Расчеты по документарному инкассо при импортных операциях производятся следующим образом. В уполномоченный банк, обслуживающий валютный счет российского предприятия-импортера, поступают платежное требование и инструкция об исполнении платежа. Банк импортера извещает его о поступлении этих документов и дает ему срок для акцепта. В случае отказа от акцепта уполномоченный банк сообщает о нем в иностранный банк. При согласии на оплату клиент пе- редает в банк заявление на перечисление денежных средств экспортеру за три дня до наступления срока платежа.
Расчеты аккредитивами – наиболее выгодная и надежная форма расчетов при экспортных операциях, гарантирующая своевременное поступление выручки на счет экспортера. Порядок расчетов аккредитивами в международных расчетах в сущности тот же, что и внутри страны, за исключением форм применяемых документов и некоторых специфических деталей.
Расчеты с банковскими переводами также используются во внешнеторговых операциях. Переводы средств со счетов клиентов осуществляются через корреспондентские счета банков, например через систему SWIFT. Такая форма расчетов применяется, прежде всего, при оплате долговых обязательств по ранее полученным кредитам, выдаче авансов, урегулировании рекламаций, связанных с качеством и ассортиментом поставляемых товаров, а также при расчетах неторгового ха- рактера.
Вексель – важный инструмент кредитования и расчетов при совершении внешнеэкономических операций. Применяются как простые, так и переводные векселя. Экспортер, предоставляя коммерческий кредит, получает от импортера не наличные, а простой вексель. По истечении срока кредитов, а следовательно, срока век- селя, экспортер предъявляет его импортеру-должнику и получает необходимую сумму за проданный ранее товар.
Переводные векселя имеют более широкое, чем простые, распространение в международных расчетах. Экспортеры, выставляя переводные векселя по коммерческим контрактам, указывают в качестве ремитентов кредитующие их банки. С оплатой такого векселя погашается сразу два обязательства: коммерческий кредит и задолженность экспортера банку.
Во внешнеэкономической деятельности применяется форфейтинг – форма кредитования экспорта путем покупки банком векселей или других требований по внешнеторговым операциям, которая применяется, как правило, при поставке ма- шин, оборудования на крупные суммы с длительной рассрочкой платежа.
Дорожные чеки – наиболее удобное средство международных расчетов неторгового характера. Дорожный чек представляет собой обязательство (приказ) выплатить обозначенную на чеке сумму денег владельцу, образец подписи которого проставляется на дорожном чеке в момент его продажи. При предъявлении к опла- те владелец должен вторично расписаться на чеке. Такая система страхует владельца от риска утраты чека. Дорожные чеки выписываются банком на собственные отделения за границей или иностранные банки-корреспонденты, но, как правило, без указания конкретного адреса. Поскольку дорожные чеки не являются стандартным платежным средством, то их покупка и прием в оплату товаров и ус- луг обеспечиваются договоренностью эмитента дорожных чеков соответствующи- ми организациями.
7. Организация валютного контроля в коммерческих банках
Валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок подлежат сделки, заключенные между резидентами и нерезидентами и пре- дусматривающие проведение валютных операций, вне зависимости от заявляемого на основании этих сделок таможенного режима товаров.
Технологии валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок разработаны в соответствии с положениями действующего ва- лютного законодательства РФ, и изложены в документах ЦБ России и ФТС России. К числу основных из них относятся:
1. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 № 173-ФЗ
2. Инструкция ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций и оформлении паспортов сделок» № 117-И от 15.06.04
3. Положение «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». Положение ЦБ РФ № 258-П от 1.06.04
4. Приказ ГТК России «Об осуществлении таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в счет исполнения внешнеэкономических договоров, предусматривающих товарообменные операции» № 1268 от 3.12.03
5. Приказ ГТК России «О действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» № 1356 от 28.11.03
Одним из основных документов, применяемых в валютном контроле, выступает паспорт сделки (паспорт бартерной сделки), который используется в целях обеспечения учета отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами и содержит документально подтвержденные сведения об этих опе- операциях.
Паспорт сделки должен быть представлен таможенным органам при помещении товаров под заявляемый таможенный режим по возмездному договору между резидентом и нерезидентом, сумма которого превышает в эквиваленте 5 тысяч долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату его заключения с учетом внесенных изменений и дополнений.
Паспорт сделки оформляется в стандартизированном виде в порядке, определенном Инструкцией ЦБ России « О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».
Паспорт сделки оформляется при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом, заключающихся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через сче- та в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства РФ или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях – на основании разрешений, выданных Банком России, за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию РФ товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внеш- неторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом – индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.
Паспорт сделки оформляется резидентом до начала таможенного оформления в уполномоченном банке, ведущем расчетное обслуживание внешнеторгового договора (контракта).
Для осуществления деятельности в качестве агента валютного контроля и обслуживания валютных операций участников ВЭД, связанных с транспортом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), коммерческий банк обязан выполнить ряд условий:
– зарегистрировать в Банке России образцы оттисков печатей банка, используемых для целей валютного контроля, которые затем по каналам межведомственного обмена информацией между Банком России и ФТС России доводятся до та- моженных органов;
– определить и утвердить приказом по банку список ответственных лиц банка – сотрудников банка, уполномоченных подписывать паспорта сделки, а также совершать иные действия по валютному контролю от имени банка;
– вести регистрацию и учет всех входящих и исходящих документов в соответствии с внутренними правилами делопроизводства;
– готовить необходимую документацию (ведомость банковского контроля, содержащую сведения об операциях по контракту). Для оформления паспорта сделки резидент представляет в уполномоченный банк следующие документы:
1) заполненный бланк паспорта сделки в двух экземплярах;
2) контракт, являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту;
3) разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту, а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства РФ;
4) иные документы, необходимые для оформления паспорта сделки.
Паспорт сделки, представляемый в банк резидентом – юридическим лицом, подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица-резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей, и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица-резидента.
Банк рассматривает представленные ему документы. Срок рассмотрения – три рабочих дня со дня представления паспорта сделки резидентом банку.
Если же у банка нет замечаний, то паспорту сделки присваивается номер, паспорт сделки регистрируется в соответствии с внутренними правилами делопроизводства банка и подписывается ответственным лицом банка. Подпись заверяется печатью банка.
Номер паспорта сам по себе информативен. Он состоит из пяти частей, разделенными наклонными чертами. В первой части слева направо указываются:
– две последние цифры года, в котором оформлен паспорт сделки;
– двухзначный порядковый номер месяца, в котором оформлен паспорт сделки;
– четырехзначный порядковый номер паспорта сделки, оформленного банком в течении календарного месяца по виду контракта, код которого указан в третьей ча- сти номера паспорта сделки.
Во второй и третьей частях паспорта сделки, состоящих из восьми разделов, проставляется регистрационный номер банка, в котором оформлен паспорт сделки. Если паспорт сделки оформляется головной организацией банка, то в третьей части номера проставляются нули. Если паспорт сделки оформлен в филиале го-ловного банка, то во второй и третьей частях номера проставляется восьмизначный регистрационный номер банка, подписавшего паспорт сделки.
В четвертой части номера указывается код вида операции контракта:
1 – вывоз товаров с таможенной территории РФ;
2 – ввоз товаров на таможенную территорию РФ;
3 – выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, резидентом;
4 – выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, нерезидентом;
9 – смешанная сделка.
Пятая часть номера состоит из одного разряда и является резервной позицией, в которой проставляется ноль.
В случае если контрактом предусмотрено осуществление всех валютных операций через счета, открытые в банке-нерезиденте, паспорт сделки оформляется в территориальном учреждении Банка России (ТУ ЦБ РФ) по месту государственной регистрации резидента (по месту регистрации – для юридического лица).