Внешние связи Калининградской области

За все время сотрудничества с Россией Европейский союз выделил по программам ТАСИС для Калининградской области более 40 млн. евро.[32]

Результаты этой финансовой помощи, направленной на различные значимые проекты, позволяют надеяться, что и новые проекты, которые будет финансировать Еврокомиссия, помогут особому российскому региону чувствовать себя в окружении стран-членов ЕС комфортно и уверенно.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итог нашему анализу внешних связей Калининградской области, есть все основания утверждать, что влияние геополитической ситуации в Балтийском регионе будет и далее возрастать. В этой связи Калининград превращается в один из региональных центров внешней политики России на Балтике и, в значительной степени, проводником российских интересов в Европе, особенно в условиях расширения НАТО и ЕС.

Законодательная и нормативная база для ведения международной и внешнеполитической деятельности субъектов Российской Федерации определена Конституцией РФ (ст. 72), Законами РФ и Указами Президента РФ, Федеральной целевой программой развития Калининградской области на период до 2010 года, Законами Калининградской области, Договором о разграничениями предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Калининградской области, международными договорами и соглашениями, определяющими рамки межрегионального сотрудничества российских регионов с зарубежными партнерами.

Учитывая то обстоятельство, что Калининградская область является фактически «форпостом» России в ЕС, «фасадом» российской экономики на Западе, полагаем, что для российской стороны крайне важно сохранить и развивать потенциал межрегионального и приграничного сотрудничества области с зарубежными партнерами и не допускать негативных последствий для ее жизнеобеспечения в связи с расширением ЕС до ее границ.

Представляется также, что Калининградская область сможет существовать далее только в условиях оптимального взаимодействия интересов региона, России в целом и зарубежных партнеров, оптимального сочетания самостоятельности области с сохранением ее в политическом и экономическом пространстве РФ, разумного баланса между государственным регулированием регионального развития и свободной самоорганизацией общества.

Несмотря на то, что Калининградская область сегодня стала непременным участником практически всех региональных процессов, представляя в них интересы России, общая социально-экономическая ситуация в регионе и динамика развития внешних связей остается на неудовлетворительном уровне.

Важно сделать все возможное, чтобы сохранить и развить потенциал не только двусторонних межгосударственных отношений, но и еврорегионального процесса, а также исключить возможность того, чтобы блоковые интересы на Балтике привели к искусственному созданию ситуаций, ставящих под сомнение позитивный процесс межрегионального и приграничного сотрудничества.













 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Конституция РФ. – СПб., 2002.

2.     Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224; 2001, N 1 (часть I), ст. 2; N 53 (часть I), ст. 5030; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, (часть I), ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4855; N 52, (часть I), ст. 5038.

3.     Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». // Собрание законодательства  Российской Федерации, 1999. - N 2. - Ст.  231.

4.     Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866 «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, Ст.4974. (с изменениями от 6 июня 2002 г., 7 декабря 2004 г.)

5.     Бернат Я., Катажина Г., Вокач М. Калининградская область и расширение ЕС /Доклад в рамках проекта «Последствия расширения Европейского Союза и Шенгенского соглашения за счет стран-кандидатов» / Институт общественных проблем. Варшава. 2003. //#"_Toc103838962">Приложение 1

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

 

 


[1] Внешнеэкономические связи и региональное развитие в России. / Под ред. Вардомского Л.Б. и В.А. Миронова. Москва: Эпикон, 1999; Кузнецов И.И. «Балтийский коридор» и экономика России. М.: МГИМО МИД РФ, 1998; «Kaliningrad Region SEZ: Pros and Contras», East-West Institute, 1999 и др.

[2] Melvin N. Regional Foreign Policies in the Russian Federation. London: RIIA, 1995; Russia’s Future: Consolidation or Disintegration? / Ed. By D. Blum. Boulder, Co.: Westview, 1994.

[3] Kaliningrad: The European Amber Region./ P. Joenniemi, J. Prawitz. Aldershot: Ashgate, 1998; Joenniemi P. Kaliningrad as a Discursive Battle-field. Copenhagen: COPRI, 1999 (Working Paper no. 15, 1999); Joenniemi P. Bridging the Iron Curtain? Cooperation Around the Baltic Rim. Copenhagen: COPRI, 1999 (Working Paper no. 22, 1999); Fairlie L. D. Will the EU Use Northern Dimension to Solve Its Kaliningrad Dilemma? Copenhagen: COPRI, 1999 (Working Paper no. 21, 1999).

[4] Кузнецов А. Расширение ЕС и Калининградская область. //МЭиМО. - 2001. - № 2. - С.104 -109; Бернат Я., Катажина Г., Вокач М. Калининградская область и расширение ЕС /Доклад в рамках проекта «Последствия расширения Европейского Союза и Шенгенского соглашения за счет стран-кандидатов» / Институт общественных проблем. Варшава. 2003. //#"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.: Сб. документов / Министерство иностранных дел СССР. Т. 6. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 г.). М.: Политиздат, 1984. С. 457.

[6] См. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866 «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, Ст.4974. (с изменениями от 6 июня 2002 г., 7 декабря 2004 г.)

[7] Из материалов исследовательского отчета, подготовленного в рамках проекта ТАСИС // Морская индустрия. – 2002. - № 3.

[8] Содействие преобразованию Калининградской области в пилотный регион сотрудничества России и Европейского Союза. Калининград: Институт Восток-Запад, 2003. С.16.

[9] Кузнецов А. Расширение ЕС и Калининградская область. //МЭиМО. - 2001. - № 2. - С.104 -109.

[10] См.: Нам тоже праздновать? // Янтарный край. 1993. 3 декабря.

[11] См.: Костомаров В. Очередная атака против калининградцев // Янтарный край. 1993. 25 декабря.

[12] См.: Хихля А. Интернационализм, да не тот... // Калининградская правда. 1994. 11 ноября.

[13] Лашкевич Н. Бжезинский учит литовцев уважать Россию // Известия. 1995. 4 мая. No. 81.

[14] Иванов В., Свобода слова в Калининградской области на примере местных средств массовой информации. //Калининградская область - Обзор фактов, событий, мнений. 2002. №5, Центр научных исследований им. В. Кентшиньского, Ольштын 2002, С. 9-17.

[15] Бернат Я., Катажина Г., Вокач М. Калининградская область и расширение ЕС /Доклад в рамках проекта «Последствия расширения Европейского Союза и Шенгенского соглашения за счет стран-кандидатов» / Институт общественных проблем. Варшава. 2003. //#"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] См.: Свободные зоны: иллюзии и реальность // Экономика и жизнь. 1991. Январь. No. 2; Хочу в зону! // Московские новости. 1991. 16 июня. No. 24.

[17] Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224; 2001, N 1 (часть I), ст. 2; N 53 (часть I), ст. 5030; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, (часть I), ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4855; N 52, (часть I), ст. 5038.

[18] Собрание законодательства  Российской Федерации, 1999. - N 2. - Ст.  231.

[19] Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, Ст.4974. (с изменениями от 6 июня 2002 г., 7 декабря 2004 г.)

[20] Пай-Горский  В. Калининград и Европейская интеграция. // Морская индустрия. – 1998. - № 3.

[21] См.: Янтарный остров России. Калининград: Калининградский областной комитет государственной статистики, 1996.

[22] Содействие преобразованию Калининградской области в пилотный регион сотрудничества России и Европейского Союза. Калининград: Институт Восток-Запад, 2003. С.28.

[23] См.: Bingen D. Das Gebiet Kaliningrad (Koenigsberg): Bestandsaufnahme und Perspektiven. Deutche Ansichten / Summary in English. 2 Bd. Koeln: BIOst, 1993. P. 46.

[24] Bingen D. Ibid. Bd. 1. Summary in English. P. 48.

[25] Термин стратегическое партнерство появляется после вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией (до этого употреблялось понятие существенного партнерства), однако как устойчивое понятие оно появляется только после принятия сторонами взаимных стратегий. (см: Лихачев В.Н. Россия и Европейский Союз в стратегической перспективе // Международная жизнь. - 2000. - # 1. - С. 41-49 или программную статью министра иностранных дел России Игоря Иванова: Иванов И. Россия и Европа на рубеже столетий // Там же. - 2000. - # 2. - С. 25-29.

[26] «Common Strategy of the European Union on Russia».

[27] Партнерство России и ЕС по Калининградской области / MEMO/02/160 - Москва, 12 июля 2002 // //#"#_ftnref28" name="_ftn28" title="">[28] Цит. по: Пантелеев Е.А. Торговые взаимоотношения России с Европейским союзом // Автореферат дисс.. кандидата экономических наук.- М., 1998.

[29] Кошелев В.Н. Ворота Балтики открывают путь к возрождению Ганзейских традиций. // Морская индустрия. – 2004. - № 1.

[30] Там же.

[31] Партнерство России и ЕС по Калининградской области //MEMO/02/160 - Москва, 12 июля 2002 //#"#_ftnref32" name="_ftn32" title="">[32] http://saint-petersburg.ru/show/20848/.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать