· Облегчить опознание товара.
· Облегчить запоминание товара.
· Указывать на происхождение товара.
· Сообщать информацию о товаре
· Сигнализировать гарантию качества.
В международной практике торговля товарными знаками называется франчайзинг. Сущность франчайзинга состоит в том, что Фирма франчайзер ,имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях не известной потребителям фирме (франчайзиату) право осуществлять определенный вид деятельности, т.е. лицензию (франчайз) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это определенную компенсацию (доход). При этом франчайзи обязуются соблюдать предписанные стандарты и качество проектов. Франчайзер консультирует партнера при выборе сферы торговли и услуг, организации торговой и сбытовой сети, проведении рекламной компании. Существует три вида франчайзенга: товарный, производственный, деловой. Товарный франчайзенг – способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании права на продажу товаров с её торговой маркой и под её товарным знаком. Правовой основой взаимоотношений франчайзера с франчайзи является договор франчайзинга. Одно из основных обязательств франчайзи плата за использование лицензии. Способы оплаты различны, обычно они включают единовременный вступительный взнос, плату за лицензию и периодические платежи в виде отчисления прибыли.
Предоставление на основе договора на инжиниринг полного комплекса услуг и поставок, необходимых для строительства нового объекта, называется комплексным инжинирингом. Он включает три отдельных вида инженерно-технических услуг, каждый из которых может быть предметом самостоятельного договора.
Как самостоятельный вид коммерческих операций, инжиниринг предполагает предоставление на основе договора на инжиниринг одной стороной, именуемой консультантом, другой стороне, именуемой заказчиком, комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию с разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, усовершенствованием имеющихся производственных процессов вплоть до внедрения изделия в производство и даже сбыта продукции.
• Консультативный инжиниринг (consulting engineering) связан главным образом с интеллектуальными услугами в целях проектирования объектов, разработки планов строительства и контроля за проведением работ.
• Технологический инжиниринг (process engineering) состоит в предоставлении заказчику технологии или технологий, необходимых для строительства промышленного объекта и его эксплуатации (договоры на передачу производственного опыта и знаний), разработки проектов по энергоснабжению, водоснабжению, транспорту и др.
• Строительный и/или общий инжиниринг (constructing engineering) это главным образом поставки оборудования, техники и/или монтаж установок, включая при необходимости инженерные работы
В страховании обязательно наличие двух сторон страховщика и страхователя. В качестве страховщика выступает государственная, акционерная или другая страховая организация, ведающая созданием и использованием фонда страхования. В качестве страхователей выступают юридические лица любой формы собственности и физические лица.
Участниками отношений на страховом рынке являются: страхователи, страховщики, страховые агенты, страховые брокеры.
Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Страхователи вправе заключать со страховщиками договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц).
Во- первых, часто такие контракты составлены по трафарету, недостаточно учитывающему вид товара, являющегося предметом купли-продажи. Практически одинаковые условия предусматриваются в отношении как видов массовых продовольственных и промышленных товаров, так и машин и оборудования.
Во-вторых, контракты примерно одинакового содержания составляются независимо от того, с партнёром какой страны они заключаются, и без учёта применяемого права.
В-третьих, при составлении контрактов относительно редко используются ссылки на принятые в международной торговле стандартные условия купли-продажи и, в частности, общие условия поставок.
В-четвёртых, стремление предусмотреть в контракте условия на все случаи, которые могут возникнуть при его исполнении, осложняет переговоры при его заключении. Практика показывает, что всё предусмотреть в контракте невозможно.
Обычно к существенным условиям относят:
· Наименование сторон-участников сделки;
· Предмет контракта;
· Количество и качество;
· Базисные условия поставки;
· Цену;
· Условия платежа;
· Санкции и рекламации (штрафы, претензии)
· Юридические адреса и подписи сторон.
К несущественным (дополнительным) условиям обычно относят:
· Условия сдачи-приёмки товара;
· Условия страхования;
· Отгрузочные документы;
· Гарантии;
· Упаковку и маркировку;
· Форс-мажорные обстоятельства;
· Арбитражную оговорку;
· Прочие условия.
11. Что представляет собой способы фиксации цены во внешнеторговом контракте «подвижная цена»?
Подвижной ценой называют способ установления цены при поставке сырьевых товаров. В этом случае цена товара, указанного в контракте, увязывается с изменениями рыночной цены данного товара к моменту его поставки. В контракте обязательно указывается источник, по которому следует судить об изменении цен, а также оговариваются допустимые минимум отклонения рыночной цены от контрактной.
12. Выберите правильный ответ.
1. По объему совершаемых операций фирмы - контрагенты могут быть:
Д) крупными, средними, мелкими.
2. Определите, какая цена определена в контракте: «Цена на нефть, поставляемую по данному контракту, составляет … долл. США за баррель. Справочная цена по «ОПЕК бюлетин» на момент заключения контракта составляет … долл. США за баррель. При изменении в течение исполнения контракта справочной цены контрактная цена изменится пропорционально»:
В) скользящая цена.
3. Претензии, предъявляемые одним контрагентом сделки другому контрагенту в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий контракта, называется:
А) рекламацией;
4. К потенциальным конкурентным преимущества России относятся:
Д) верны ответы а), б), г);
5. Зона свободной торговли предполагает:
В) что все характеристики таможенного союза дополняются свободным движением капитала, рабочей силы, услуг;
13. Проанализируйте ситуации и ответьте на поставленные вопросы.
13.1. Между немецкой фирмой и российским покупателем заключен контракт на поставку соевого масла в Россию на условиях EXW Берлин (центральный склад масла). Транспортные условия, согласованные в контракте, предусматривали, что поставка товара производится в соответствии с инструкциями, которые покупатель передает по факсу продавцу не позднее 14 дней до начала поставки. Кроме того, погрузка товара должна осуществляться в чистые цистерны, которые предоставляет покупатель. Товар был подготовлен к отправке в согласованный срок, но поставка не была осуществлена из-за отсутствия пригодных к перевозке масла цистерн по вине покупателей.
Определите, есть ли в данной ситуации основания для преждевременного перехода рисков и расходов с продавца на покупателя?
В данной ситуации основание для преждевременного перехода рисков и расходов с продавца на покупателя есть, так как единственной обязанностью продавца является предоставление товара на своём предприятии (складе). Продавец не несёт ответственности за погрузку товара и иные средства перевозки, предоставленные покупателем, если иное не указано в контракте.
13.2. «Развитие свободной торговли наносит ущерб занятым в конкурирующих с импортом отраслях только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде, если ресурсы свободно перемещаются из отрасли в отрасль, от либерализации внешней торговли выигрывают все». Обсудите это утверждение.
Свободная торговля основывается на принципе сравнительных издержек в производстве товаров и поэтому способствует более эффективному использованию ограниченных ресурсов общества, а следовательно, достижению более высокого материального благосостояния людей. Аргумент в защиту свободной торговли наиболее дальновидные экономисты выдвигали еще в те времена, когда международная торговля только складывалась, и целый ряд стран пытался оградить свой внутренний рынок от наплыва дешевых иностранных товаров. В долгосрочном периоде, если ресурсы свободно перемещаются из отрасли в отрасль, от либерализации внешней торговли выигрывают все». Поскольку при свободной торговли товары всегда перемещаются туда, где цены выше, поскольку дешевый текстиль, поступающий на американский рынок, снизит цены на её внутреннем рынке, конкурирующие с импортом производители будут терять прибыль и возможно даже нести незначительные убытки, но это будет происходить только в краткосрочный период. Свободная конкуренция, как мы уже знаем, способствует развертыванию конкуренции и ограничивает деятельность монополий в их стремлении получить максимальную прибыль. В долгосрочном периоде, если ресурсы свободно перемещаются из отрасли в отрасль, от либерализации внешней торговли выигрывают все, появление на внутреннем рынке качественных и дешевых товаров заставит местных производителей аналогичных товаров перейти к использованию новых технологий и методов производства, которые дают возможность снизить издержки производства.
Список используемой литературы.
1. Абакумова О.Г. Управление внешнеэкономической деятельностью. Крнспект лекций. М., 2004
2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. / Под ред. Л.Е. Стровского. М.: ЮНИТИ, 2003.
3. Внешнеэкономический толковый словарь./Под ред. И.П. Фаминского. М. ИНФРА – М., 2000.
4. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Сакисов С. В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие. М.: ДЕЛО, 2004.
Страницы: 1, 2