3.5. Обобщение результатов исследований
Обобщенные результаты изменения качества сточных вод при обработке оборотной воды медным купоросом с ингибитором коррозии ИКБ – 4 «В» и реагентами фирмы «NALCO» приведены в таблице 9.
Таблица №9
Показатели качества сточных вод водооборотного узла №1838 цеха 46 завода «Мономер» ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» до применения реагентов фирмы «NALCO» и после их применения
№ п/п |
Наименование показателей качества |
Ед.измер. |
Нормативное содержание |
Фактическое содержание после обработки оборотной воды |
||
Медным купоросом и ингибитором коррозии ИКБ – 4 «В» |
реагентами фирмы «NALCO» |
|||||
1. |
Нефтепродукты |
мг/дм3 |
25,0 |
30 |
1,6 |
|
2. |
Медь |
-/- |
1,0 |
3,0 |
- |
|
3. |
Сульфаты |
-/- |
50 |
57 |
27 |
|
4. |
Взвешенные вещества |
-/- |
50 |
16 |
14 |
|
5. |
Объем |
м3/ч |
90 |
85 |
80 |
|
Примечание: Сокращение сточных вод происходит за счет того что отпадает необходимость использование речной воды на приготовления растворов медного купороса и ингибитора коррозии ИКБ – 4 «В».
Обобщенные результаты изменения качества оборотной воды при обработке медным купоросом с ингибитором коррозии ИКБ – 4 «В» и реагентами фирмы «NALCO» приведены в таблице 10.
Таблица №10
Показатели качества оборотной воды водооборотного узла №1838 цеха 46 завода «Мономер» ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» до применения реагентов фирмы «NALCO» и после их применения
№ п/п |
Наименование показателей качества |
Нормативное содержание |
Фактическое содержание после обработки оборотной воды |
|
Медным купоросом и ингибитором коррозии ИКБ – 4 «В» |
реагентами фирмы «NALCO» |
|||
1 |
Нефтепродукты, мг/дм3 не более |
25,0 |
30,0 |
1,60 |
2 |
Общая жесткость, мг/дм3 не более |
1000 |
248 |
370 |
3 |
Жесткость (кальций), мг/дм3 СаСО3 в пределах |
80-900 |
176 |
200 |
4 |
Массовая концентрация меди, мг/дм3 не более |
4,0 |
3,0 |
- |
5 |
Водородный показатель, рН |
6,5-9,3 |
8,60 |
8,76 |
6 |
Щелочность, мг/дм3 СаСО3 не более |
500 |
307 |
320 |
7 |
Железо, мг/дм3 не более |
1,0 |
0,70 |
0,89 |
8 |
Сульфаты, мг/дм3 не более |
150 |
57 |
27 |
9 |
Микробиологический тест, кол./мл не более |
105 |
- |
104 |
10 |
Фосфаты органические мг/дм3 не более |
6,9 |
- |
5,8 |
11 |
Фосфаты (орто) мг/дм3 не более |
2,0 |
- |
1,79 |
12 |
Скорость коррозии, мм/год не более |
0,1 |
0,15 |
0,03 |
13 |
Хлор свободный, мг/дм3 Сl2 не менее |
0,1 |
0,87 |
0,17 |
Предлагаемая программа обработки обеспечивает коррозионную защиту оборудования за счет образования на поверхности металла защитной пленки, состоящей из фосфонатов железа и кальция, а также карбонатов кальция. Именно поэтому работа предлагаемой программы в правильном диапазоне щелочности и жесткости является необходимым условием эффективности работы реагента, так как низкие щелочность и кальциевая жесткость оборотной воды снижают образование защитной пленки на поверхности металла.
В связи с этим для обеспечения эффективности работы предлагаемой программы реагентной обработки и защиты оборудования от коррозии необходимо поддерживать щелочность в оборотной системе на уровне не ниже 300 мг/дм3 СаСО3 за счет продувки.
4. ЭКОЛОГО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1. Платежи за использование водными объектами
В России действует весьма разветвленная система платежей за пользование природными ресурсами. Для субъектов хозяйственной деятельности платным является пользование всеми основными природными ресурсами: земельными, лесными, объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, месторождениями полезных ископаемых[34].
В настоящее время в Российской федерации, согласно Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» плата взимается за:
- забор воды из водных объектов;
- удовлетворение потребностей в воде гидроэнергетики;
- использование акватории водных объектов для лесосплава, добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для проведения буровых, строительных и иных работ;
- осуществление сброса сточных вод в водные объекты.
При этом минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озер, морям, экономическим районам России устанавливаются централизованно Правительством РФ. Так, в настоящее время за забор из поверхностных водных источников 1 тыс.м3 воды минимальная и максимальная ставки соответственно равны 30,0-176,0 руб. На этой основе законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются конкретные ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, их состояния и т.п. Суммы платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг) [44].
Платежи за сбор воды из водных объектов, а также за сброс сточных вод доводятся до плательщиков в совокупности с лимитами водопользования (месячными и годовыми). При превышении этих лимитов ставки платы в соответствии с Законом «О плате за пользование водными объектами» увеличиваются в 5 раз в сравнении с базовым уровнем. Одновременное применение платежей и экологических нормативов является примером совместного использования экономических и административных подходов к управлению природопользованием. И такой порядок призван стимулировать охрану и рациональное использование водных ресурсов. Пользование водными объектами, как и недрами, осуществляется на основе лицензионного договора. При его отсутствии ставки платежей также увеличиваются в 5 раз.
Платежи за пользование водными объектами зачисляются федеральный и бюджет субъекта РФ в пропорции 40 и 60% соответственно. Централизуемые в результате этого средства не менее чем на половину должны направляться на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.
4.2. Определение величины предотвращенного экологического ущерба
Предотвращенный экологический ущерб от загрязнения водных ресурсов представляет собой оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий водным ресурсам (материальные и финансовые потери и убытки в результате снижения биопродуктивности водных экосистем, ухудшения потребительских свойств воды как природного ресурса, дополнительных затрат на ликвидацию последствия загрязнения вод и восстановления качества, а также выраженный в стоимостной форме вред здоровью населения), которые в рассматриваемый период времени удалось избежать (предотвратить, не допустить) в результате проведения комплекса организационно-экономических, контрольно-аналитических и технико-технологических мероприятий по охране водных ресурсов.
Формула расчета предотвращенного экологического ущерба водным ресурсам в рассматриваемом r-ом регионе в результате осуществления n-го направления природоохранной деятельности по k-ому объекту (предприятию) в течение периода времени имеет следующий вид:
, тыс.руб (15)
где - показатель удельного ущерба (цены загрязнения) водным ресурсам, наносимого единицей (усл.т) приведенной массы загрязняющих веществ на конец отчетного периода для i-го водного объекта в рассматриваемом r-ом регионе, руб./усл.т (для Республики Башкортостан – 9712 руб/усл.т.);
- принимаем = 9712 руб/усл.т.;
- коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам основных рек (для бассейна р.Белой Республики Башкортостан равен 1,09…1,14);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13