужащих с начальным образованием, более 30% не имеют среднего, а 40% до армии вообще не работали и не учились. Е. Стрежнев обращает внимание на то, что практика показывает, что усилий органов военной прокуратуры, командования недостаточно, поскольку большое количество совершаемых военнослужащими преступлений против порядка прохождения военной службы, в том числе, обусловлено неподготовленностью призываемых в армию ни физически, ни морально к исполнению воинского долга.[12]

Относительно большое количество самовольных оставлений частей среди военнослужащих подкрепляется отрицательным отношением к армии и военной службе со стороны родителей и гражданской общественности. Нередко такого рода факты используются для оправданий отклонений от воинской обязанности и военной службы.

Многие рядовые видят одну из политических причин в том, что не знают, кого надо защищать и два года защиты «ничего и никого» просто выпадают из их жизни, вместо того, что бы за эти два года они начали устраивать собственную жизнь.

Ряд авторов видят причину в общих недостатках экономической сферы жизни общества.[13] Армия, как и все государственные структуры, находится на государственном бюджете, а он в настоящее время достаточно скуден и подразделения в настоящее время вынуждены в определенной степени заниматься обеспечением самих себя. Это приводит к падению воинской дисциплины; увеличению случаев травматизма и гибели военнослужащих. В результате значительного социально-экономического расслоения общества в войска призываются преимущественно юноши, которые не смогли или не имели возможности поступить в институт или колледж. Это приводит к снижению интеллектуального потенциала военнослужащих и превращению армии в институт социального аутсайдерства.

С. Карамаев, говоря о причинах преступлений, совершенных с целью уклонения от выполнения конституционной обязанности указывает на дуализм социального и экономического факторов. «Солдаты бегут из рядов вооруженных сил чуть ли не каждый день, - подчеркивает он, - и не секрет, что практически все случаи побегов солдат из армии происходят по двум причинам: из-за унижений и побоев со стороны сослуживцев и из-за полуголодного существования, которое молодые люди вынуждены терпеть в своих частях».[14]

 Глава 3. Уклонение от альтернативной гражданской службы

В последние несколько лет перед российской общественностью остро стоит вопрос об альтернативной гражданской службе (АГС). Альтернативная гражданская служба – вид службы, которую гражданин РФ обязан нести взамен военной службы в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных законом случаях (см. ст. 59 Конституции РФ, а также Федеральный Закон №113-ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе»[15]).

В конце 80-х – начале 90-х годов Россия подписала ряд международных документов, которые касались и права на АГС. Это право и было зафиксировано в Конституции 1993 г. В 1994 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект «Об альтернативной гражданской службе», который был отправлен на доработку, и до сих пор решение этого вопроса находится в подвешенном состоянии. Однако неразрешенность его уже сейчас таит в себе большие проблемы для нашего государства и многих его граждан.

Право на отказ от воинской службы по убеждениям является
важнейшим составляющим элементом права на свободу мысли, совести и
вероисповедения, сформулированного во Всеобщей декларации прав человека, в Международном Пакте о гражданских и политических правах и в Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека. Это утверждается также в резолюциях и рекомендациях, принятых Комиссией ООН по правам человека. Комитетом ООН по правам человека. Советом Европы и Европейским Парламентом. Эти органы настоятельно призывают правительства предоставить гарантии того, что гражданам, отказывающимся от обязательной воинской повинности по причине своих сознательных убеждений, будет дана возможность проходить альтернативную службу.

Уже с начала 90-х годов и вплоть до приятия Федерального Закона №113-ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе»  высказываемое желание пройти альтернативную службу становится способом уклонения от военной службы, однако юридически альтернативная служба не считается уклонением от воинской.[16] При этом «уклонист» надеялся избежать и альтернативной службы в связи с затруднениями со стороны государственных служб, призванных обеспечить ему это право. Существенным звеном в реализации этого права являлось «Определение Конституционного Суда РФ» от 22 мая 1996 г., которое гласит: «Действия граждан, реализующих свое конституционное право на альтернативную гражданскую службу, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки предусмотренного названными законодательными нормами (ст. 80, ч. 1 УК РСФСР – уклонение от очередного призыва на действительную военную службу и ст. 6 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года «О воинской обязанности и военной службе») правонарушения».

Таким образом, для призывников появился вполне легитимный способ уклонения от военной службы. Достаточно было заявить о своих убеждениях (религиозных, пацифистских, этических, философских, даже при отсутствии таковых). Причем, им даже не требуется разъяснений и доказательств своих убеждений, поскольку это противоречит ст. 29, ч. 3 Конституции РФ, которая гласит: «Никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них».

Однако развитие альтернативной службы и появление ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» привело к тому, что АГС-агитаторам пришлось избавиться от «правозащитных иллюзий 90-х годов». В стране появилась реальная возможность альтернативной службы, а вместе с ней – такое преступление, как уклонение от альтернативной гражданской службы.  Ст. 5, п. 1 ФЗ «Об Альтернативной гражданской службе» гласит: «Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев».

Это преступление также характеризуется имеющимся умыслом. Социальные мотивы уклонения от альтернативной службы связаны с длительным сроком прохождения, тяжелыми условиями труда и мизерной зарплатой – все это, подкрепленное трудностями, связанными с получением права на АГС. Призывника отправляют в те места, где не хватает работников, чаще всего такими учреждениями являются больницы или дома престарелых. В них призывник обязан выполнять трудную работу в далеко не самых лучших санитарных условиях по 8 часов в день. Поскольку все эти организации являются бюджетными, зарплаты там за редким исключением выше 1500 рублей в месяц. Кроме того, срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца , а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования – 21 месяц.

Заключение


Уклонение гражданина от призыва состоит в неявке гражданина по повестке военного комиссара о призыве на военную службу в указанный срок без уважительных причин или получении путем причинения себе телесного повреждения, подлога документов или иного обмана незаконного освобождения от призыва на военную службу.

При уклонении гражданина от призыва сотрудники военного комиссариата обращаются в милицию. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции производят розыск и при наличии законных оснований задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы, военных сборов, альтернативной службы (ст. 3 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

Исследования, проведенные военными социологами, ясно дают понять, что существующие и прогнозируемые случаи и тенденции уклонения от воинской службы требуют создания определенной профилактической системы. С одной стороны, она должна помочь командирам и воспитателям поэтапно, в зависимости от сроков службы, укреплять мотивацию военнослужащих к выполнению воинского долга. При этом должны учитываться и проблемы социально-бытового обеспечения военнослужащих, своевременность и справедливость распределения отпусков и многие другие факторы, способные сдержать порывы и намерения к уклонению.

Социологический анализ последствий совершения уклонений этого уровня позволяет отметить, что значительные ресурсы затрачиваются на организацию розыска военнослужащих, самовольно оставивших часть. Поэтому, с другой стороны, по опыту зарубежных армий (например, США) необходимо частично снять напряжение с командиров и начальников за уклонения от службы их подчиненных с помощью специальных структур военной инспекции, которой будет вполне по силам пресечь попытки самовольного оставления части или осуществить розыск военнослужащих.

Для военнослужащих-срочников, оставивших часть в силу издевательств и глумлений, неуставных взаимоотношений, а также слабого здоровья и неспособности нести службу, нужно создание реабилитационных центров при округах и соединениях, позволяющих им пройти адаптацию и вернуться к исполнению обязанностей в других частях и подразделениях.[17]

Сейчас Государственная Дума пытается ужесточить закон о прохождении воинской службы, в частности, в части неявки на призывной пункт в связи с неполучением повестки, что вызвало шквал недовольства в обществе. Однако, как кажется, следует обратить внимание на мотивы уклонения от воинской и альтернативной службой, рассмотренные во второй главе; устранение причин нежелания молодых людей служить в армии, переход на контрактную службу снимет социальную напряженность, в то время как карательные меры только ее усугубят.

Список источников и литературы

 

1. Список законов и подзаконных актов


1.     Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2.     Федеральный Закон №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 12.02.2001 N 15-ФЗ, от 12.02.2001 N 16-ФЗ, от 19.07.2001 N 102-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ).

3.     Федеральный Закон №113-ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе».

 

2.       Литература


4.     Заборский В. Воинская служба - обязанность каждого мужчины // Тема дня. 2002. 6 февраля. С. 3.

5.     Карамаев С. Человек с ружьем, сбежавший из армии // Новое Время. 2001. № 81. С. 12 – 13.

6.     Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Свобода совести и государственно-церковные отношения в Российской Федерации. Документы и материалы. М., 1999, с. 54.

7.     Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М, 2001.

8.     Мазур С. Профилактика неуставных взаимоотношений // Войсковой вестник. 2003. № 3. С. 8 – 10.

9.     Мацкевич И. М. Причины и условия преступности военнослужащих (по материалам криминологического исследования) // Правоведение. 1999. № 2. С. 28 – 30.

10. Не превратить реформу в мыльный пузырь // Религия и право. 1998. №1 – 2. С. 9.

11. Попов В., Евенко С. Портрет современного уклониста // Независимое военное обозрение (приложение к «Независимой Газете»). 2006. № 10. С. 8.

12. Подробный комментарий к закону «О воинской обязанности и военной службе» / Под общ. ред. В. Г. Стрекозова.

13. Призываем к гражданскому повиновению // Религия и право. 1998. №1 – 2. С. 10.

14. Пчелинцев А. В. Право не стрелять // Труд. 01.08.1996. С. 14.

15. Состояние преступности в Российской Федерации // Российская юстиция. 2006. № 3. С. 5 – 6.

16. Стрежнев Е. Пока еще не поздно... // Красная звезда. 2003. 29 ноября. С. 7.

17. Ушел в самоволку к маме // Страна Калининград. 2006. №44. С. 9.

3. Список использованных интернет-ресурсов


18.  Губаева Л. В. Социально-экономические причины уклонений от исполнения обязанности военной службы // #"#">Современные проблемы альтернативной гражданской службы в России // #"#">Офицальный сайт Николая Колесова // #"#_ednref1" name="_edn1" title="">[1] Федеральный Закон №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 12.02.2001 N 15-ФЗ, от 12.02.2001 N 16-ФЗ, от 19.07.2001 N 102-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ).

[2] Пчелинцев А. В. Право не стрелять // Труд. 01.08.1996. С. 14.

[3] Попов В., Евенко С. Портрет современного уклониста // Независимое военное обозрение (приложение к «Независимой Газете»). 2006. № 10. С. 8.

[4] Ушел в самоволку к маме // Страна Калининград. 2006. №44. С. 9.

[5] Попов В., Евенко С. Портрет современного уклониста // Независимое военное обозрение (приложение к «Независимой Газете»). 2006. № 10. С. 8.

[6] Подробный комментарий к закону «О воинской обязанности и военной службе» / Под общ. ред. В. Г. Стрекозова.

[7] Попов В., Евенко С. Указ. соч. С. 8.

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М, 2001. С. 382.

[11] Заборский В. Воинская служба - обязанность каждого мужчины // Тема дня. 2002. 6 февраля. С. 3.

[12] Мацкевич И. М. Причины и условия преступности военнослужащих (по материалам криминологического исследования) // Правоведение. 1999. № 2. С. 28 – 30.

[13] Состояние преступности в Российской Федерации // Российская юстиция. 2006. № 3. С. 5 – 6.

[14] Карамаев С. Человек с ружьем, сбежавший из армии // Новое Время. 2001. № 81. С. 12 – 13.

[15] Федеральный Закон №113-ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе».

[16] Сторчак В. М. Современные проблемы альтернативной гражданской службы в России // #"#_ednref17" name="_edn17" title="">[17] Попов В., Евенко С. Указ. соч. С. 8.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать