По отношению к управляемой подсистеме важно отметить, что правовой фактор не ограничивается наличием правовых норм и их автоматическим действием на сознание и волю управляемых. В конечном счете, он влияет на поведение и социальные связи людей, поскольку включает в себя механизм применения права. Юридическая сторона государственного управления не сводится к установлению нормативно-правовых положений как предписаний общего характера, рассчитанных на регулирование типичных общественных отношений. Управление предполагает также распространение нормативных предписаний на индивидуальные общественные отношения, на персонально определённых участников этих отношений посредством принятия государственными органами управленческих решений индивидуального характера на основе применения норм права.
Определяя направленность организующего потенциала права, можно выделить некоторые аспекты повышения его роли в сфере государственного управления. В частности, право рассматривается как одно из главных средств управления; необходимое средство организации и совершенствования самого процесса управления, как весьма полезная форма закрепления мероприятий, проводимых правительством в этой области; гарантия законности в управленческой деятельности и как средство обеспечения надлежащего выполнения управленческих функций.
Правовые нормы, правовые акты являются важнейшими (хотя и не единственными) регуляторами и средствами проведения в жизнь экономических и иных мероприятий управленческого характера. Без самого внимательного учёта юридической стороны управления и достижений юридической науки нельзя полностью и достаточно квалифицированно раскрыть смысл социального управления и отдельных его компонентов.
Вместе с тем социальное управление не может быть сведено только к его правовой характеристике. Социально-экономическая обусловленность, а также материальные, технико-организационные, кибернетические и другие аспекты управления вносят определённую упорядоченность в общественную жизнь государства и права. Государственно-правовые компоненты управления органически связаны между собой, а также с системой и объектами социального управления в обществе.
Решение стоящих перед органами внутренних дел задач является сложным и многогранным процессом. Этот процесс не может успешно осуществляться без должного правового регулирования, тем более в условиях формирования правового государства.
Необходимость правового регулирования (в том числе и ведомственного) вызывается тем, что органы внутренних дел являются специализированными органами управления в сфере борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, которая достаточно полно урегулирована законодателем. Соответственно, деятельность этих органов чётко регламентирована нормами права, тем более что они выступают как исполнительно-распорядительные органы государства и в силу этого обеспечивают проведение в жизнь общегосударственной политики.
К примеру, в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации отмечено, что это министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Следовательно, органы внутренних дел - это сложный социальный механизм, призванный обеспечить решение важных и сложных задач, относящихся к охране правопорядка и борьбе с преступностью. Эффективность их функционирования во многом зависит от степени и качества правового регулирования.
Отличие правового воздействия от правового регулирования состоит в том, что правовое воздействие является частью социального воздействия. Как культурная и информационная ценность право определяет направления человеческой деятельности, вводит её в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Правовое регулирование заключается в издании общеобязательных норм поведения. Разумеется, что уровень механизма правового регулирования зависит не только от состояния законодательства. Важно также реализовать на практике принятые законы. Поэтому остро встает вопрос о механизме реализации норм права. Режим законности требует соблюдения и исполнения правовых норм всеми точно и беспрекословно.
Важное значение для понимания правового регулирования имеет его предмет - конкретные общественные отношения, которые могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.
Система правового регулирования применительно к деятельности органов внутренних дел включает в себя как общее, так и ведомственное правовое регулирование.
Таким образом, акты правового регулирования органов внутренних дел представляют собой совокупность взаимосвязанных и соподчинённых правовых документов. При их разработке должен чётко соблюдаться процесс, связанный с соблюдением ряда требований. Прежде всего, это последовательность, конкретность, системность и т.д.
Последовательность означает чёткое соблюдение порядка очерёдности разработки нормативных актов, имея в виду, что каждый нормативный акт вытекает из соответствующего правового документа, принятого на более высоком уровне управления, то есть «сверху вниз». При таком подходе можно добиться требуемой преемственности нормативных актов.
Требование конкретности выражается в том, что каждый нормативный акт должен разрабатываться применительно к конкретному виду органа с учётом специфики. Разработка нормативных актов предполагает определённую системность, которая означает, что подготовка каждого из правовых документов должна осуществляться с учётом ранее принятых аналогичных документов, а также множества функций, реализация которых возложена на множество структур.
Процесс обеспечения ведомственного правового регулирования является непрерывным. Это значит, что нормотворческая деятельность не может носить разовый характер, а должна осуществляться постоянно и планомерно. Названная необходимость возникает в силу того, что отношения не остаются постоянными, раз и навсегда установленными. В частности, принятие дополнительных правовых актов или их отмена вышестоящими субъектами управления, новые формы и методы работы требуют разработки новых актов или внесения изменений в существующие.
Так как наиболее важные отношения в деятельности органов внутренних дел в той или иной степени урегулированы нормами права, то они целиком находятся в сфере действия механизма правового регулирования государства. Это, прежде всего, отношения, возникающие между сотрудниками органов внутренних дел и гражданами, что вполне закономерно, ибо отношения данного типа являются основными. С учётом тех обстоятельств, что органы внутренних дел выступают в роли представителей государства, предметом их регулирования стали также отношения типа «государство - граждане».
Разумеется, имеется довольно обширная сфера отношений, которая регулируется актами ведомственного правового характера. В этой связи следует констатировать, что министр внутренних дел Российской Федерации издаёт не только акты по применению права (разового, индивидуального характера), но и нормативные правовые акты. Нормы, которые содержатся в этих актах, регламентируют внутрислужебные отношения. В отличие от индивидуальных правовых актов, нормативные правовые акты призваны обеспечить не только внутрислужебные. но и отношения, ориентированные во вне системы. Это значит, что субъект управления в системе органов внутренних дел с помощью правовых актов осуществляет управляющее воздействие на систему различных отношений. По сути, механизм ведомственного правового регулирования - это средство управления как непосредственно в системе органов внутренних дел, так и в её взаимоотношениях с внешней средой.
Механизм ведомственного правового регулирования является частью общего механизма правового регулирования, находится под его влиянием и действует в его рамках.
Анализируя задачи деятельности МВД России как основного субъекта управления органами внутренних дел, можно заключить, что они состоят в определении стратегических направлений их развития; оперативном реагировании на изменение складывающейся оперативной обстановки при решении задач охраны общественного порядка и борьбы с преступностью; обеспечении нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел, то есть в разработке ведомственных норм.
Известно, что в основном Министерство внутренних дел своё ведомственное воздействие осуществляет при помощи приказов, инструкций, положений, наставлений и директив. При этом очень важно отметить, что далеко не каждое волеизъявление субъекта управления (к примеру. Министерства внутренних дел) формируется в виде норм. Нормативно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел является лишь частью управления. Характерно, что правовое регулирование имеет достаточно выраженный управленческий характер как в сфере законодательного нормотворчества, так и в области ведомственного нормотворчества министерств и ведомств. Поэтому нормы права мы можем рассматривать как элементы управляющей подсистемы.
Ведомственное нормотворчество не является правотворчеством в собственном смысле слова (это прерогатива законодателя), а носит право-исполнительный характер. Следовательно, ведомственная нормотворческая деятельность представляет собой специфическую разновидность применения права в форме нормативного регулирования организации работы подразделений, входящих в их систему, поэтому нормирование деятельности подведомственных организаций, их работников предполагает обязательное применение соответствующих законодательных норм права. Нормирование деятельности по организации работы соответствующих объектов находится в сфере управления ими, то есть ведомственное нормотворчество представляет собой специфическую разновидность управления.
Изложенный подход к характеристике механизма ведомственного нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел свидетельствует о том, что этот механизм во многом сливается с процессом управления. Так, субъект управления, нормируя поведение объектов, определяя, как они должны действовать в наиболее часто встречающихся типичных ситуациях, вносит упорядочивающее воздействие в управляемую систему, побуждая её эффективнее решать поставленные задачи. Это значит, что отношения, возникающие между органом, издающим нормативные акты, и управляемыми объектами, следует рассматривать в рамках определённой системы управления. Вместе с тем, очевидно, что субъект воздействует на управляемые объекты и иными, не нормативными способами. Это, как правило, формы прямой управленческой связи, состоящей в даче команд, действиях по их исполнению. Тем не менее, основным способом управленческого воздействия в системе органов внутренних дел является нормирование деятельности посредством издания ведомственных нормативных актов.