· непрерывное тщательное счисление пути и точный учет всех факторов, влияющих на движение судна;
· точное и быстрое определение места судна заранее намеченными способами с необходимой частотой;
· контроль счисления пути ограничивающими изолиниями (плавучие средства ограждения предупреждения используются только для контроля);
· своевременность и точность выполнения всех поворотов и необходимых остановок судна;
· строгое выполнение установленных правил плавания в данном районе.
Поворот на новый курс в узкости следует выполнять особо тщательно с учетом влияния внешних факторов и маневренных элементов судна. Приход судна в начальную точку поворота контролируется обсервациями, продолжительностью плавания на прямолинейном участке пути (по секундомеру), значением секущего пеленга или ограждающего расстояния и плавучими средствами. Новый курс проверяется по показаниям гирокомпаса и магнитного компаса.
Надежность безопасного плавания в узкости обеспечивается:
· правильным опознанием средств навигационного оборудования (характеристика огня определяется по секундомеру);
· учетом навигационного запаса глубины под килем и глубин на волнении;
Развороты судна на ограниченной акватории можно осуществлять при работе движительно-рулевого устройства в переменном режиме. На судне с ВФШ правого вращения можно произвести разворот вправо, а с ВРШ левого вращения – то же, но с большей эффективностью.
Рассмотрим методологию проведения разворота на примере судна с ВФШ правого вращения:
1. в начальный момент, когда судно остановлено относительно воды, руль перекладывается право на борт и дается ход вперед. Возникающая за счет винтовой струи боковая сила руля забрасывает корму влево;
2. как только судно начнет движение вперед машине дают задний ход. Возникающие при реверсе нескомпенсированные боковые силы от работы винта, направленные влево, будут способствовать развороту судна. Как только судно начнет движение назад повторяют действия по предыдущему пункту.
Когда руль положен на борт, а двигателю дают кратковременный малый, средний или, редко, полный ход вперед, создается усилие, разворачивающее судно на месте. Поворот на противоположный курс лучше делать через правый борт, так как радиус циркуляции вправо меньше и при работе двигателя на задний ход корма будет двигаться влево, ускоряя разворот.
Условия маневрирования одновинтового судна, оснащенного винтом левого вращения, противоположны указанным. Маневрирование двухвинтового судна упрощается по сравнению с одновинтовым, так как на нем возможна работа машинами в раздрай (правая машина вперед, левая - назад, или наоборот). При необходимости на двухвинтовом судне можно выполнить разворот на месте. Маневрирование судна с винтом регулируемого шага (ВРШ) в диапазоне скоростей от полного хода вперед до полного назад достигается поворотом лопастей винта. ВРШ обеспечивает высокую маневренность, поскольку сокращает на 30-40% время реверса, соответственно уменьшая время торможения и тормозной путь судна, что особенно важно при плавании в узкостях, в условиях ограниченной видимости и при швартовке. Маневрирование в стесненной обстановке при быстро меняющейся ситуации требует точного расчета элементов постулат, и вращательного движения судна. Поэтому на каждом судне имеется таблица маневренных элементов, где приведены все основные маневренные и инерционные характеристики судна:
· сведения о выбеге, наборе скорости и тормозных его характеристиках, времени и пути, как при пассивном, так и при активном торможении в грузу и в балласте;
· о радиусе циркуляции судна вправо и влево при различных углах перекладки руля;
· о режимах хода и соотношении скорости судна и оборотов винта.
Эффективность разворота судна с ВРШ через правый борт обусловлена тем, что при винте левого вращения, коим обладают абсолютное большинство судов с ВРШ, на переднем ходу в работу включается сила реакции воды на вращение винта.
Такое маневрирование позволяет развернуть судно в узкости.
Для предупреждения о маневре разворота судно обязано подать четыре коротких звука судовым свистком. Этот сигнал должен подаваться заблаговременно с тем, чтобы предупредить другие суда о предстоящем маневре.
Подача данного сигнала не освобождает судно от подачи звуковых сигналов, предписанных МППСС-72.
Если при разворачивании судна в узкости места для циркуляции недостаточно, производят следующие маневры (рис. 2):
1) перекладывают руль «право на борт» и на очень короткое время дают двигателю средний или полный ход вперед (положение 1). В этом случае весь поток воды, отбрасываемый винтом- назад, резко ударит в перо руля и момент силы Vр развернет судно вправо, весьма мало продвинув его вперед;
2) если вперед продвигаться нельзя, то после непродолжительной работы двигателем вперед следует дать задний ход (положение 2).
Под действием сил Vр и Rз.x корма будет уклоняться влево и судно станет разворачиваться носом вправо. В случае дачи полного заднего хода рекомендуется руль перекладывать в положение «прямо», так как рулевое устройство претерпевает большое напряжение;
3) когда судно начнет приобретать задний ход, руль перекладывают «лево на борт» (положение 3), что вызывает появление сил Vр и Rз.x, которые будут поворачивать корму влево;
4) в положении 4 дают двигателю передний ход и перекладывают руль «право на борт». Подобные маневры при управлении судном производят до тех пор, пока не будет завершен поворот:
Второй вариант разворота судна в узкости — перекладка руля только на один борт. Для этого руль кладут «право на борт», двигателю дают передний ход, и раньше, чем судно начнет значительно продвигаться вперед, двигателю дают полный задний ход, а руль перекладывают в положение «прямо». Когда судно начнет приобретать задний ход, двигатель останавливают, перекладывают руль «право на борт» и дают снова средний ход вперед. Подобное чередование повторяют до тех пор, пока судно не развернется в требуемое положение. При благоприятных метеорологических условиях лучше и легче производить разворот при винте правого вращения и в правую сторону носом.
Рис. 2. Маневрирование судна на ограниченной акватории:
ППХ – полный передний ход; ЗХ – задний ход
Во время стоянки судна лагом у причала может возникнуть необходимость в перемещении судна вперед (назад) вдоль причала. Перемещение судна вдоль причала на необходимое расстояние называется перетяжкой. Перетяжка выполняется без СЭУ в зависимости от погодных условий без буксира или с буксиром. К помощи буксира прибегают при сильном отжимном ветре для сокращения времени или в обязательном порядке по местным правилам. Перетяжку производят как силами экипажа, так и с привлечением береговых матросов. Рассмотрим выполнение работ по перетяжке вперед по ходу судна без буксира. Если заранее неизвестно время перетяжки, то объявляется аврал. Подготовительные мероприятия аналогичны отшвартовке. Все работы по перетяжке выполняются по команде с мостика. На баке и корме помощники капитана их репетуют и исполнение докладывают на мостик. Руководство работами по перетяжке осуществляется старшим помощником капитана. Убирают предохранительную сетку из-под трапа, а трап поднимают таким образом, чтобы он был выше швартовных тумб. Команда занимает места по швартовному расписанию. Снимаются противокрысиные щиты со швартовов. Отдают и выбирают прижимные швартовы и все дополнительные, не участвующие в перетяжке. Оставляют на баке два носовых продольных и один шпринг, на корме — один кормовой продольный и два шпринга. Потравливают один носовой продольный и кормовой шпринги и переносят на следующую тумбу в направлении движения и крепят на тумбе. Берут носовой продольный на турачку брашпиля и начинают подбирать, одновременно потравливая носовой шпринг и кормовой продольный. Между корпусом и причалом прокладывают мягкие кранцы, судно не разгоняют. Переносят второй носовой продольный и второй кормовой шпринги на следующую тумбу по ходу движения и крепят. Носовой шпринг и кормовой продольный также переносят на очередные тумбы по ходу и крепят до тех пор, пока судно не станет у нового места стоянки. Подают прижимные и дополнительные тросы, поджимают судно, крепят швартовы, ставят противо-крысиные щиты, трап опускают на причал.
О всех элементах перетяжки делается подробная запись в судовом журнале. Перетяжка судна в противоположную сторону аналогична разобранной выше, только другая группа швартовных тросов работает в обратную сторону.
Перешвартовка к другому причалу включает в себя все элементы от-швартовки судна от причала и швартовки к нему. При хороших погодных условиях перешвартовка к другому причалу возможна только с помощью портовых буксиров без СЭУ. Если к моменту перешвартовки СЭУ находится в нерабочем состоянии, капитан обязан об этом известить администрацию порта.
В случае предстоящей перетяжки судна вдоль причала швартовы, заведенные на него с другого судна, отдаются только после уведомления об этом вахтенного помощника капитана другого судна. Если при отдаче швартовов они окажутся зажатыми тросами другого судна, то вахтенная служба другого судна ослабляет свои швартовые тросы на время отдачи швартовов.
Литература
1. А,Д.Дидык , В.Д.Усов, Р.Ю.Титов, "Управление судном и его техническая эксплуатация", "Транспорт", Москва, 1990.
2. А.А.Антонов, Р.Ф.Недра, "Устройство морского судна" Москва, "Транспорт" 1974.
3. МСС – 65
4. МППСС – 72
Страницы: 1, 2