Росту китайской нелегальной миграции способствовало межправительственное соглашение от 19 августа 1992 года между Российской Федерацией и КНР. Тогда в целях налаживания культурного обмена были упрощены визовые процедуры для туристических групп. Фактически визовый режим перестал существовать. Неспособность пограничной и миграционной служб проконтролировать въезд и пребывание резко возросшего числа китайских граждан заставила Россию уже в 1994 году отказаться от политики открытых дверей на границе. Но миграцию, которая преимущественно перешла в нелегальную форму, уже невозможно было остановить.
Транзитные мигранты-нелегалы образуют еще один значительный контингент. Согласно сведениям российского МВД, численность данной категории достигает 300 тысяч человек. В нее входят преимущественно выходцы из Китая, Афганистана и стран Юго-Восточной Азии — Вьетнама, Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки. Весьма пестрый состав «транзитников» включает граждан и таких 30 государств, с которыми у России нет общих границ.
Большинством этих людей движет стремление перебраться через Россию в страны ЕС и в США. Ради достижения цели многие прибегают к услугам преступных групп, поставивших бизнес по перевозке мигрантов на регулярную основу.[13] Стоимость подобных услуг варьирует: от 300 до 7 000 долларов за одного человека не считая расходов на обустройство в стране временного пребывания. Люди, не располагающие необходимыми суммами, зачастую пополняют собою ряды наркокурьеров. Отсюда — совпадение некоторых маршрутов наркотрафика с путями незаконной миграции.
Транзитные мигранты имеют все возможности избежать контроля со стороны миграционных служб как после въезда в страну (будь то на законных основаниях или нелегально), так и после формального истечения срока пребывания. Так, в 2000 году проверкой было выявлено 170 тысяч иммигрантов с просроченными визами. По данным органов пограничного контроля, за последние 5 лет сложилась устойчивая тенденция превышения количества въехавших в страну иностранных граждан над покинувшими ее. В 2002 году соотношение тех и других выразилось цифрами 21,2 и 17,9 миллиона.[14]
Однако перед этой категорией незаконных мигрантов возникают значительные трудности при попытке выезда на Запад, поскольку западные границы России укреплены гораздо более надежно, чем восточные и южные. Поэтому нелегалы зачастую вынуждены надолго залегать «на дно», в лучшем случае пополняя отряды иностранных нелегальных рабочих, в худшем — вливаясь в криминальные этнические группировки своих соотечественников. Отсутствие надежного и эффективного механизма депортации лишь создает дополнительные сложности.[15]
Легче всего незаконным мигрантам бывает «раствориться» среди населения российских мегаполисов. Особая нагрузка ложится на Москву и Московскую область, поскольку сюда направлена половина всего российского миграционного потока. Проверки предприятий и организаций Москвы на предмет того, как в них соблюдается порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы, показали, что на одного «законного» трудового мигранта приходится от 15 до 25 «незаконных».[16]
Россия сегодня является крупным принимающим центром и будет оставаться таким на протяжении долгого времени. Страна декларирует свою заинтересованность в приеме мигрантов. В этих условиях обязательно должна быть продуманная политика по интеграции мигрантов, которой пока в России не существует. Эта политика должна стать одной из составляющих общей миграционной и социальной политики
2.2. Тенденции миграционных процессов
В современных условиях тенденции внутренней миграции не могут не зависеть от особенностей российского рынка труда и уровня оплаты труда. Его важнейшей особенностью является гораздо меньшая степень сокращения размеров занятости по отношению к сокращению объемов производства, а также компенсация сокращения возникшей разницы за счет сокращения заработной платы. Непропорционально низкий уровень безработицы не соответствует глубине трансформационного кризиса на протяжении всего переходного периода, в течение которого происходило "придерживание", а не высвобождение рабочей силы.[17]
Согласно теории человеческого капитала, поток мигрантов зависит от получения информации о возможностях трудоустройства в других местах. Помимо этого, поток мигрантов уменьшается по мере возрастания миграционных издержек, включая затраты на переезд, обустройство и т.д. Следствием непрозрачного рынка рабочей силы и неизмеримо возросших затрат на перемещение являются, во-первых, снижение уровня миграционной активности населения и, во-вторых, формирование немобильного населения в ряде регионов, особенно депрессивных. Бедное население менее мобильно.
Известно, что в динамике миграции в современной России переломным оказался 1995 год. Именно с этого времени заметной стала тенденция сокращения масштабов и результатов миграции (см. таблицу 1).
Таблица 1. Динамика прибывших, выбывших и миграционного прироста РФ в 1995-2005 годах
Год
Прибывшие, тысяч человек
Удельный вес международных мигрантов в составе прибыших, в%
Выбывшие, тысяч человек
Удельный вес международных мигрантов в составе выбывших, в%
Миграционный прирост, тысяч человек
всего
в том числе из стран СНГ и Балтии
всего
в том числе в страны СНГ и Балтии
Всего
в том числе из стран СНГ и Балтии
1995
4404,6
25
21
3946,3
17,8
17,4
458,3
355,7
1996
3971,7
24,6
23,2
3559,5
13,9
10,4
412,1
553,8
1997
4293,9
27,7
26,7
3427,8
10,1
7,9
866,1
914,6
1998
4089,7
21,2
20,6
3490,7
10
6,6
599
612,2
1999
3589,9
18
17,8
3142,2
9,3
6,1
447,7
439,8
2000
3322,6
18
17,5
2931,5
7,9
5,1
391,1
433,4
2001
3095,5
16,6
16
2774,3
7,7
4,8
321,2
361,7
2002
2853,3
13,3
12,8
2698,7
8
4,9
154,6
237
2003
2662,3
13,5
13,2
2420
6
3,4
241,8
266,9
2004
2334
8,3
8
2252,3
5,4
2,8
81,8
123,7
2005
2201,9
8,4
8,1
2114,7
5,1
2,5
87,1
124,3
Источник: Численность, естественное движение и миграция населения Российской Федерации за 1995 год. Стат. бюллетень. М, 1996. С. 97; Численность и миграция населения Российской Федерации в 1997 году. Стат. бюллетень. М., 1998. С. 27; Численность и миграция населения Российской Федерации в 1999 году. Стат. бюллетень. М, 2000. С. 27; Численность и миграция населения Российской Федерации в 2001 году. Стат. бюллетень. М, 2001. С. 27; Численность и миграция населения Российской Федерации в 1998 году. Стат. бюллетень. М., 2002. С. 27; Численность и миграция населения Российской Федерации в 2003году. Стат. бюллетень. М., 2004. С. 37; Численность и миграция населения Российской Федерации в 2005 году. Стат. бюллетень. М., 2005. С. 15.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8