Таким образом, выступая как носитель публичной власти, государство обеспечивает создание благоприятных условий для деятельности всех субъектов внешнеэкономической деятельности[12].
Международная охрана окружающей среды
Сотрудничество в области охраны окружающей среды объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете. Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание таких экологических условий, которые необходимы для существования и развития человеческой жизни. Она активно проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии, электроники. Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество[13].
2. 2 Функция обороны страны
Обеспечение национальной обороны и безопасности - одна из важнейших функций государства. История подтверждает, что на всех этапах развития государственно-организованного общества существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности. Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время - это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.
Главной
целью практической деятельности государства и общества в оборонной сфере
является совершенствование военной организации для обеспечения возможного
адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникать, при рациональных
затратах на оборону.
Подавляющее большинство современных государств восприняло оборонительную
доктрину, суть которой состоит в создании оптимальной достаточности сил и
средств для предотвращения возможной агрессии со стороны другого государства
или группы государств. Такой подход к вопросам военного противоборства в
значительной мере снижает возможность возникновения войн в жизни народов,
предполагая в будущем перспективу их постепенного исчезновения. Понятие функции
государства емко и многогранно. Оно включает в себя всю систему мероприятий по
укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооруженных сил,
как в мирное, так и в военное время. Не случайно основы государственного
управления обороны и безопасности закреплены в Конституции РФ.
Основным
субъектом обеспечения национальной безопасности является государство. Причем по
Конституции Российской Федерации вопросы обороны и безопасности,
оборонного производства, определение порядка продажи и покупки оружия,
боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство
ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования отнесены к
ведению Российской Федерации (п. "м" ст. 71 Конституции РФ).
В соответствии с этим положением обязанности Верховного главнокомандующего
вооруженных сил Российской Федерации возложены на Президента РФ, который также
утверждает военную доктрину Российской Федерации, и вправе в случае агрессии
против России или от непосредственной угрозы вводить на территории Российской
Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным
сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. (ст. 83,87
Конституции РФ)
Кроме
того, именно на Президента, являющегося главой государства и гарантом
Конституции, прав и свобод человека и гражданина, возложена обязанность в
установленном основным законом порядке принимать меры по охране суверенитета
Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности,
обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов
государственной власти. Осуществление мер по обеспечению обороны страны,
государственной безопасности возложены на Правительство Российской Федерации.
Оборонная деятельность государства базируется не его военной доктрине и
складывается из пяти основных направлений.
Во-первых, укрепление оборонной мощи страны. Высокую обороноспособность
государства обеспечивает развитая и эффективная экономика, опирающаяся на
новейшие достижения научно-технического прогресса, что позволяет удовлетворять
не только материальные потребности общества, но и производить все необходимое
для укрепления оборонного потенциала страны. Современная экономика обеспечивает
необходимый уровень развития военной промышленности, производства новейших
образцов техники и оружия, создания запасов стратегического сырья и
продовольствия и других компонентов оборонного потенциала государства[14].
Во-вторых,
повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их
боеспособности и боеготовности. Каждое государство постоянно заботится о том,
чтобы его вооруженные силы были мощными, мобильными, располагали современными
средствами защиты, профессионально использовали все виды военной техники и
оружия, имели высокую боеспособность и боеготовность, действовали в режиме
законности и положений международного права.
Вооруженные силы государства - это государственная военная организация,
составляющая основу его обороны. Помимо вооруженных сил в Российской Федерации
создаются и другие воинские формирования, выполняющие задачи обеспечения
военной безопасности и привлекаемые по мере необходимости к обороне страны:
Пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска МВД России,
железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства
правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации,
войска гражданской обороны.
Военные организации выполняют задачи государственного управления в сфере обороны и безопасности, и непосредственно участвуют в обороне страны с использованием средств вооруженной защиты.
Цели военной организации, как составной части вооруженных сил, в частности установлено, что вооруженные силы предназначены для отражения агрессии, направленной против страны, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории государства, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами.
Таким образом, по характеру и целям своей деятельности военные
организации являются государственными органами, созданными для реализации
функций государства в сфере обеспечения национальной безопасности средствами
вооруженной защиты. Более того, они являются частью единого механизма
государственного управления в сфере обеспечения обороны и безопасности страны.
В-третьих, охрана государственных границ. Эта деятельность осуществляется
пограничными войсками или другими специальными подразделениями и направлена на
обеспечение пограничного режима, определяемого законодательством конкретного
государства.
В-четвертых, организация гражданской обороны. Государства проводят ряд оборонных мероприятий в мирное время в целях противостояния возможному нападению извне и обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время. Эта деятельность предусматривает эвакуацию жителей из населенных пунктов, по которым наиболее вероятны удары оружием массового поражения. Она связана с созданием специальных защитных сооружений, проведением спасательных и восстановительных работ.
В-пятых,
военное обучение запаса вооруженных сил (резервов). Во многих странах
организуется периодическая военная переподготовка лиц, состоящих на воинском
учете. Это позволяет в случае межгосударственных военных конфликтов быстро
развертывать вооруженные силы и пополнять их квалифицированным личным составом.
Государство организует также вневойсковую подготовку, которая проводится в
средних и высших учебных заведениях.
Следует особо отметить взаимодействие оборонной политики государств мирового
сообщества. В современных условиях это взаимодействие направлено на сокращение
ядерных и обычных вооружений, на исключение из оборонных средств каждого
государства бактериологического, химического, биологического и других видов
оружия массового поражения. Речь идет о гуманизации военного противоборства,
если таковое в силу определенных причин возникает между враждующими
государствами. Снижение уровня военного противостояния различных стран
благоприятно сказывается на экономических возможностях всех государств,
культурном, духовном и экологическом благополучии их народов[15].
2.3 Функции по решению глобальных проблем
Также в последнее время к основным функциям государства добавляют функции по решению глобальных проблем современности. В последние годы они занимают не последнее место на мировой арене проблем. В компетенцию государства входит решение этих проблем. Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине 20 века перед всем человечеством, от решения которых зависит существование последнего. Рассмотрим некоторые из них:
1. Проблема предотвращения новой мировой войны
Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались сразу после окончания Второй мировой войны и победой над нацизмом. Тогда же было принято решение и о создании ООН- универсальной международной организации, главной целью которой было развитие межгосударственного сотрудничества и в случае конфликта между странами оказание помощи противостоящим странам в урегулировании спорных вопросов мирным путем. Однако произошедший вскоре раздел мира на две системы – капиталистическую и социалистическую, а также начало «холодной» войны и гонки вооружений не раз приводили мир на грань ядерной катастрофы. Особенно реальной угрозой начала третьей мировой войны была в период та называемого Карибского кризиса в 1962 г., вызванного размещением советских ядерных ракет на Кубе. Но благодаря разумной позиции руководителей СССР и США кризис был разрешен мирным путем. На решения правительств повлияли общественное движение борьбы за мир, а также выступления такого авторитетного межгосударственного объединения ученых за всеобщее и полное разоружение, как Пагуошское движение[16].
На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньше, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки тоталитарных реакционных режимов или в руки отдельных террористов.