Внешнеэкономические и некоторые другие внешние связи Санкт-Петербурга

 

 

 

2.1.2Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря.

Внешняя политика города, в значительной мере, ориентирована также на страны Северной Европы и страны региона Балтийского моря, считая сотрудничество с ними одним из приоритетов своей международной и внешнеэкономической деятельности и прежде в всего в следующих областях:[14]


-       торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в направлении развития экспорта с использованием научно-технического и промышленного потенциала Санкт-Петербурга;


-       улучшение состояния окружающей среды и развитие энергосберегающих технологий;


-       развитие градостроительства, в том числе сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и архитектуры, сохранение исторической городской среды;


-       развитие систем гражданской безопасности и обеспечения прав человека, включая защиту жителей в условиях обострившейся криминогенной ситуации, борьбу с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, защиту от природных и техногенных катастроф;


-       развитие потенциала Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок, включая основные элементы инфраструктуры: международные транспортные коридоры, внутригородские и объездные транзитные магистрали, таможенные зоны и транспортные терминалы;


-       развитие сотрудничества в области культуры, образования, обмена информацией и туризма;


-         достижение более высоких стандартов в социальной сфере и здравоохранении. 


Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в рамках международных программ, в реализации которых Петербург принимает активное участие, среди них можно выделить  наиболее значимые: 


-         программы сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в Балтийском регионе и с Российской Федерацией “ Северное измерение ЕС”, предложенной Правительством Финляндии;


-         программы сотрудничества с Европейским Союзом “Санкт-Петербург - Европейские ворота России”;


-         программы сотрудничества европейских и азиатских городов и регионов;


-         программы мероприятий “ Санкт-Петербург - Европейский город культуры - 2003”.


Традиционно, одно из главных направлений сотрудничества Северных стран с Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада России заключалось в содействии развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству с Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии прямой технической помощи на развитие инфрастуктуры.

Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря осуществляется также с помощью участия представителей в работе «Совета государств Балтийского моря».

Совет государств Балтийского моря – межправительственная организация, основанная в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа Комитет старших должностных лиц и Рабочие группы :


-         по содействию демократическим институтам и правам человека;


-         по экономическому сотрудничеству;


-         по ядерной безопасности;


-         а также Комиссара по Демократическим институтам и правам человека, включающим права национальных меньшинств.


В Совет государств Балтийского моря входит 12 членов: Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Швеция и Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского Союза).

Представители Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации принимают участие в работе СГБМ с 1993 года.

Главы правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского моря (от России участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на встрече в г. Висбю 2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения, учитывающие Инициативу ЕК в отношении региона Балтийского моря, а министры иностранных дел стран СГБМ на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г. Кальмаре (Швеция) приняли Программы действий, включающие Инициативу ЕК, что позволило приступить к разработке и согласованию “Рамочного соглашения по трансграничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами-участницами Совета государств Балтийского моря и Европейским Союзом, создающего юридическую базу для реализации Инициативы ЕК.

В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы правительств стран, входящих в Совет государств Балтийского моря, подтвердили свою поддержку дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского моря, которое будет содействовать формированию стабильной, демократической и процветающей Европы без разделительных линий . Они приветствовали вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом и его странами-членами, а также приняли во внимание сообщение Европейской Комиссии о намерении включить "Северное измерение " в политику ЕС. Они согласились, что деятельность неправительственных организаций является важным дополнительным элементом межправительственного сотрудничества.

Подключение к конкретным направлениям сотрудничества полезно не только в плане подготовки России к реализации положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, но и для защиты российских экономических интересов на рынках новых членов ЕС - Финляндии, Швеции - кандидатов на вступление в ЕС - Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.




Участие Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского моря позволило оказать поддержку некоторым, осуществляющимся в городе проектам:


-        Развитие Морского порта “Санкт-Петербург;

-        Развитие Северо-Западного речного порта;

-        Кольцевая автомобильная магистраль.

Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря (ОССГБМ) - неправительственная организация стран Балтийского моря, куда входят представители областей, районов и "вольных" городов, расположенных на берегу Балтийского моря. Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря основана в Норвегии (г. Ставангер) в октябре 1993 года .

ОССГБМ выполняет координационные и посреднические функции для всех регионов Балтийского моря, осуществляет общую целевую политику на международных форумах и, используя имеющиеся ресурсы, способствует внедрению конкретных проектов на благо всего региона.

Санкт-Петербург участвует в работе ОССГБМ с 1993 года. Участие Санкт-Петербурга в работе ОССГБМ позволяет:


-         расширить торговые, хозяйственные и экономические связи на региональном уровне;


-         согласовать политику по борьбе с преступностью, нелегальной миграцией, контрабандой наркотиков и оружия;


-         обсудить экономические и культурные возможности Санкт-Петербурга.


Союз Балтийских городов (СБГ) - международная неправительственная организация, основанная на конференции представителей городов стран Балтийского моря в г.Гданьске 11 мая 1992 года с участием представителей Санкт-Петербурга. В настоящее время в Союз входят 79 городов 10 стран Балтийского моря.

Союз Балтийских городов ставит целью стимулирование всестороннего сотрудничества между городами региона Балтийского моря.

СБГ имеет бюджет, формируемый из членских взносов и специальных дотаций ЕС и СМСС. Санкт-Петербург входит в состав СБГ с 1992 года.

Участие Санкт-Петербурга одновременно в Союзе Балтийских городов и в Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря определяется его двойным статусом, как города и как субъекта Российской Федерации.




Заключение.

В наше динамичное время многие субъекты и регионы России, и Санкт-Петербург не является исключением, связаны с зарубежным миром тысячами нитей. В одной работе невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий обзор всех его международных связей. В этой работе автор не коснулся, например, географии внешнего транспорта города, во второй главе было рассмотрено лишь европейское направление международных контактов, что связано с недостатком литературы по международным контактам города, а также не были освещены культурные и научные связи.

Несмотря на все сложности при написании данной работы, автор считает, что ему удалось выполнить задачи, поставленые в начале работы.

В результате проведенного анализа автор в целом получил желаемую наглядную картину состояния дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической и некоторых других внешних областях и сделал следующий краткий вывод:

 Если в конце 80-х годов такого города как Санкт-Петербург не существовало на экономической и финансовой карте мира, то теперь он занимает достойное место, как в России, так и за рубежом, подтверждением чему служат многомиллионные кредиты зарубежных партнеров, участие Санкт-Петербурга в работе организаций как регионального, так и международного масштаба. 


Кроме того, был приобретен ценный опыт в написании работ подобного типа, что для автора являлось не менее важной целью.














Список использованных материалов.

Периодические издания:


1.   Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении: Сб.учеб. материалов по курсу «Политическая регионалистика»/ Под ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. - (Studia politica; Вып.3).


2.   Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред. В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000.


3.   Жихаревич Б. «Реплика из-за ширмы»// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9 ноября 2000.


4.   Клепиков А.  «Черкесовский форум» // «Эксперт Северо-Запад» №4(33), 5 марта 2001.


5.   Миронов С.  «Всемирный отель «Санкт-Петербург»?»// Эксперт Северо-Запад №20(27), 27 ноября 2000.       


6.   Материалы Кафедры Экономической Географии и Социальной Экологии. -  СПбГУ, факультет Географии и Геоэкологии, 2001.


7.   Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных организаций. – Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000.


8.   Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000.


9.   Стратегический план Санкт-Петербурга. – Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 1998.


10.        «Эксперт», - 30 октября 2000. №41(253).   


11.        Investor’s Handbook: Saint-Petersburg, 2000.

 


Интернет-источники:


1.     В некоторых случаях использовался электронный вариант издания «Эксперт»: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] - Миронов С.  “Всемирный отель «Санкт-Петербург»?”// Эксперт Северо-Запад №20(27), 27 ноября 2000г. 

                  

[2] - Жихаревич Б. “Реплика из-за ширмы”// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9 ноября 2000г.


[3] - Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред. В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000г.


[4] - Там же.


[5] - Инфраструктурный потенциал характеризует экономико-географическое положение и его инфраструктурную обеспеченность. Институциональный потенциал характеризует степень развития ведущих институтов рыночной экономики.


[6] - "Эксперт". – 30 октября 2000. №41(253). Электронная версия, адрес #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] - Данные предоставлены Комитетом по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга (справочная служба, адрес www.spb.ru).

[8] - Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных организаций. -  Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000.


[9] - Клепиков А. "Черкесовский форум" // "Эксперт Северо-Запад" №4(33), 5 марта 2001.


[10] - Стратегический план Санкт-Петербурга. - Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", 1998г.

[11] - Здесь и далее в этой главе данные предоставлены Комитетом по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга.


[12] - Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении: Сб.учеб. материалов по курсу "Политическая регионалистика"/ Под ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. - (Studia politica; Вып.3).


[13] - Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000. – с. 279.


[14] - По материалам документа «Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных организаций». -  Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать