Формирование единой системы ОМСС предполагает реорганизацию фондов ОМС и ФСС в единый Федеральный фонд ОМСС и централизованное управление средствами ОМСС, формируемыми за счет закрепленных налоговых источников (единого социального налога, единого налога на вмененный доход), взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний, а также целевого трансферта из федерального бюджета на оплату медицинской помощи неработающему населению.
Практическое задание
В Приложении 1 дается информация о структуре поступлений в бюджет и внебюджетные фонды РФ за 2006-2007г.[12]. На основании этих данных была построена диаграмма 1 (Приложение 2), из которой видно, что поступления во внебюджетные фонды растут.
По данным диаграммы 2 (Приложение 2) видно, что наибольший удельный вес занимают поступления в Пенсионный Фонд РФ – 78%, 10% поступает в территориальные фонды ФФОМС, по 6% в остальные основные внебюджетные фонды.
Диаграмма 3 (Приложение 2) позволяет сказать, что структура поступлений в основные внебюджетные фонды в 2008 году изменилась. Увеличились на 1% поступления в ПФР, уменьшились поступления на 1% в ФФС. Но так как данные за январь-март 2008 года, то к концу года структура может выровняться и остаться на уровне 2007 года, а может и измениться.
Рост поступлений во внебюджетные фонды показывает, что в стране ведется политика, направленная на увеличение доходов внебюджетных фондов.
Заключение
Основным выводом, на наш взгляд, следует считать то, что при всех недостатках, и недоработках, можно считать, что система социального страхования в России создана и работает.
Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) во внебюджетные фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Основными внебюджетными фондами являются фонды, направленные на социальную поддержку и социальную защиту населения. Это Пенсионный Фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ. Специальные внебюджетные фонды направлены на стимулирование экономического и научно-технического развития РФ.
Каждый из фондов выполняет определенные функции, имеет свою структуру и как общие с другими фондами, так и специальные источники формирования, регламентированные законодательством РФ.
В настоящее время в системе социального обеспечения существует немало проблем.
Во-первых, не оправдала себя распределительная пенсионная система, основанному на солидарности поколений.
Во-вторых, система медицинского страхования, разделенная на обязательно медицинское страхование и добровольное медицинское страхование приводит к тому, что здравоохранение на данный момент больше заинтересована в больных, чем в здоровых гражданах. От этого страдает качество медицинских услуг, поэтому было принято решение объединить ОМС и ДМС и сформировать единую систему ОМСС.
Приложение 1
Поступление доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды за январь-март 2007-2008 гг.
|
январь-март 2007 года |
январь-март 2008 года |
в процентах к 2007 году |
Всего поступило в бюджетную систему РФ |
1 631,6 |
2 039,9 |
125,0 |
в том числе: |
|
|
|
Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ |
1 360,3 |
1 694,8 |
124,6 |
Государственные внебюджетные фонды |
271,3 |
345,2 |
127,2 |
Государственные внебюджетные фонды - всего |
271,3 |
345,2 |
127,2 |
в том числе: |
|
|
|
Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) |
212,2 |
272,2 |
128,3 |
Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) |
15,9 |
17,7 |
111,2 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) |
15,0 |
19,4 |
129,5 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) |
28,2 |
35,9 |
127,2 |
Приложение 2
Диаграмма 1 Динамика и структура поступлений в бюджет и внебюджетные фонды РФ.
Диаграмма 2. Структура поступлений в основные внебюджетные фонды РФ в 2007 году.
Диаграмма 3. Структура поступлений в основные внебюджетные фонды РФ в 2008 году.
Список литературы
Законодательные и нормативные акты
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на февраля 2006г.
2. Новая бюджетная классификация Российской Федерации. Приказ Минфина России от 10 декабря 2004 года №114н. Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. — М.: КНО-РУС, 2005.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 21 февраля 2006г. — М.: Омега-Л, 2006.
4. Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993г. № 4807-1.
Монографии, учебники и учебные пособия
5. Государственные и муниципальные финансы/ Под ред. И.Д.Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2004.
6. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2004.
7. Губанов С. Политика нового этапа: цель и средство.//Экономист, 2006, №11, с. 8.
8. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997.
9. Дьяченко В.П. История финансов СССР (1917-1950 гг.). - М.: Наука, 2008.
10. Егоров Е.В. Экономика общественного сектора России: Курс лекций. - М.: ТЕИС, 2008.
11. Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2007.
12. «Налоговые Вести» № 20, 17 июля 2007 года.
13. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.
14. Роик, В.Д. Природа страховых взносов и налогов //Экономист, 2007, №1, с. 15.
15. Роик, В.Д. Социальный налог: судьба социального страхования в России? //Экономист, 2007, №1, с. 20.
16. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: Финансы: ЮНИТИ, 2007.
17. Финансы в системе государственного и муниципального управления / Под ред. Л.А. Бабурина. — М., Ростов-на Дону: Издательский центр «МарТ», 2005.
18. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России // Финансы. - 2003. - N 7. - С.61-63.
19. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. — М.: Дело, 2002.
20. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп.— М.: ИНФРА-М, 2008.