Одним из видов целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является федеральная научно-техническая программа.
Федеральная научно-техническая программа содержит связанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению.
Цели федеральных научно-технических программ состоят в получении новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки; решении научно-технических проблем; создании конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциала России.
Утвержденные федеральные научно-технические программы должны обладать:
· Существенной значимостью для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;
· Принципиальной новизной и взаимосвязанностью программных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.
В качестве государственного заказчика выступает Министерство науки и технологий РФ.
Руководство программой осуществляет научный совет, который отвечает за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий по достижению программных целей. Научный совет организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
Федеральные научно-технические программы разрабатываются на среднесрочный (пятилетний) период в соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».
Программа может быть отнесена к федеральному уровню, если выполняются следующие условия:
· Соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий;
· Значимость решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и техники;
· Невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;
· Принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов;
· Возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства; достаточность системы мероприятий для решения поставленных задач;
· Реальность решения проблемы исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, материально-технической базы и других необходимых ресурсов.
4. Управление проектом.
Управление проектом имеет особенности и сложности. Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, которые стоят перед существующими функциональными подразделениями.
Между рабочей группой и всей организацией должна быть устойчивая связь, так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру. Например, введение дистанционной системы образования в вузе должно происходить в сотрудничестве с деканатами, кафедрами и другими подразделениями.
Каждый член рабочей группы имеет, как правило, двух руководителей (руководителя группы и руководителя функционального подразделения). Для управления проектом может быть выделен специальный руководитель. Структура группы по проекту зависит от сложности проекта. Если это, например, модификация продукта, то создается ограниченная рабочая группа, в состав которой входят отделы разработки новой продукции, производства, маркетинга и обслуживания. Такая группа подчиняется руководителю соответствующего отдела.
Если же речь идет о радикальных нововведениях, в составе группы могут быть выделены: технический («рабочий») руководитель, решающий, что и когда должны делать сотрудники; научный («профессиональный») руководитель, отвечающий за качество выполнения работы; руководитель-организатор, обеспечивающий личные интересы сотрудников (заработная плата и т.п.).
Руководители образуют координатную группу, в задачи которой входит:
· Определение цели проекта;
· Назначение руководителей рабочих групп;
· Создание рабочих групп;
· Постановка задачи;
· Контроль за реализацией проекта (качество, время, расходы);
· Принятие решения о продолжении работ по проекту;
· Роспуск рабочих групп;
Рабочие группы выполняют свою часть проекта; отвечают за планирование и контроль, составление отчетов для координирующей группы и всей организации.
При отборе кандидатур в рабочую группу руководствуются следующими критериями:
· Компетентность и опыт;
· Наличие специальных знаний в проблемной области;
· Возможность привлечения к работе;
· Власть и авторитет в организации;
· Способность разрешать конфликтные ситуации;
· Отношению к делу;
· Личный интерес и мотивация.
Надо учитывать, что руководитель проекта играет решающую роль в организации работы. Поэтому по своим личным качествам, способностям и полномочиям он должен иметь авторитет в глазах руководителей функциональных подразделений.
В практике менеджмента применяются различные методики управления рабочей группой например, планирование бюджета и контроля за затратами; управление информационными потоками и т.п. Однако эти методики не являются специальными для рабочей группы, они применяются для управления любыми процессами. Универсальной является и процедура организации совещаний по проекту, принятия решений и т.п.
К специфическим инструментам управления проектом относятся:
1. Определение проблемы и постановка задачи.
2. Установление промежуточных этапов (разделение проекта на отдельные фазы).
Четкая формулировка проблемы и постановка задачи важна для:
· Осмысления проекта и установления этапов выполнения;
· Выделения наиболее важных проблем;
· Создания модели обмена информацией;
· Определение ожидаемых результатов;
· Разработки рекомендаций после завершения работ.
В современном менеджменте действуют девизы:
Семь раз отмерь, один раз отрежь!
Подумай, прежде чем делать!
На этапах выполнения проекта принимаются решения о:
· Продолжении или корректировке задания;
· Уточнении последнего этапа;
· Форме завершения последнего этапа.
Разделения проектов на этапы позволяет контролировать ход его выполнения. Наглядно этапы прохождения проекта представлены на схеме 2.
Выделение этапов в проекте должно быть тщательно обдумано. Одной из причин неудач в реализации проекта является нечеткая организация сотрудничества и несогласованность внутри рабочей группы, а также между группой и организацией.
Выводы:
· В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.
· Проекты могут финансироваться по линии государственной научно-технической программы, путем получения грантов.
· Каждый проект оформляется с учетом определенных требований, имеет четкое название, сопровождается краткой аннотацией, в проекте указывается число исполнителей, сроки выполнения, потребность в финансировании в расчете на год, информация о руководителях и основных исполнителях.
· Приоритетные направления исследований и разработок реализуют в виде крупных межотраслевых проектов.
· Приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются: информационные технологии и электроника, производственная технология, новые материалы и химические продукты, технология живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование.
· Для управления проектом и реализации его создается рабочая группа.
Список использованной литературы
1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др., Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2000
2. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов./Под редакцией Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2001
3. Инновационный менеджмент. /Р.А. Фатхутдинов – 4-ое издание. – СПб: Питер: Питер принт, 2003
4. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002