Военные метафоры в языке современных газет

Военные метафоры в языке современных газет

Министерство высшего образования

Карельский государственный педагогический университет

Историко-филологический факультет

Кафедра русского языка









Тема: Военные метафоры в языке современных газет Курсовая работа курсу «Современный русский язык»





Выполнила: студентка 4 курса ФФ ЗО

Зайцева И.М.

Научный руководитель:

Новоселова В. А., к. фил. н, доцент














Петрозаводск

 2006

Оглавление

Часть 1. Газетно-публицистический стиль

Публицистический стиль.............................................................................................. 4


Жанры публицистики....................................................................................................... 6

Функционально-стилистические особенности газетно-публицистического стиля............................................................................................................................................. 8

Средства речевой выразительности в публицистике.............................. 10

Метафора как средство речевой выразительности................................... 12

Особенности публицистической метафоры........................................................................... 12

Классификация метафор............................................................................................. 15

Семантическая классификация метафор................................................................................ 15

Структурная классификация метафор................................................................................... 16

Функциональная классификация метафор............................................................................... 17

Часть 2. Военные метафоры в языке газеты

Метафоризация военной лексики в языке газеты..................................... 19

Структурная классификация военных метафор........................................ 20

Военные метафоры в языке спорта....................................................................... 24

Классификация военных метафор в спорте........................................................................... 25

Военные метафоры в общественно-политическом языке.................. 28

Заключение............................................................................................................................... 35

Список сокращений............................................................................................................ 36

Литература.................................................................................................................................. 37

Введение


Тема данной курсовой работы «Военные метафоры в языке газеты». Актуальность выбранной темы обусловлена особой ролью СМИ в современном обществе. В настоящее время на территории Российской Федерации издается огромное количество газет весьма разнообразных по своей тематике и содержанию. Особая специфика газет в том, что они оказывают известное влияние на мнения людей, оставляют то или иное впечатление, что достигается за счет эмоциональности суждений, экспрессивности оценок, использования различных средств речевой выразительности, в частности, ме­тафоры. Все это позволяет журналистам писать газетные статьи живым, ярким, образным языком, вследствие чего публицистика приобретает все большую популярность. В настоящее время образности языка публицистики посвящается все больше научных статей.

Целью настоящего исследования является рассмотрение и описание особенностей военной метафоры как неотъемлемой части яркого и образного языка современных газетных публикаций. 


В связи с этим поставлены следующие задачи:

1.                изучить лингвистические  источники по теме;

2.                рассмотреть функционально-стилистические особенности газетной публицистики;

3.                описать средства речевой выразительности характерные для  публицистического стиля;

4.                выявить специфику публицистической метафоры;

5.                провести комплексный анализ военных метафор в газетных текстах;

6.                определить особенности употребления военных метафор в языке газет.

Источником исследования являются центральные газеты за 2005-2006 гг. («Комсомольская правда», «Российская газета», «Парламентская газета», «Советский спорт», «Известия»,  «Медицинская газета» и др.)

Методы исследования:

1.    Стилистический анализ метафорической модели

2.    Структурный анализ метафоры как лексико-грамматической конструкции.

3.    Когнитивный анализ метафор.

Исследование интересно также тем, что содержит материал, иллюс­трирующий употребление метафоры в общественно-политической и спортивной лексике.




Часть 1. Газетно-публицистический стиль

 

 

Публицистический стиль


Каждый функциональный стиль современного русского литературного языка – это такая его подсистема, которая условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает совокупностью стилистически значимых языковых средств. Функциональные стили неоднородны, каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей, например, в научном стиле – научные монографии и учебные тексты, в официально-деловом - законы, справки, деловые письма, в газетно-публицистическом - статья, репортаж и т. п.  Многообразие жанровых разновидностей создается многообразием содержания речи и ее различной коммуникативной направленностью, т. е. целями общения. Именно цели общения диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретного случая.

В соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорно-обиходный. Каждый функциональный стиль речи имеет свои типичные черты, свой круг лексики и синтаксических структур, которые и реализуются в той или иной степени в каждом жанре данного стиля.


Газетно-публицистический стиль самый сложный и разветвленный функциональный стиль русского языка с многочисленными переходными (межстилевыми) явлениями. Он функционирует в общественно-политической сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется как в письменной, так и в устной форме.

Принципиальные отличия публицистики от  художественной литературы состоят в ориентации на мысль, факт, документ, эстетически преображаемые[1]. Художественная же литература создает вымышленный мир, обобщая, типизируя реальность и передавая ее в конкретных, чувственных образах. Хотя в обоих родах литературы есть много общего, не менее важно учитывать принципиальное различие, - прежде всего, различный подход к действительности, разный вид обобщения.

Художник создает типические образы через изображение конкретного. Журналист исследует типы, общие проблемы, конкретное и индивидуальное имеют для него второстепенное значение. Позиция журналиста - позиция человека наблюдающего, размышляющего, оценивающего.

Писатель, изображая действительность, выражает свои симпатии и антипатии косвенно, посредством созданных им картин. Публицист же прямо и открыто убеждает, агитирует, пропагандирует, высказывает свою точку зрения.

Различный подход к действительности обуславливает и разные функции языка, слова в художественной литературе и публицистике, формирование разных систем языковой и речевой выразительности, разных приемов воплощения замысла.

Таким образом, публицистика - словесное искусство особого рода, своеобразное по форме, методу подхода к действительности, средствами воздействия.

 

Жанры публицистики

Публицистический стиль реализуется в разных жанрах. Под жанрами в теории журналистики понимаются устойчивые типы публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными признаками (жанрообразующими факторами). Жанр всегда представляет собой органическое единство содержания и формы, где приоритет всегда принадлежит содержанию, идее.

Выделяют 3 группы газетных жанров:

Информационные (заметка, интервью, отчет, репортаж и др.) Их объединяет событийный повод для выступления. Они, как правило, оперируют простой, первичной информацией и нацелены на оперативное сообщение фактов, событий. Главный признак информационных жанров - новизна.

Аналитические (статья, корреспонденция, версия, комментарий, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение и др.) Их объединяет глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов проводится анализ-синтез действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.

Художественно-публицистические (зарисовка, беседа, исповедь, очерк, фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма и др.).  Им свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом.

Таким образом, информационные материалы - констатируют, аналитические - осмысливают и обобщают, художественно-публицистические - типизируют реально-документальную действительность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать