б) периодически консультировать работников как в отношении их успехов, так и в отношении возможностей их служебного роста, в том числе: периодически проводить совместно с работниками оценку их работы, включая оценку их успехов, результатов деятельности, будущих целей аудиторской организации (индивидуального аудитора) и каждого работника, возможности служебного роста; периодически оценивать руководителей аудиторской организации на основе оценки, данной вышестоящими или равными по служебному положению работниками, и консультировать их на предмет наличия у них квалификации, необходимой для выполнения соответствующих обязанностей; периодически пересматривать систему оценки работы и проводить последующие консультации с целью удостовериться в том, что:
· процедуры оценки работы и ведения документации осуществляются своевременно;
· требования, установленные для продвижения по службе, соблюдаются;
· решения, принимаемые в отношении работников, соответствуют результатам оценки их работы;
· работа более высокого качества получает соответствующее признание.
9) Назначить лиц, ответственных за принятие решений о повышении работников в должности, для чего:
а) возложить на назначенных лиц ответственность за принятие решений о повышении в должности или приостановке повышения, за проведение собеседований по оценке работы с лицами, рекомендованными к повышению в должности, за документальное оформление результатов собеседования и ведение надлежащей документации;
б) проводить при принятии решений о повышении в должности оценку получаемых данных, уделяя надлежащее внимание качеству выполняемой работы;
в) периодически изучать опыт продвижения по службе работников с целью удостовериться в том, что работникам, соответствующим установленным критериям, поручается выполнение более ответственной работы.
3. Аудиторская работа должна поручаться работникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опыт, необходимые в данных условиях, а также отвечающим критерию независимости.
В соответствии с этим принципом необходимо провести следующие конкретные процедуры:
1) Изложить подход аудиторской организации (индивидуального аудитора) к поручению заданий, включая планирование общих потребностей аудиторской организации (индивидуального аудитора) и отдельных ее подразделений, а также меры, предпринимаемые с целью достижения баланса в отношении потребности в работниках для проведения аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования работников, в том числе:
а) определять потребность в кадрах как аудиторской организации в целом, так и ее отдельных подразделений;
б) своевременно определять потребность в работниках в связи с отдельными аудиторскими проверками;
в) определять затраты времени на проведение аудиторских проверок для установления потребности в работниках и составления графика аудиторской работы;
г) учитывать следующие факторы для достижения баланса с точки зрения потребности в работниках для проведения аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования работников: объем и степень сложности аудита;
· наличие работников;
· необходимость в специальных знаниях;
· временные рамки планируемой работы;
· преемственность в работе и периодическая ротация кадров;
· возможность обучения работников на рабочем месте.
2) Назначить лицо или лиц, ответственных за назначение работников для проведения аудиторских проверок, для чего:
а) учитывать при назначении отдельных лиц:
· требования к работникам и сроку выполнения работы при проведении конкретного аудита;
· оценку квалификации работников с точки зрения опыта, занимаемой должности, образования и специальных экспертных знаний;
· планируемый уровень контроля и участия работников, выполняющих контрольные функции;
· предполагаемое время, которым располагают работники, назначенные для проведения аудита;
· ситуации, когда возможно возникновение проблем, связанных с нарушением принципа независимости и конфликтом интересов, например назначение работника для проведения аудита лица, являвшегося прежде его работодателем или являющегося работодателем родственника работника аудиторской организации (индивидуального аудитора);
б) при назначении работников следует уделять должное внимание преемственности и ротации кадров в целях рационального проведения аудита, а также учитывать возможность привлечения других работников, имеющих различный уровень подготовки и опыт работы.
3) Обеспечить утверждение графика проведения аудита и назначений работников для проведения аудита, для чего:
а) предоставить руководству аудиторской организации (индивидуальному аудитору) в случае необходимости для проверки и утверждения список работников, назначенных для проведения аудита, с указанием их квалификации;
б) принять во внимание опыт и профессиональную подготовку работников исходя из сложности аудита и других требований к нему, а также определить необходимый уровень контроля.
4. Необходимо в достаточной мере направлять работу работников, осуществлять текущий контроль на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества.
В соответствии с этим принципом необходимо провести следующие конкретные процедуры:
1) Предусмотреть процедуры для планирования аудита, для чего:
а) назначить лицо, ответственное за планирование аудита, привлечь к процессу планирования работников, назначенных для проведения аудита;
б) подготовить справочную информацию об аудируемом лице или проанализировать информацию, полученную в результате предыдущих проверок, а также внести соответствующие корректировки в процесс планирования аудита с учетом изменившихся обстоятельств;
в) определить вопросы, которые необходимо отразить в общем плане и программе аудита, в том числе: составление предполагаемых программ работы по отдельным направлениям проверки; определение потребности в работниках и в их специальных знаниях; предварительное определение срока, необходимого для проведения аудита; анализ текущих экономических условий, влияющих на аудируемое лицо или сферу его деятельности, и их возможное влияние на проведение аудита;
г) провести анализ факторов, оказывающих влияние на независимость аудиторской организации (индивидуального аудитора) и на работников, участвующих в проведении аудита.
2) Предусмотреть процедуры для поддержания стандартов качества аудиторской организации (индивидуального аудитора) при выполнении аудиторской работы, для чего:
а) обеспечить достаточный контроль на всех административных уровнях, принимая во внимание подготовку, способности и опыт работников;
б) составить методические указания в отношении формы и содержания рабочих документов;
в) использовать стандартизированные формы, контрольные перечни и вопросники в той мере, в какой это будет необходимо для проведения аудита;
г) предусмотреть методы решения вопросов, связанных с различиями в профессиональных суждениях работников, привлеченных к проведению аудита.
3) Предоставлять работникам возможность обучения на рабочем месте в процессе проведения аудита, для чего:
а) придавать особое значение обучению на рабочем месте, являющемуся важной частью профессиональной подготовки каждого работника, в том числе: обсуждать с ассистентами аудиторов взаимосвязь выполняемой ими работы с аудитом в целом; привлекать ассистентов аудиторов к выполнению как можно большего объема работы, связанной с аудитом, при условии обеспечения надлежащего контроля за качеством их работы;
б) придавать особое значение навыкам управления кадрами и включать данные вопросы в учебные программы;
в) стимулировать работников к обучению и повышению квалификации;
г) проводить анализ выполненных поручений для определения того, что работники: отвечают требованиям в отношении опыта работы, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности, и профессиональными аудиторскими объединениями; приобретают опыт в различных областях аудита и различных отраслях экономики; выполняет работу, находясь в подчинении различных руководящих работников.
5. В случае необходимости проводятся консультации со специалистами, обладающими надлежащими знаниями.
В соответствии с этим принципом необходимо провести следующие конкретные процедуры:
1) Определить области аудита и особые случаи, требующие проведения консультаций, и поощрять работников к получению консультаций и использованию необходимых источников в случае возникновения сложных или необычных проблем, для чего:
а) информировать работников о процедурах проведения консультаций;
б) определить области аудита и особые ситуации, требующие проведения консультаций, включая: применение новых нормативных правовых актов; отрасли, где существуют особые требования к ведению бухгалтерского учета, проведению аудита либо составлению финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности; возникновение проблем в области практики проведения аудита; требования по представлению документов, установленные органами государственной власти Российской Федерации, иностранных государств;
в) обеспечивать доступ к справочным материалам и авторитетным источникам, в том числе: определить в каждом подразделении аудиторской организации лиц, ответственных за работу библиотеки справочной литературы; хранить справочники и издавать документы, в том числе имеющие отношение к специализированным отраслям и областям; заключать по мере необходимости соглашения с другими организациями и лицами с целью пополнения информационных ресурсов; обращаться с вопросами в соответствующие подразделения профессиональных аудиторских объединений, созданные для их разъяснения;
г) определить ситуации, создающие угрозу независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора) и их работников и требующие проведения консультаций и выработки мер, направленных на снижение (устранение) риска утраты независимости.
2) Назначать компетентных работников и определять их полномочия в процессе предоставления консультаций, для чего:
а) назначать работников, ответственных за представление документов в органы государственной власти;
б) назначать работников, специализирующихся по определенным отраслям;
в) информировать работников об уровне полномочий в процессе выработки ими единого мнения и о процедурах для разрешения разногласий.
3) Определить объем документации, которую необходимо подготовить по результатам консультаций, для чего:
а) информировать работников об объеме необходимой документации и об ответственности за ее подготовку;