В чём нуждаются наши дети

В чём нуждаются наши дети

В ЧЁМ НУЖДАЮТСЯ НАШИ ДЕТИ


В этот холодный мир!

 

РОЖДАЯСЬ, ребенок входит в суровый, холодный мир, полный стресса и напряжения. Хотя малыш не может выразить свои чувства словами, по мнению некоторых ученых, уже до своего рождения он осознает то, что происходит вокруг.

В книге «Тайная жизнь нерожденного ребенка» говорится: «Теперь мы знаем, что еще до рождения дети способны осознавать и чувствовать, и начиная с шести месяцев после зачатия (а возможно, и раньше) у них активно задействуются эмоции» («The Secret Life of the Unborn Child»). Как полагают некоторые ученые, тяжелые роды, хотя ребенок может и не помнить своих впечатлений, накладывают отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

После рождения ребенок продолжает испытывать стресс. Вне материнской утробы он вынужден прилагать усилия, чтобы утолить голод. Пуповины, через которую поступает кислород и питательные вещества, больше нет. Теперь, чтобы выжить, ребенку необходимо начать дышать и питаться самостоятельно. Ему нужен кто-то, кто мог бы его кормить и заботиться о его других физических потребностях.

Новорожденному также важно развиваться умственно, эмоционально и духовно. А значит, кто-то должен вырастить малыша. Но кто лучше всего сможет это сделать? В чем нуждаются наши дети? И как родители могут наилучшим образом удовлетворить их нужды?


В чем нуждаются и чего хотят младенцы

 

С ПЕРВЫХ минут появления на свет малышу необходима нежность, любящая забота и ласковые прикосновения. По мнению некоторых врачей, именно первые 12 часов жизни новорожденного являются решающими. Как утверждают педиатры, все, что необходимо матери и ребенку, и все, чего они желают в первые минуты после родов,— «это не сон и не еда, а возможность нежно прижаться друг к другу, ощутить радость прикосновения, посмотреть друг другу в глаза и услышать родной голос».

Родители ощущают естественную потребность брать ребенка на руки, обнимать его, ласкать, прижимать к себе. Благодаря этому у младенца развивается тесная привязанность к родителям, и он начинает отвечать на их знаки внимания. Узы, объединяющие родителей и детей, настолько крепки, что побуждают родителей идти на большие жертвы ради своего чада и без устали заботиться о его благополучии.

Без родительской любви младенец может буквально зачахнуть и умереть. В связи с этим некоторые врачи считают, что ребенка важно отдавать матери сразу же после родов. Они советуют не прерывать первое общение матери и ребенка и позволить им побыть наедине друг с другом по меньшей мере 30—60 минут.

Несмотря на распространенность этого мнения, в некоторых больницах обеспечить такое ранее общение бывает довольно трудно, а порой даже невозможно. Нередко ребенка забирают от матери сразу же после родов, стараясь предохранить его от инфекции. Однако, по некоторым данным, вероятность возникновения смертельных инфекций уменьшается, когда новорожденный остается с матерью. Сегодня все больше больниц создает условия для того, чтобы сразу же после родов позволить матери и ребенку подольше побыть вместе наедине.


Первые волнения

Некоторые матери не испытывают эмоциональной привязанности к своему малышу, когда они видят его первый раз. Возможно, они даже боятся, что не смогут полюбить его. Надо признаться, что не все матери полюбили своих малышей с первого взгляда. Но беспокоиться не стоит.

Даже если материнская любовь, образно говоря, запаздывает, она может пробудиться позже. «Условия, в которых проходят роды, не могут ни улучшить, ни ухудшить вашего отношения к ребенку»,— говорит одна опытная мать. И все же, если вы ждете ребенка и испытываете беспокойства, было бы мудро заранее поговорить с акушером. Скажите ему о том, когда и сколько времени вы хотите побыть с малышом после родов.


«Поговори со мной!»


По всей видимости, существуют определенные возрастные периоды, во время которых ребенок обладает особой чувствительностью к тем или иным раздражителям. Но такой период длится лишь определенное время. Например, в раннем возрасте ребенок очень быстро осваивает язык и даже не один. Однако примерно к пяти годам этот наиболее благоприятный период для овладения речью, очевидно, заканчивается.

После 12—14 лет изучение языков, как правило, дается ребенку с большим трудом. По словам педиатра-невролога Петера Хуттенлохера, в этот период «концентрация и число синапсов в области мозга, отвечающей за речевые способности, уменьшается». Как видно, первые несколько лет — самое подходящее время для развития речевых способностей детей.

Но как маленьким детям удается овладеть этим выдающимся искусством — способностью говорить,— которое столь необходимо для их дальнейшего умственного развития? Главным образом через устное общение с родителями. Младенцы обладают особой чувствительностью к звукам, которые издает человек. «Ребенок... подражает голосу своей матери»,— говорит Барри Эронз из Массачусетского технологического института. Но интересно, что дети подражают не всем звукам. По словам Эронза, ребенок «никогда не станет подражать скрипу колыбельки, в которой убаюкивает его мама».

Во всех странах и народах манера общения родителей со своими малышами очень похожа. Когда ребенок слышит нежный голос матери или отца, его сердце начинает учащенно биться. Считается, что такое ласковое общение помогает ребенку быстрее связать слова с понятиями, которые они обозначают. Не говоря ни слова, малютка просит: «Поговори со мной!».


«Посмотри на меня!»


Было установлено, что приблизительно в первый год жизни у младенца развивается особая эмоциональная привязанность к тому, кто о нем заботится,— как правило, к матери. Если их привязанность друг к другу достаточно крепкая, ребенку впоследствии будет легче ладить с окружающими по сравнению с теми детьми, у которых отсутствовала подобная близость с матерью. Считается, что такая привязанность ребенка к матери должна сформироваться до трех лет.

Но что, если ребенок не получит необходимого внимания в этот решающий период, когда его мозг наиболее восприимчив к влиянию извне? Вот что по этому поводу сказала Марта Фаррелл Эриксон, которая в течение 20 лет наблюдала 267 матерей и их детей: «Недостаток внимания медленно, но верно разрушает душевное равновесие ребенка, отбивая у него всякое желание и потребность общаться с другими людьми и знакомиться с окружающим миром».

Желая наглядно показать, к каким серьезным последствиям приводит недостаток эмоционального общения, психиатр Брус Перри из Техасской детской больницы сказал: «Если бы меня спросили, что было бы страшнее для шестимесячного ребенка: сломать ему все кости или в течение двух месяцев игнорировать его эмоциональные потребности, я бы сказал, что первое было бы для него более гуманным». Почему? Как считает Перри, «кости могут срастись, но вот если ребенка на два месяца лишить важнейшей стимуляции деятельности мозга, это навсегда нарушит его мозговые функции». Не все согласятся с тем, что вред в этом случае столь непоправим. И все же, как показывают научные исследования, положительная эмоциональная среда крайне необходима для полноценного развития ребенка.

Как говорится в книге «Младенцы», «по сути [дети] готовы любить и желают быть любимыми» («Infants»). Часто, когда малыш плачет, он тем самым умоляет родителей: «Посмотрите на меня!» В ответ родителям важно проявлять нежность. Тогда ребенок будет знать, что он способен сообщить другим о своих потребностях. Так он приобретает первые навыки общения с окружающими.





«А не избалую ли я своего ребенка?»


Но возможно, вы спросите: «А не избалую ли я своего ребенка, если каждый раз буду откликаться на его плач?» Да, такое может случиться. На этот счет существуют различные мнения. И поскольку у каждого ребенка свои особенности, родители должны сами решить, как лучше всего действовать в этом случае. Тем не менее, как показывают недавние исследования, если младенец голоден, испытывает дискомфорт или расстроен, системы, реагирующие на стресс, начинают вырабатывать в его организме гормоны стресса. Свои неприятные ощущения ребенок выражает плачем. Считается, что, если родители откликаются и удовлетворяют потребности малыша, они тем самым содействуют формированию в мозге ребенка клеточных связей, которые помогут ему научиться самому успокаивать себя. По словам педиатра Меган Гуннар, у малышей, которые не обделены заботой и вниманием, уровень гормона стресса (кортизола) значительно меньше. И даже когда такой малыш чувствует беспокойство, стресс-реакция проходит у него намного быстрее.

«Кроме того,— отмечает Эриксон,— малыши, на плач которых быстро отзывались, особенно в первые 6—8 месяцев, плакали гораздо меньше, чем те, которые оставались безутешными». Но не стоит реагировать на плач ребенка одинаково. Если при каждом крике вы начинаете его кормить или брать на руки, вы легко можете его избаловать. Иногда достаточно просто показать, что вы услышали его плач, сказав ему несколько слов; или подойти к малышу и шепнуть ему что-нибудь ласковое на ушко. Его также можно успокоить, если погладить по спинке или животику.

«Обязанность детей — плакать»,— гласит одна восточная пословица. Плач для малыша — это основная возможность сообщить другим, чего он хочет. Как бы вы себя чувствовали, если бы все ваши просьбы постоянно игнорировались? А что будет чувствовать ваш малыш — совершенно беспомощный,— если все его призывы остаются незамеченными? Но кто должен отзываться на его плач?


Кто позаботится о ребенке?


Как показал недавний опрос, проведенный в Соединенных Штатах, за 54 процентами детей с рождения до третьего класса регулярно ухаживают лица, не являющиеся их родителями. Во многих семьях обоим родителям приходится работать, чтобы свести концы с концами. Тем не менее многие матери по возможности берут декретный отпуск, чтобы в течение нескольких недель или месяцев самим заботиться о своих новорожденных. Но кто будет заботиться о ребенке в дальнейшем?

Здесь, конечно же, не может быть жестких правил. Тем не менее важно помнить, что в этот решающий возрастной период ребенок все еще очень раним. Обоим родителям необходимо со всей серьезностью подойти к решению этого вопроса. Нужно внимательно рассмотреть все возможные варианты.

«Становится все более и более очевидным, что даже самые лучшие программы, направленные на воспитание детей, не могут восполнить ребенку время, которое ему необходимо провести с родителями»,— говорит Джозеф Занга из Американской академии педиатрии. Некоторые специалисты обеспокоены тем, что малыши в детских садах и яслях не получают должного внимания со стороны воспитателей.

Некоторые работающие матери, осознав, насколько важны потребности ребенка, решили, что им было бы лучше остаться дома, чем позволить другим людям воспитывать их детей. Одна мать сказала: «Я ощущаю чувство глубокого удовлетворения, которое, как я абсолютно уверена, не может дать мне никакая другая работа». К сожалению, трудное экономическое положение не позволяет всем матерям сделать такой выбор. Многим родителям не остается ничего другого, как отдать ребенка в сад или ясли; поэтому они стараются проявлять как можно больше любви и внимания, пока находятся вместе со своим малышом. У многих работающих родителей-одиночек выбор в этом вопросе также не велик, тем не менее они прилагают неимоверные усилия, воспитывая своих детей,— и надо сказать, успешно справляются с этой нелегкой задачей.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать