Влияние спорта на студенческую жизнь

Основная масса современной молодежи предпочитает развлечения, чаще пассивные, реже активные. Лишь незначительная часть посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.

Жизнь студента очень насыщена. 7-8 часов в день он проводит за учебой. Остальное же время в полном его распоряжении. Как правило большую часть своего свободного времени студент тратит на различного рода развлечения. Как говорят сами студенты – «Мы отдыхаем!».

Как же проводят свободное время студенты? Досуг студента можно разделить на две категории: пассивное и активное время препровождение. К пассивному время провождению можно отнести такие занятия как чтение книг, журналов, просмотр телепередач, видеофильмов, прослушивание, радиопередач, музыки. Так же к пассивному «отдыху» можно отнести не традиционные на настоящий момент занятия молодежи: вязание, шитье, плетение, вышивание, столярные работы, рисование, лепка и другие виды народных промыслов. Некоторые студенты занимаются сочинением стихов, прозы и другим творчеством. Но в основном на свободное время препровождение студента наложил свой отпечаток научно-технический прогресс. Большую часть «прогрессивной молодежи» занимает компьютер. Как правило, он используется как сфера развлечения – компьютерные игры.

Около половины всей студенческой молодежи все же предпочитают использовать свое свободное время активно. Это занятие спортом, посещение различного рода массовых мероприятий, как то народные гуляния, дискотеки, концерты. Так же не последнее место занимает общение в семье.

Ведь студент на то и студент, чтобы выкручиваться, выдумывать и в итоге оставаться самым беззаботным человеком на свете. Чем же еще занято свободное время обыкновенного студента? Как это ни парадоксально, но все названные во время опроса хобби оказались весьма практичными и необходимыми в повседневной жизни. На первом месте по популярности идет изучение иностранных языков. Затем - второе образование, обычно техникум. В основном студенты осваивают профессии парикмахера и повара, реже встречаются "технари" и музыканты. Но и это легко объяснимо - ведь первые две профессии, уж если не принесут денег, то хотя бы послужат на благо семьи. Изучение возможностей компьютерной сети занимает в жизни старшекурсников огромное место, причем неумение работать в Интернете считается плохим тоном. Затем с небольшим отрывом следуют изучения литературы, истории, искусствоведения и спорт.

Время студента, безусловно, не поглощается полностью непосредственным трудом, часть его свободна для удовольствий, для досуга, в результате чего открывается простор для творческой деятельности и развития. Проблема, как использовать свободное время, особенно остро стоит в молодежной среде, потому что именно эта часть общества, обладая значительным свободным временем (по подсчетам статистиков молодой человек имеет в среднем 5 часов свободного времени ежедневно), страдает от неумения рационально распорядиться им, и как следствие этого - отличается неудовлетворенностью - социологические исследования подтверждают, что лишь 48,7% молодежи вполне удовлетворены своими запросами в области духовной культуры.


2.1.1. Вредные привычки современной молодежи.


Несмотря на прослеживающуюся в мире (не является исключением и Россия) на протяжении последних 30-40 лет акселерацию, в настоящее время у нас в стране количество школьников, соответствующих своему биологическому возрасту, снизилось до 40-50%, а число детей с нормальным физическим развитием снизилось до 13%. В конечном итоге только 10% выпускников полной общеобразовательной школы могут считаться здоровыми, 50% имеют морфофункциональную патологию, а 40% - хронические заболевания.

В общих тенденциях роста заболеваемости особое место принадлежит подростковому возрасту. В биологическом отношении он является одним из критических, характеризующихся мощными эндокринными перестройками, делающими организм подростка особенно чувствительным к воздействию вредоносных факторов, в частности, - к вредным для здоровья привычкам. Вместе с тем, исследования показывают, что уровень алкоголизации среди мальчиков в 11 регионах России колеблется от 72 до 92%, а среди девочек - от 80 до 94%.

К 11 классу курят около половины юношей и четвертая часть девушек. До 37% подростков в возрасте 12-18 лет употребляют анаболики. В 2001 году зарегистрировано около 20 тысяч подростков, больных сифилисом (в 45 раз больше в сравнении с 1991 г.), причем, рост заболеваемости им гораздо выше, чем у взрослых. Отсутствие знаний по культуре здоровья и/или пренебрежение здоровьем ведут к тому, что 40% школьников не знают, что такое здоровый образ жизни, 85% не занимаются физической культурой и спортом, около 50% (преимущественно подростков и старшеклассников) уже пробовали наркотики, 70% познали "животный" секс, на 45% возросла заболеваемость гонореей у юношей и девушек 14-16 лет. В конечном итоге оказывается, что темпы возрастания смертности в подростковом возрасте сравнимы с этим показателем для возрастной группы 65-70 лет.

Спорт является прекрасным средством в борьбе с уходом молодых людей в виртуальную реальность. И эта реальность не только наркомания, алкоголизм и другие формы девиации. Еще более опасно для общества "оболванивание" молодежи средствами СМИ.

В "Учительской газете" N 18 от 30 апреля 2002 года приводится статья Любови Сусловой из Краснодара "Диагноз – телемолодежь", содержащей социологические выкладки по данной проблематике.

Около 60% молодежи смотрит телевизор ежедневно более часа, а почти половина не представляет свой день без телевизора.

В момент неустойчивого состояния личности, переживания психологических проблем к помощи телевидения прибегает не менее 90% ребят и девушек. Действительно, в подобных случаях просмотр отвлеченных программ, незатейливого видеофильма позволяет отключиться от своих проблем. И в большинстве случаев это один из видов позитивной психотерапии, когда информация с экрана не только "отключает", но и помогает в выборе пути решения собственных конфликтов. Однако, как показали исследования, каждый десятый оказывается зависимым именно от этого вида сброса психологического напряжения.

Еще каждый десятый уверяет, что практически не интересуется "голубым экраном", и "посмотреть телевизор" для него равносильно понятию отдохнуть. Однако в реальности без работающего "ящика" начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, скуку, уныние, в результате чего быстро переключается на другие дела или засыпает. Этот феномен можно описать словами Э. Фромма: "Современный человек не в состоянии остаться наедине с самим собой". В реальности эта группа имеет наиболее сильную психологическую зависимость от экрана. Около четверти из них признаются, что систематически засыпают перед включенным телевизором. А без него чувствуют дискомфорт, бессонницу, эмоциональное напряжение.

Около 35% молодежи испытывают недифференцированную тягу к телевидению как символу прогрессивной, стильной или красивой жизни.

Около 10% отрицают тягу к просмотру: "Я вообще не смотрю телевизор". В основном это люди, полностью реализующие себя в различных социальных сферах. Но входят сюда и наркоманы, алкоголики и т.п.

Остальные 40% "перетекают" от предыдущей ко второй группе.

Вот и получается, что не меньше половины современной молодежи приобрели клишированность сознания и эмоций, атрофию личных жизненных позиций и преобладание рекламной психологии в сознании. Овладевая "символизированными" вещами и стилем жизни, молодежь ассоциирует себя с красивой сказкой по телевизору. Эмоциональная же подкладка, собственные жизненные цели и устремления разрушаются. Зачастую не отдается отчет в том, что предлагаемый видеоряд символов до предела однообразен, несмотря на различное построение сюжетной линии. В результате на фоне серости собственной личности просмотр видеофильма действительно становится глотком счастливой, полнокровной жизни, ее виртуальным суррогатом. Такой феномен психологи называют "манипуляцией сознанием при помощи эмоционально окрашенных символов", и он, как известно, активно применяется в обычной, "откровенной" рекламе. К сожалению, всех последствий подобных эффектов молодежь пока не осознает.


2.1.2. Физиологические особенности.


С окончанием подросткового возраста организм из периода бурных изменений переходит в этап спокойного завершения процессов формирования всех его органов и физиологических систем. Следовательно, старший школьный возраст (с 15—16 до 18 лет) — это период незначительных анатомо-физиологических преобразований и достижения организмом подростка функционального уровня взрослого человека. Прежде всего это касается желез внутренней секреции и нервной системы. В организме старшего школьника устанавливается гормональный баланс, свойственный взрослому человеку, что благоприятно сказывается на деятельности его нервной системы. У старших школьников значительно возрастает роль коры головного мозга в регуляции деятельности всех органов и поведения, усиливаются процессы торможения. В результате этих изменений поведение школьников становится более уравновешенным, возрастает физическая и умственная работоспособность.

Важное значение для продуктивной учебной деятельности и сохранения здоровья учащихся средних и старших классов имеет правильная организация их активного отдыха, необходимой частью которого являются занятия физической культурой и спортом. Согласно современным физиологическим и психологическим исследованиям, между физической и психической деятельностью ребенка существует прямая и тесная связь, сохраняющаяся в его последующей жизни. В частности, показана корреляция между состоянием здоровья, уровнем физического развития и успеваемостью ребенка в школе. Оказалось, что около 30 % неуспевающих учащихся имеют различные нарушения в двигательной сфере.


3. Оздоровительные функции студенческого спорта при подготовке к жизни и профессии.


Возможности различных видов спорта в укрепле­нии здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении об­щей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в самоутверждении очень велики. При этом здоровье выступа­ет как ведущий фактор, который определяет не только гармони­ческое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной дея­тельности.

В экономике труда известен постулат, который коротко и емко освещает тесную взаимосвязь профессиональной подготовки и здо­ровья человека: специалист может иметь хорошую профессиональ­ную подготовленность, богатый опыт работы, но если он не обла­дает здоровьем, то его нельзя относить к трудовым ресурсам...

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать