Военнные суды в Украине

Кроме того, следует отметить, что законом 2002 года существенно изменен порядок материально-технического обеспечения военных судов, по сравнению с ранее действовавшим законом. Так, до принятия в 2002 году Закона материально-техническое обеспечение Военных судов целиком было возложено на органы военного управления, которые зачастую сами были участниками судебных разбирательств в военных судах. При таких обстоятельствах вести речь о независимости судов было вести трудно. Согласно же действующего законодательства  за Вооруженными Силами осталось, обеспечение военных судов, лишь такими специфическими средствами, такими как вооружение, связь, транспорт, а также охрана предоставленных военным судам служебных помещений, предметы военной формы одежды для судей.

Как уже отмечалось выше, основным принципиальным отличием военных судов от остальных судов общей юрисдикции, является то, что судьи проходят военную службу в Вооруженных Силах и имеют офицерские воинские звания. Это принципиальное отличие обусловлено тем, что военные суды предназначены для того, чтобы работать в условиях, в которых действуют Вооруженные Силы. Это необходимо для обеспечения мобильности Военных судов, их близости к войскам, готовности действовать в военное время, боевой обстановке, экстремальных ситуациях. Вот, на мой взгляд, причины того, почему судьи военных судов и часть работников аппаратов этих судов должно находятся на военной службе, и иметь воинские офицерские звания.

Говоря об этой особенности нельзя не отметить, что поскольку военные суды исключены из состава Вооруженных Сил с целью обеспечения независимости их деятельности, вводится институт откомандирования офицеров - судей и других работников аппарата суда из числа военнослужащих для работы в военные суды, аналогично откомандированию военнослужащих для работы в другие органы государственной исполнительной власти. Такое положение дел дает возможность  офицерам проходить военную службу в судах и позволяет полностью вывести из подчинения командованию военных ведомств, полностью исключив какую-либо зависимость от военных должностных лиц. В пользу независимости военных судей от военных должностных лиц говорит даже тот факт, что воинские звания военным судьям присваивает отдельным указом Президент Украины. 


2.4 Система организации и комплектования военных судов в Украине.


Судебную власть в Вооруженных Силах Украины, других войсках, воинских формированиях и государственных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, осуществляют военные суды.

Военные суды относятся к третьему звену судебной системы, при этом сами подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему военных судов.

Первый уровень составляют военные местные суды гарнизонов. Ко второму относятся военные апелляционные суды регионов и апелляционный суд Военно-Морских Сил Украины. И к третьему - Военная палата Верховного Суда Украины.

Военные местные суды гарнизонов действует на территории, где дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителя и судей. Так как военный суд гарнизона является своего рода местным судом, то, как суд первой инстанции рассматривает все уголовные дела за исключением тех, которые подсудны военным апелляционным судам регионов и апелляционному суду Военно-Морских Сил.

Военные суды регионов (Центрального, Западного и Южного), Военно-Морских Сил являются апелляционными судами. Эти суды размещены в г. Львове – военный апелляционный суд Западного региона Украины. В этом де городе дислоцируется штаб войск Западного оперативного командования ВС Украины и соответствующее территориальное командование Внутренних войск Украины.

Военный апелляционный суд Южного региона расположен в г. Одессе, где располагается штаб войск Южного оперативного командования ВС Украины и соответствующее территориальное командование Внутренних войск Украины.

 Апелляционный суд военно-морских сил Украины расположен в г. Севастополе. В этом же городе располагается Главное Командование Военно-морских сил Украины.

Военный апелляционные суд Центрального региона Украины расположен в г. Киеве, где расположены центральные органы военного управления ВС Украины. Штаб войск Северного оперативного командования расположен в г. Чернигове, который территориально относится к Центральному региону Украины.

Таким образом, учитывая места расположения апелляционных военных судов регионов и суда Военно-морских сил Украины можно прийти к выводу о том, что эти суды также формируются по территориальному признаку в тех регионах, где дислоцируются органы территориального и оперативного военного управления.  Такие принципы размещения военных апелляционных судов дают возможность обеспечивать более скоординированную деятельность судебных органов и органов военного управления в вопросах укрепления правопорядка в вооруженных силах Украины и других воинских формированиях.

В состав апелляционного суда входят судьи, как правило, избранные на должность судьи бессрочно, председатель суда и его заместители.

Постановлением Верховной Рады Украины от 24 февраля 1994 года № 4007-ХІІ в Верховном Суде Украины была создана военная коллегия в составе главы коллегии, его заместителя и восьми судей. Состав военной коллегии утверждается Пленумом Верховного Суда Украины из числа судей Верховного Суда. Этим же Постановлением введён в действие Закон Украины "О судоустройстве". Военная коллегия Верховного Суда Украины является частью Верховного Суда Украины со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей.

Количество военных судов и численность судей устанавливаются Верховным Судом Украины. Все военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Украины, других войск, воинских формирований и органов, где действующим законодательством предусмотрена военная служба (территориальный принцип). В случаях если воинская часть, предприятие, учреждение Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований дислоцируются за пределами Украины, то по месту их дислокации, в случае если это предусмотрено международными договорами Украины, могут быть созданы военные суды.

В процессе рассмотрения дел военными судами могут принимать участие и народные заседатели. Они избираются открытым голосованием на пять лет на общих собраниях военнослужащих из числа граждан, которые достигли 25-летнего возраста и находятся на военной службе. Количество народных заседателей  в каждом военном суде определяются председателем военного суда региона, Военно-Морских Сил по согласованию с соответственным командованием. При осуществлении правосудия народные заседатели пользуются всеми правами судей, и, следовательно, несут такие же обязанности. Народные заседатели, которые не оправдали доверия, могут быть отозваны тем собранием военнослужащих, которое их избрало.

Создаются и упраздняются военные суды согласно закону, а частично Указами Президента Украины. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его компетенции вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого военного суда[9].

На организацию и деятельность военных судов полностью распространяются все одновременно и каждый в отдельности из принципов правосудия:

·                   осуществление правосудия только судом,

·                   назначение судей на должность,

·                   гласность, состязательность и равноправие сторон,

·                   презумпция невиновности,

·                   осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом,

·                   обеспечение подсудимому права на защите,

·                   сочетание единоличного и коллегиального составов суда при рассмотрении судом гражданских и уголовных дел,

·                   независимость судей и подчинение их только закону,

·                   национальный язык судопроизводства и др.

Своеобразие компетенции военных судов отражается на реализации в их деятельности принципа национального языка судопроизводства. В военных судах, как судопроизводство, так и делопроизводство ведутся на государственном языке Украины. Согласно 10 статье Конституции государственным языком Украины является украинский язык. Вместе с тем в Вооруженных Силах Украины могут проходить срочную военную службу лица, которые в силу объективных причин не владеют, в достаточной степени, государственным языком. В этих случаях, в целях соблюдения принципа гласности, этим лицам предоставляется право пользоваться услугами переводчика в судебном процессе.

 

2.5 Подсудность военным судам гражданских, уголовных и административных дел.


Военным судам гарнизонов как судам первой инстанции подсудны гражданские дела по жалобам военнослужащих на неправомерные действия и решения должностных лиц и органов военного управления, кроме подсудных военным судам регионов и Военно-Морских Сил; дела о защите чести и достоинства, сторонами в которых, являются военнослужащие или военные организации, другие дела, связанные с защитой прав и свобод военнослужащих, дела по вопросам прохождения военной службы, соблюдения условий контракта, гарантий социальной и правовой защиты, пенсионного обеспечения, дела о защите законных интересов воинских частей, учреждений, организаций, дела, которые подлежат решению в порядке гражданского судопроизводства на режимных объектах и в воинских частях, пребывающих за пределами Украины.

Военным судам регионов, Военно-морских Сил, как судам первой инстанции подсудны дела по жалобам на незаконные действия и решения военных должностных лиц и органов военного управления на уровне военных объединений и выше. Другие гражданские дела военным судам на территории Украины неподсудны.[10]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать