Конъюнктура российского рынка акций обнаруживает в обычных условиях мало связей с формирующимися рынками Азии и Европы (табл. 5-6). Ценовая конъюнктура рынков формируется асинхронно.
Таблица 5
Связь динамики рынков ценных бумаг России и стран Азии.
Коэффициенты корреляции между фондовыми индексами. |
|||||||||
|
Индо-незия |
Малай-зия |
Таи-ланд |
Синга-пур |
Фили-пины |
Индия |
Паки-стан |
Тай-вань |
Корея |
Россия: 1995-2000 (декабрь 1995 – декабрь 2000) |
|||||||||
|
0,180 |
0,165 |
-0,189 |
0,031 |
-0,020 |
0,345 |
0,5205 |
0,690 |
-0,188 |
Россия: 1998 (январь 1998 – декабрь 1998) |
|||||||||
|
0,718 |
0,940 |
0,735 |
0,737 |
0,580 |
0,934 |
0,899 |
0,885 |
0,082 |
Источник: www.msci.com
Таблица 6
Связь динамики формирующихся рынков ценных бумаг России и стран Европы.
Коэффициенты корреляции между фондовыми индексами. |
||||
|
Польша |
Венгрия |
Чехия |
Турция |
Россия: 1995-2000 (декабрь 1995 – декабрь 2000) |
||||
|
0,435 |
0,369 |
0,163 |
0,354 |
Россия: 1998 (январь 1998 – декабрь 1998) |
||||
|
0,813 |
0,775 |
0,491 |
0,850 |
Источник: www.msci.com
Вместе с тем, очевидно, что в условиях повышенной волатильности в 1998 г., когда отдельные формирующиеся рынки испытывали рыночные шоки, риски и бегство капитала немедленно переносились международными инвесторами на другие рынки. В кризисный 1998 г. российский рынок оказался связан фактически функциональной зависимостью (строки с данными за 1998 г.) с большинством рынков, динамика которых обычно автономна от него.
2.Кризисные циклы в мировой экономике, их влияние на фондовые рынки, и попытки их преодоления.
Экономические, а также финансовые и биржевые кризисы и потрясения являются неизбежными спутниками рыночной экономики – без них было бы невозможно развитие и движение вперед. Государственное регулирование позволяет смягчить кризисы, компенсировать их последствия, но полностью устранить их не может. Кризисы приобретают новые формы, проявляются в новых секторах экономики, заставляя искать новые средства борьбы с ними.
В 70 – 80-е годы ХХ в. экономические кризисы обычно принимали мировые масштабы, охватывая в той или иной степени ведущие страны Америки, Европы и Азии. Практика 90-х годов продемонстрировала неравномерность роста и значительные расхождения в его траекториях у ведущих стран современного мира. В 1993 г. Германия, Франция и некоторые другие государства Европы переживали спад, а в 1995-1996 гг. стагнацию экономики. Япония в 1997-1999 гг. испытала настоящий кризис, который выражался в сокращении производства, финансовых потрясениях и других экономических трудностях. Государства Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а также Россия и некоторые другие с переходной экономикой в 1997-1998 гг. охватил финансовый кризис, один из наиболее глубоких и масштабных в современной истории. Прокатившийся по мировой периферии он практически не затронул США, но вызвал тревогу за устойчивость своей экономики и привел к осознанию необходимости координации и регулирования в международных масштабах деятельности финансового рынка.
Эти вопросы обсуждались на совещании министров финансов Большой семерки в июне 1999 г. в Кельне. На нем принято решение сосредоточить усилия на четырех направлениях:
· углублении координации действий по укреплению и реформированию международных финансовых институтов и финансовой политики;
· повышении прозрачности мировых финансовых рынков;
· усилении финансового регулирования в промышленно развитых странах;
· разработке принципов участия частного сектора в преодолении кризисных ситуаций.
Важным рычагом влияния США на мировое хозяйство остается вывоз капитала из страны. В последние годы его масштабы существенно увеличились по линии прямых и портфельных инвестиций, в то время как в банковские и подобные им активы заметно сократились. Так, в 1994 – 1998 гг. прямые заграничные инвестиции США увеличились с 80,7 млрд долл. до 132,8 млрд долл., портфельные – с 60,3 млрд до 102,8 млрд долл., а банковские за 1995 – 1998 гг. уменьшились с 75,1 млрд до 24,9 млрд долл.
Следует отметить устойчивое увеличение прямых инвестиций США за границей. Это еще раз свидетельствует, что политика ТНК не связана прямо с циклическим движением экономики, их долгосрочные интересы не сужаются в период активного роста. Но при этом поведение портфельных инвестиций в большей мере откликается на динамизм роста: вложения в заграничные акции увеличиваются, в то время как вложения в долговые ценные бумаги за границей в 1998 г. по причинам мирового финансового кризиса резко сократились.
Примечательно поведение банковского и другого денежного капитала. Резкое сокращение его учтенного и неучтенного вывоза в 1998 г. явно связано с ухудшением обстановки в мировой финансовой сфере и ростом надежности и перспективности вложения денежных средств в самих США, где экономический подъем увеличивал выгодность вложения банковского и денежного капитала.
Динамичное развитие американской экономики стало мощным фактором привлечения в нее иностранного капитала. Имеющиеся данные свидетельствуют об устойчивой тенденции увеличения практически всех видов иностранных инвестиций в США на протяжении последнего десятилетия. Так, общий объем их в конце 90-х годов составил около 500-600 млрд долл. ежегодно. США остаются крупнейшим нетто-импортером капитала. Отрицательное сальдо по международной финансовой позиции США устойчиво возрастает начиная со второй половины 80-х годов. В 1998 г. оно превысило 1 500 млрд долл. Это означает, что США выступают в качестве наиболее крупного и динамично растущего центра мирового хозяйства, притягивающего к себе капитал из других регионов мира. Примечательно, что усиливается приток всех видов иностранных инвестиций в страну, начиная от прямых инвестиций и завершая банковскими депозитами.
Приведенные данные показывают, что приток иностранного капитала во второй половине 90-х годов резко увеличивается. При этом существенно возрастает и его влияние на национальную экономику. Скажем, размер прямых иностранных инвестиций составляет во второй половине 90-х годов от 20 до 32% всех валовых инвестиций в ВВП США. Очевидно, что при таких масштабах их роль в росте американкой экономики очень велика.
Правда, сравнительно невелики объемы притока в США иностранного банковского капитала. Это, вероятно, связано с насыщенностью американского рынка денежными ресурсами в 90-е годы и низкой ставкой банковского процента в стране.
В то же время размеры иностранных портфельных инвестиций значительны, из них около 20% вложены в акции американских компаний, а 80% – долговые ценные бумаги. Причем важно отметить резкий рост портфельных инвестиций в акции в конце 90-х годов. Если в начале 90-х годов они составили от 11 млрд до 20 млрд долл. в год, то в 1997 г. – 67 млрд, в 1998 г. и 1999 г. – порядка 44 млрд долл. Такое давление иностранного капитала на стоимость американских акций стало весомым фактором и привело к повышению их курса на фондовом рынке.
В то же время существенные иностранные вложения в облигации различных видов делали долговой сектор американского финансового рынка очень чувствительным к поведению зарубежных инвесторов. С другой стороны, устойчивость притока портфельных инвестиций в ценные бумаги свидетельствует о прочности экономики и финансовой системы США, которая все эти годы выступает очагом стабильности и динамизма в мире. Только в третьем квартале 1998 г. под влиянием финансового кризиса их приток в долговые активы резко сократился до 1,14 млрд долл. Но уже в последующие кварталы он вырос до 60-70 млрд долл., что означало восстановление доверия к экономике и финансовой системе США.
Значительный интерес представляет влияние финансовой сферы на экономическое развитие. Применительно к Америке важно выделить оба аспекта этого влияния: с их стороны – на мировую экономику и финансовую сферу и со стороны мировой финансовой сферы – на экономику США.
В начале 2000 г. появились признаки перегрева мировой экономики. Первыми отреагировали на них центральные банки. В начале февраля 2000 г. ФРС повысила учетную ставку до 5,5%, Европейский центральный банк – ставку рефинансирования до 3,25%, Банк Англии – с 5,75 до 6% (он сделал это в четвертый раз за последние 6 мес.). Учетные ставки подняли также центральные банки Швеции, Дании, Швейцарии и Южной Кореи (впервые за последние два года – с 4,75 до 5%).
Эти пока небольшие антиинфляционные шаги служат признаком того, что центральные банки сочли, что экономика уже оправилась от последствий мирового финансового кризиса и теперь главной опасностью становится перегрев и риск усиления инфляции. Такая опасность не преувеличена. Экономика Южной Кореи показала рост за 1999 г. на 10%, хотя розничные цены в стране выросли всего на 1,6%4.