Гостиничный комплекс города Екатеринбурга представлен 26 гостиницами на 2034 номера и 3302 места. Кроме того, активно эксплуатируются 2 кемпинга на 23 номера и 46 мест и 19 дополнительных средств проживания на 482 номера и 925 мест (по данным Комитета по бытовому обслуживанию Администрации города Екатеринбурга на 01.10.2004).
Объем номерного фонда всех средств размещения города Екатеринбурга в 2001-2004 годах и прогноз на 2005 год
Объем номерного фонда всех средств размещения города |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
Прогноз на 2005 год |
Общее количество номеров |
1945 |
1777 |
1945 |
2539 |
2914 |
Общее количество мест |
3449 |
3252 |
3449 |
4273 |
4857 |
Таким образом, в 2004 году прирост номерного фонда составил 30,5% по количеству номеров и 23,9% по количеству мест по сравнению с данными за аналогичный период прошлого года.
В настоящее время в гостиничном хозяйстве города занято 1937 человек.
В 2002 году в гостиницах, по экспертной оценке, было зарегистрировано 678566 ночевок, что на 11% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя продолжительность пребывания одного туриста составила 2,6 дней (в 2001 году – 2,4 дня). В 2003 году в гостиницах, по данным Комитета по бытовому обслуживанию населения Администрации города Екатеринбурга на 01.07.2004, было зарегистрировано 622164 ночевки. Небольшие колебания данного показателя отразились и на коэффициенте загрузки номерного фонда. Тем не менее, данный коэффициент по-прежнему превышает общепринятую норму загрузки номерного фонда на 6%.
Уровень загрузки номерного фонда гостиниц Екатеринбурга в 2000-2003 годах
Коэффициент загрузки номерного фонда гостиниц Екатеринбурга |
Общепринятая норма загрузки номерного фонда гостиниц |
|||
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
50% |
42% |
53% |
59,3% |
56% |
Рентабельность гостиничного комплекса города Екатеринбурга в последние годы последовательно растет, что напрямую связано с увеличением доходов предприятий от эксплуатации гостиничных мест.
Изменения доходов предприятий от эксплуатации гостиничных мест (2001-2003 годы)
Доходы предприятий от эксплуатации гостиничных мест в расчете на 1 ночевку (руб.) |
||
2001 год |
2002 год |
2003 год |
496,3 |
566,2 |
785,4 |
Таким образом, в 2003 году прирост доходов предприятий от эксплуатации гостиничных мест составил 39% по сравнению с 2002 годом и 58% – с 2001 годом.
На сегодняшний день активно проводятся мероприятия по техническому перевооружению гостиничных предприятий, наружному и внутреннему оформлению, производится капитальный ремонт номерного фонда. Проводятся обучающие семинары и вводятся дополнительные услуги.
Введена в действие паспортизация гостиниц города, позволяющая определить необходимые мероприятия по улучшению работы всех средств размещения.
В целях улучшения организации гостиничных услуг, повышения профессионализма специалистов отрасли в вопросах менеджмента, маркетинга, продвижения новых технологий, повышения качества услуг во II квартале 2003 года создан Координационный совет директоров по гостиницам.
Одной из неотъемлемых сфер обслуживания туризма является ресторанный и развлекательный бизнес, который развивается в Екатеринбурге достаточно динамично. Если в 2000 году в городе Екатеринбурге функционировали 24 ресторана, 22 бара, 71 кафе, то сейчас, по данным Комитета по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга на 01.07.2004, в городе насчитывается 32 ресторана с разнообразными кухнями (европейская, русская, восточная, кавказская, отдельные предприятия специализируются на итальянской, немецкой, украинской, китайской, индийской, венгерской кухнях), 39 баров, 135 кафе. Общее количество объектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги игорного и культурно-развлекательного характера составляет 152 ед., в том числе 13 предприятий, предоставляющих услуги казино; 124 точки игровых автоматов (рост по сравнению с прошлым годом составил 136%); 3 букмекерские конторы; 20 предприятий, предоставляющих услуги бильярда услуги боулинга – 3 предприятия; 11 культурно-развлекательных заведений. Важной составляющей въездного туризма является транспортная доступность. Аэропорт “Кольцово” в Екатеринбурге имеет статус международного и принимает прямые рейсы авиакомпании «Lufthansa», а также международные рейсы авиакомпаний «Уральские Авиалинии», «Аэрофлот», «Трансаэро» и другие. Всего в 2000 году в Екатеринбурге работало 5 авиаперевозчиков. В 2004 году количество авиакомпаний, работающих в Екатеринбурге, увеличилось почти в 2 раза по сравнению с 2000 годом. С мая 2004 года открылись регулярные рейсы британской авиакомпании “British Airways” из Екатеринбурга в Лондон и “Чешских авиалиний” – в Прагу.
В городе действует ряд транспортных компаний, предоставляющих услуги туристам: автобусные перевозки – Ю-Ви-Эй-Транс, Профиль, Урал-авто, МОАП; такси: Екатеринбургское такси, Справочное-19, Автолайн.
Екатеринбург на сегодняшний день – это крупный деловой центр как российского, так и международного значения, что подтверждается активностью иностранных и российских компаний, финансово-кредитных организаций, инвесторов, а также проведением международных форумов, выставок, конференций, делегаций бизнесменов.
Организацией и проведением основного числа выставок в Екатеринбурге и области занимаются 11 выставочных организаций. В 2003 году на территории города было проведено 172 выставки, ярмарки. Среднее количество участников одной выставки при этом составляет от 70 до 100 предприятий, а посетителей – до 4000 человек. Запуск в действие двух новых выставочных площадок – второй очереди Атриум Палас Отеля (5 тыс. м2) в 2005 году и Международного Выставочного Центра (38 тыс. м2 выставочной площади) в 2008 году позволит увеличить количество приезжающих в город для участия в выставках.
Конгрессный туризм считается самой развитой системой международного общения, в особенности при разработке стратегий развития, разработке и реализации международных программ взаимодействия, служит значительным фактором повышения количества визитов влиятельных представителей культуры, науки, экономики, молодежи, общественности.
Екатеринбург на сегодняшний день становится местом для проведения межрегиональных и международных конференций. Вузы и академические институты города, государственные и муниципальные органы власти, Центр Международной торговли – Екатеринбург, отраслевые ассоциации регулярно организуют такого рода мероприятия. Урало-Сибирский центр ЮНЕСКО, к примеру, за последние 3 года провел более 50 конференций, которые посетили 5 тыс. человек, в том числе и зарубежных участников.
В то же время необходимо отметить, что в Екатеринбурге отсутствует координация в проведении конгрессных мероприятий, особенно с точки зрения использования их в качестве средства загрузки гостиничного комплекса города в периоды сезонных спадов.
Музейная сеть Свердловской области по данным информационного центра Министерства культуры является третьей в России по количеству музеев, составу музейных фондов, выставок и посетителей после Москвы и Санкт-Петербурга. На сегодняшний день в Екатеринбурге функционируют 24 музея, экспозиции которых могут быть интересны как для жителей, так и для гостей города.
Основными тенденциями развития музейной сети города в последние 10-15 лет можно считать следующие:
– увеличение числа музеев за счет открытия новых муниципальных и частных музеев;
– параллельное закрытие музеев ряда заводов и утрата коллекций;
– поиск и освоение музеями новых тем и новых форм деятельности.
На сегодняшний день в Екатеринбурге уже функционируют 32 туристские компании, обеспечивающих экскурсионное обслуживание в Екатеринбурге и окрестностях и имеющих значительный потенциал дальнейшего развития для приема иностранных и российских туристов), из них 3 специализируются только на приеме иностранных туристов, а 4 – на обслуживании детских групп. Всего предлагается 46 тематических маршрутов по городу. Однако вопрос «что показывать в городе?» требует комплексного подхода с точки зрения создания новых объектов показа, поддержания внешнего вида уже существующих, организации специальных туристских зон в центральной части города, к примеру, вблизи больших гостиничных комплексов. Кроме того, использование маркетингового подхода к формированию нового туристского продукта в части целенаправленного привлечения в город различных категорий туристов.
Важным пунктом организации въездного туризма на территории города Екатеринбурга и обеспечения безопасности туриста является наличие сервисной службы, организующей в круглосуточном режиме централизованное оказание медицинской, языковой, юридической, транспортной и технической помощи прибывающим гостям. Данной службой на сегодняшний день является сервисная компания ООО «Урал-Ассист», входящая в структуру международной службы «Ассистанс». При обращении застрахованных туристов в данную службу круглосуточно оказывается требуемый вид помощи через базовые городские учреждения либо учреждения по пути следования туриста и оперативно отслеживается качество оказываемых услуг.