«Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации является заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации»[11].
Работой Верховного Суда руководит его Председатель, который обладает значительными полномочиями как процессуального, так и административного (организационного) характера. В соответствии со статьей 65 Закона РСФСР от 8 июля 1981г. "О судоустройстве РСФСР" (с учетом изменений и дополнений) Председатель:
- приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на судебные решения;
- в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение судебных решений;
- организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений и вносит материалы на рассмотрение Пленума;
- созывает Пленум Суда и председательствует на его заседаниях;
- созывает Президиум Суда и вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Суда при рассмотрении любого дела;
- распределяет обязанности между заместителями Председателя Суда;
- руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий, руководит работой аппарата Суда;
- ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Заместители Председателя Верховного Суда помогают Председателю в реализации его полномочий по руководству Судом, а также имеют собственную компетенцию (также представлены и процессуальные и административные виды полномочий):
- могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Суда;
- приносят в пределах и порядке, установленных законом, протесты на судебные решения;
- в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение судебных решений;
- осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Суда;
- ведут личный прием граждан;
- осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
2.2. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ВЫСШИЙ ОРГАН СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОГО, УГОЛОВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
В настоящий момент судебная система Российской Федерации включает три самостоятельные подсистемы: судов общей юрисдикции, судов арбитражной юрисдикции и конституционной юрисдикции. Подсистема судов общей юрисдикции включает в себя суды двух видов - федеральные и субъектные или суды субъектов Федерации. К первой группе относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов, районные суды, а также военные суды. Ко второй группе относятся мировые судьи (Приложение №1). Верховный Суд РФ возглавляет эту значительную по числу судов и судей, объему компетенции подсистему.
«Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики»[12].
Верховный Суд Российской Федерации, согласно нормам статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", выступает в трех самостоятельных процессуальных качествах, два из которых раскрывают содержание конституционного понятия "надзор за деятельностью судов общей юрисдикции".
Во-первых, Верховный Суд осуществляет рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции в отношении решений, вынесенных судами субъектного уровня либо им самим по первой инстанции и не вступивших в юридическую силу.
Во-вторых, Верховный Суд осуществляет рассмотрение дел в отношении решений любых федеральных судов общей юрисдикции, вступивших в юридическую силу, в порядке судебного надзора.
Наряду с двумя рассмотренными выше прямыми формами осуществления судебного надзора можно выделить и косвенную - полномочие Верховного Суда по даче разъяснений судебной практики. Содержащиеся в постановлениях Пленума верховного Суда Российской Федерации разъяснения по вопросам применения законодательства, основанные на требованиях закона и обобщенных данных судебной практики и статистики, выявлении так называемых мертвых или не востребованных судебной практикой норм, пробелов в правовом регулировании, характере судебных ошибок и способов их устранения представляют собой важный ориентир для судебной системы и подлежат учету при вынесении судебных актов по гражданским делам. Огромную роль в деле обеспечения единства применения законодательства судами страны имеет его официальный орган - "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации".
Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации в качестве высшего органа в подсистеме судов общей юрисдикции подтверждается также и частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации, в которой только этот суд из всех судов общей юрисдикции наделен полномочием законодательной инициативы по вопросам его ведения.
Еще одним проявлением качества высшего судебного органа выступают полномочия Верховного Суда в части рассмотрения им дел по первой инстанции.
«Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:
1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;
2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;
4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
5) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации.
7) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»[13].
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела «в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства»[14].
Последним признаком, раскрывающим понятие "высший судебный орган", выступает юридическая сила его решений. Решения Верховного Суда, вынесенные им в качестве суда надзорной инстанции, являются окончательными и не подлежат дальнейшему обжалованию или опротестованию. Решения, постановленные Верховным Судом по первой инстанции, могут быть пересмотрены им самим (но иным подразделением - специальной Кассационной коллегией) в кассационном порядке. Решения, принятые Судом в кассационном порядке, могут быть им же пересмотрены в порядке надзора (опять-таки иным подразделением - Президиумом). Решения же, вынесенные в порядке надзора как в отношении решений, постановленных иными федеральными судами общей юрисдикции, так и им самим, могут быть пересмотрены только по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако необходимо заметить, что решения, вынесенные в порядке надзора судебными коллегиями Верховного Суда, могут быть пересмотрены его Президиумом.
Так же Верховный Суд Российской Федерации наделен еще одним исключительным по своему характеру полномочием. В силу нормы части 1 статьи 93 Конституции Российской Федерации он принимает участие в процессе отрешения Президента Российской Федерации от должности, давая заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков тяжкого преступления, в случаях выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой Федерального Собрания.
Необходимо отметить, что юридическая сила решений Верховного Суда, равно как и любого иного суда в Российской Федерации, имеет универсальный территориальный характер действия, так «Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации»[15].
Перечисленные выше полномочия не исчерпывают компетенцию Верховного Суда. В процессе осуществления правосудия (на любой процессуальной стадии) в соответствии частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации он вправе обращаться с запросом о конституционности примененного или подлежащего применению закона в конкретном деле в Конституционный Суд Российской Федерации.
Наглядно положение и полномочия Верховного суда Российской Федерации в общей системе судов общей юрисдикции отражено в приложении №2 к настоящей курсовой работе.
2.3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г. N 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации" полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом. В настоящее время этот акт еще не появился, и продолжают действовать соответствующие нормы Закона РСФСР от 8 июля 1981г. "О судоустройстве РСФСР", если они не противоречат позднейшему законодательству.
Вопрос о том, должен ли это быть самостоятельный акт, посвященный только правовому статусу Верховного Суда, или комплексный акт типа законов об арбитражных или военных судах - ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", до сих пор остается дискуссионным. Ряд авторов, в том числе судьи и сотрудники Верховного Суда, внесшего в порядке реализации ч. 1 ст. 104 Конституции в 2000г. в Государственную Думу проект ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", полагают, что это должен быть отдельный акт. Иные считают, что принятие отдельных актов о каждом из звеньев подсистемы судов общей юрисдикции неизбежно приведет к разбалансировке законодательства об устройстве общих судов. Необходимо отметить, что позиция законодателя в этом вопросе также достаточно противоречива: с одной стороны, он принимает комплексные акты, посвященные регулированию организации и деятельности арбитражных и военных судов, всей судебной системы; с другой - отдельные акты, посвященные, например, правовому статусу мировых судей в Российской Федерации.
На мой взгляд, законодателю необходимо издать отдельный Федеральный конституционный закон «О Верховном суде Российской Федерации» так как в соответствии с частью 3 статьи 128 Конституции Российской Федерации установлено, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, а так же в отличие от других судов общей юрисдикции Верховный Суд выполняет специфические функции, выходящие за пределы понятия "правосудие" (разъяснения по вопросам судебной практики, законодательная инициатива, взаимодействие с субъектами бюджетного процесса, взаимодействие с органами судейского сообщества и т.п.). Все это требует детального законодательного регулирования, не вписываясь в рамки акта об общей судебной системе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Российской Федерации судебная власть еще не заняла подобающего ей места в общественной жизни. Граждане, воспитанные в своей массе в тоталитарный период, не имеют доверия к судебной власти с точки зрения ее приверженности законности и справедливости, не рассматривают суд как нелицеприятного защитника всех обиженных. К сожалению, этому настрою продолжает способствовать неукомплектованность судейского корпуса, невероятная волокита, недостаточная подготовка многих судей. Однако в устройстве ряда важных своих частей судебная власть все же обрела демократическую направленность и формы, в целом способствуя становлению правового демократического государства и созданию надежной защиты прав и свобод граждан.
Судебная власть есть предоставленные специальным органами государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.
Центром всей системы судов общей юрисдикции выступает Верховный Суд Российской Федерации, который:
Ø является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
Ø осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
Ø в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции;
Ø является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск;
Ø дает разъяснения по вопросам судебной практики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники:
1.1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
1.2. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3170.
1.3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. №1. Ст. 1.
1.4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №46. Ст. 4532.
1.5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. №52. Ст. 4921.
1.6. Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 3-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // СЗ РФ. 1999. №1. Ст. 5.
1.7. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1992. №30. Ст. 1792.
1.8. Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР». М., 1981.
1.9. Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 16 марта 1992 г. N 2530-I «О структуре и штатной численности Верховного Суда Российской Федерации и его аппарата». М., 1992.
II. Литература:
2.1. Конституционное право Российской Федерации: Учебник, Под ред. М. В. Баглай. М.: Норма-Инфра-М, 1998.
2.2. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник, Под ред. В. В. Божьев. М.: Юристъ, 1996.
2.3. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации: Учебник, Под ред. В. А. Швецов. М.: Проспект, 1996.
2.4. Жилин Г. А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2004.
2.5. Радченко В. И. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации»: Учебное пособие. М., 2003.
2.6. Лазарев В. В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2003.
2.7. Карпович В. Д. Комментарий к конституции Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2002.
[1] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 612.
[2] Конституция Российской Федерации. М., 1993. СТ. 10.
[3] Конституция Российской Федерации. М., 1993. СТ. 11.
[4] Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". М., 1996. Ч.1 СТ.1.
[5] Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". М., 1996. Ч.3 СТ.1.
[6] Божьев В. В. Правоохранительные органы РФ. М., 1996. С. 40.
[7] Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". М., 1996. СТ. 3.
[8]
Постановление Президиума Верховного Совета РФ N 2530-I "О структуре и
штатной численности Верховного Суда Российской Федерации и его аппарата".
М., 1992.
[9] Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР". М., 1981. СТ. 61.
[10] Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР". М., 1981. СТ. 62.1.
[11] Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". М., 1999. СТ. 11.
[12] Конституция Российской Федерации. М., 1993. СТ. 126.
[13] Гражданский процессуальный кодекс РФ N138-ФЗ. М., 2002. СТ. 27.
[14] Уголовно-процессуальный Кодекс РФ N 174-ФЗ. М., 2001. СТ. 452.