Учет основных средств осуществляется в соответствии со стандартом бухгалтерского учета N 6 "Учет основных средств",
К основным средствам относятся материальные активы действующие в течение длительного периода времени.
Применяются следующие виды оценок основных средств: первоначальная, текущая балансовая, стоимость реализации. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается только в случае:
а) переоценки;
б)осуществление дополнительных капитальных вложений (для модернизации, перевооружении) или частичной ликвидации и демонтажа объекта ,в результате чего увеличивается или сокращается срок полезной службы основных средств.
Аналитический учет основных средств осуществляется по следующим принципам:
-учет по группам основных средств и производственному назначению;
-учет наличия и движения основных средств по структурным подразделениям и материально-ответственным лицам.
Материально-ответственные лица структурных подразделений обеспечивают сохранность и технически исправное состояние закрепленных за ними основных средств и технической документации объектов.
К технологическому оборудованию используемому для производственных целей, относятся основные средства в зависимости от целевого назначения и выполняемых функций на предприятии, величины и технического уровня которых зависит техническая оснащенность предприятия. Единицей учета основных средств является инвентарный объект, то есть законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми принадлежностями и приспособлениями. Признаком обособления одного вида инвентарных объектов от другого служит выполнение ими самостоятельных функций. Первичный учет основных средств АО "ПЭС" ведется с применением типовой первичной документации по движению основных средств.
Учет расходов на все виды ремонта основных средств ведется на соответствующих статьях номенклатуры расходов.
Для проведения капитального ремонта разрабатывается смета затрат на проведение ремонта. При приеме основных средств из ремонта составляется "Акт приема-передачи отремонтированных объектов (форма ОС-2)". Списание затрат на капитальный ремонт без приложения сметы и акта формы ОС-2 не допускается.
Для проведения текущего ремонта составляется дефектная ведомость, в которой перечисляются все дефекты, определяющие объем ремонтных работ и требуемые для ремонта запасные части и ремонтные материалы. Дефектная ведомость подписывается мастером, ответственным за ремонт технологического участка и бригадиром, несущим ответственность за ремонт отдельных узлов и механизмов. После утверждения руководителем предприятия, дефектная ведомость служит основанием для выдачи перечисленных в ведомости запасных частей и ремонтных материалов по требованию накладной бригаде. После выдачи всех материалов дефектная ведомость с приложением акта передается в бухгалтерию для списания израсходованных на производство товарно-материальных ценностей.
Ремонтный фонд на восстановление основных средств не создается. Фактические расходы на все виды ремонтов в момент возникновения относятся на счета учета производственных затрат.
Начисление амортизации производится методом равномерного (прямолинейного) списания стоимости по группам основных средств. Срок службы совпадает с Едиными нормами амортизационных отчислений утвержденными Постановлением N 1072 от 22 октября 1990года.
Начисление амортизации по основным средствам вновь поступившим в эксплуатацию, производится с первого числа, месяца, следующего за месяцем поступления, а по выбытии – прекращается с первого числа, следующего за месяцем выбытия.
Предприятие в соответствии с СБУ -6 оставляет за собой право пересмотра срока полезной службы основных средств с учетом произведенных последующих затрат, улучшающих состояние основных средств и следовательно продлевающих срок службы, а также с учетом технологических изменений, сокращающих этот срок. Указанные изменения, вносятся при непосредственном участии работников технических служб.
Выбытие основных средств вследствие полного износа (100%) оформляется актами в установленном порядке.
Для обеспечения контроля за списанием основных средств и оформлением документов в АО "ПЭС" создается постоянно действующая комиссия.
Отчуждение основных средств может быть произведено только по согласованию с Комитетом РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.
Инвентаризация основных средств производится не реже одного раза в год перед составлением годовой отчетности и отражается в инвентаризационной описи. Результаты инвентаризации основных средств отражаются в учете того месяца в котором была закончена инвентаризация.
В целях приведения первоначальной стоимости основных средств в соответствие с действующими ценами на определенную дату производится переоценка объектов, в результате которой основные средства отражаются в учете и отчетности по текущей стоимости.
В бухгалтерском учете сумма переоценки увеличивает непосредственно первоначальную стоимость основных средств по соответствующим балансовым счетам подраздела 12 раздела "Основные средства", и, одновременно, отражается по балансовому счету 541"Дополнительный неоплаченный капитал от переоценки ОС".
Износ, начисленный на дату проведения переоценки корректируется пропорционально изменению стоимости основных средств.
По мере эксплуатации актива сумма переоценки переносится на не нераспределенный доход в размерах, определяемых в соответствии с применяемым методом начисления амортизации. Вся сумма переоценки переносится на нераспределенный доход только в момент выбытия актива.
2.3 Организационные аспекты учетной политики
Для регенерации и группировки фактов хозяйственных операций предприятие использует Рабочий план счетов (далее по тексту РПС), разработанный на основе Генерального плана счетов и с учетом особенностей Уставной деятельности. В случае возникновения операций не предусмотренных РПС, предприятие дополняет план, используя принципы его разработки.
В бухгалтерском учете АО "ПЭС" применяются типовые, типовые специализированные и типовые унифицированные формы первичных документов.
Учет на предприятии полностью компьютеризирован. Машинограммы построены по принципу оборотных ведомостей журнально-ордерной формы учета.
Учет расчетов с потребителями, покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками и прочими дебиторами и кредиторами ведется по каждому предприятию-партнеру (по РНН и коду предприятия) и по каждому физическому лицу(табельному номеру работников).
Для обеспечения внутрихозяйственного учета и экономического анализа показателей производственно-хозяйственной деятельности осуществляется учет всех совершаемых хозяйственных операций в разрезе структурных подразделений АО "ПЭС".
Предприятие осуществляет налоговый учет с применением вспомогательных аналитических таблиц для налоговых расчетов на основании «Руководства по заполнению деклараций о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах юридического лица», утвержденных приказом Налогового комитета МФ РК от 14 февраля 1998 года N 58.
Внутренний предварительный контроль за совершаемыми хозяйственными операциями возлагается на главного бухгалтера и аппарат бухгалтерии. Для обеспечения контроля за сохранностью собственности, качественного состояния ценностей, ведением складского и
Бухгалтерского учета на предприятии проводится ежегодная инвентаризация товарно-материальных ценностей.
Инвентаризация товарно-материальных запасов и основных средств проводится по состоянию на 1 октября, расчетов с потребителями электроэнергии и прочими покупателями и поставщиками на 1 января. Для контроля за списанием использованных в процессе производства товарно-материальных запасов, поступлением и выбытием основных средств на предприятии создаются постоянно действующие комиссии, утверждаемые приказом по АО "ПЭС".
Внешний контроль осуществляется аудиторской фирмой на основе договора о постоянном обслуживании.
3 УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГОСЕРВИС»
3.1 Планирование деятельности предприятия.
Первоначально в управлении предприятием доминирует личное наблюдение. Руководитель смотрит, выслушивает, изучает и делает выводы о входящих и выходящих потоках, о поведении персонала.
На следующем этапе начинаются привлекаться отчетные данные, которые можно использовать для сравнительного анализа с целью выявления сильных и слабых сторон, выбора путей совершенствования деятельности предприятия. Далее у менеджера возникает потребность сравнить отчетные данные текущего года с плановыми, он формирует систему бюджетирования, которую обслуживает система бухгалтерского учета. Такие системы помогают расширить и прояснить новые горизонты, предсказать и избежать неудачи. Новый этап управления использует бухгалтерскую информацию не только в принятии решений, но и в реализации решений посредством процессом планирования, управления и контроля.
Планирование заключается в систематической разработке курса действий на будущее, чтобы можно было в настоящий момент времени принимать такие решения, которые принесли бы предприятию желаемый результат и оптимальный эффект. Процесс формирования такой стратегии называется стратегическим планированием и отличается тем, что является систематичным и форматизированным процессом, цель которого – управлять будущими операциями, чтобы достичь желаемой цели в период свыше одного года. Систематическая часть организационной деятельности по планированию и контролю начинается с подготовки программы для воплощения стратегии организации и определения приблизительного объема ресурсов, необходимых для осуществления каждой программы.
Существуют три основные части процесса программирования:
1.Пересмотр текущих программ. Большинство видов деятельности предприятия на предстоящие несколько лет аналогичны ее деятельности сегодня. Однако в таком утверждении есть и свои минусы, поскольку виды и запросы потребителей, условия конкуренции, производственные методы меняются постоянно. Важно вовремя рассмотреть эти изменения и принять решения по адаптации к измененным условиям.
2. Рассмотрение предложений по новым программам. Систематический метод проведения анализа текущих программ называется нулевым обзором. Это обусловлено тем, что обсуждение уровня затрат ведется от нулевой базы. Такие обзоры полезны для основных программ в целях преодоления установившихся форм.