Восприятие как психический познавательный процесс

          Обобщая все вышеизложенное, можно сделать по материалам Главы 1 следующие выводы:

-                     В процессе деятельностного активного отражения объективно существующей среды выстраивается и корректируется субъективный ее образ. Образ является продуктом восприятия;

-                     В настоящее время исследователи различают чувственный и мысленный образ;

-                     В свойствах восприятия (предметности, целостности, константности и др.) проявляется его активность;

-                     Апперцепция свидетельствует о включенности всей человеческой личности в процесс восприятия, т.е. оно не является простым «автоматическим» актом;

-                     На перцептивном уровне происходит принятие решений после построения и перебора перцептивных гипотез. Затруднения в выборе ведут к осознанию и деталей образа и гипотез;

-                     Все сказанное о влиянии на восприятие прошлого опыта субъекта, мотивов и задач его деятельности, установки, эмоцио­нального состояния, мировоззрения показывают, что восприятие - активный процесс, которым можно управлять.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ КАК АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

2.1.Идея и методика исследования


В основу исследования мы положили представление о многообразии проявления деятельности восприятия как активного, сознательного, контролируемого процесса. Осознанное восприятие развивается на основе бессознательного и регулируется волей человека. Отсюда возникает возможность исследовать активность восприятия как деятельности, вскрывающей «скрытые» свойства и особенности воспринимаемых содержаний. Одно из проявлений активного восприятия в обыденной жизни – наблюдательность. Чем наблюдательней человек, тем, с очевидностью, у него лучше развито восприятие и его регуляция.

 Методика, использованная в нашем эксперименте – это «Методика исследования наблюдательности»[23], предполагающая процедуру работы со стимульным материалом, группировку и математическую обработку данных.

Методика отвечает цели выявления уровня наблюдательности. В качестве стимульного материала используются две несложные по сюжету и количеству деталей картинки, одинаковые почти во всем, кроме заранее предусмотренных малозаметных десяти различий. Эти различия заключаются в отсутствии или ином расположении какой-либо детали на одной из картинок по сравнению с другой. В качестве оборудования используются бумага, ручка и секундомер.

Мы, естественно, составили список 10 различий в изображениях на картинках (Приложение 1):

1)                 Перья на шапке: на первой картинке – 1 перо, на второй – 2 пера;

2)                 Стрелы в колчане: на первой картинке – 3 стрелы, на второй – 4 стрелы;

3)                 Брови на лице: на первой картинке – есть брови, на второй – они отсутствуют;

4)                  Пуговицы на одежде: на первой картинке – 2 пуговицы, на второй – 1 пуговица;

5)                 Губы на лице: на первой картинке – нижняя губа не обозначена; на второй – нижняя губа обозначена;

6)                 Ручка лука: на первой картинке – ручка с узором, на второй – ручка без узора;

7)                 Кинжал: на первой картинке – с белым узором, на второй – с черным узором;

8)                 Стрела в руке: на первой картинке – стрела с двумя наконечниками, на второй – стрела с одним наконечником;

9)                 Носки: на первой картинке – полоски на носках симметричны, на второй – полоски на носках асимметричны;

10)            Украшения на носках обуви: на первой картинке – два украшения, по одному на каждой ноге, на второй – одно украшение, на одной ноге.

Процедура исследования включает экспонирование картинок в течение 60 секунд.  Испытуемые получили следующую инструкцию: «Вам будут предъявлены две картинки. Внимательно посмотрите на них и найдите, в чем их отличие. Время для восприятия картинок ограничено одной минутой. После сигнала «Стоп!» картинки будут убраны, а Вы запишите на бумаге те отличия, которые в картинках заметили. Если все понятно, тогда начнем!».

 Обработка и анализ результатов включает получение коэффициента наблюдательности. Для этого экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных различий и из этого количества вычитает количество ошибочно указанных, то есть несуществующих различий. Полученная разность делится на число фактически имеющихся различий, то есть на 10.

Итоговый показатель используется для расчетов коэффициента наблюдательности по формуле: , где У – уровень наблюдательности, С - существующие различия, Н – несуществующие различия.

Анализ результатов осуществляется путем сравнения полученного коэффициента наблюдательности с максимально возможным, то есть с единицей. Чем ближе коэффициент к 1,0, тем выше уровень наблюдательности испытуемого. Коэффициент, находящийся в пределах 0,5 - 0,9, свидетельствует о среднем уровне наблюдательности. Если он меньше 0,5 – то наблюдательность испытуемого слабая.

В исследовании приняли участие 20 человек, все являющиеся студентами обоего пола. Исследование проводилось индивидуально с каждым испытуемым.

 В результате проведения исследования мы получили данные, которые посчитали удобным сгруппировать в Таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Группировка данных исследования наблюдательности

№ п/п

Названные различия (номера по списку различий)

Существующие (С)

Несуществующие (Н)

Итог

(С – Н)

1.

1, 3, 6, 5, 7, 9, 10, 8

0

8

2.

1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10

1) Разные уши

8

3.

2,3,4,5,6,7,8,10,9

0

9

4.

1,2,3,5,6,8,9,10,4,7

1)       Разные пальцы

2)       Разное выражение лица

8

5.

1,2,3,4,5,6,7,8,10

0

9

6.

2,3,4,5,7,8,10

0

7

7.

2,5,3,6,7,9,

0

6

8.

1,3,2,4,7,8,10

0

7

9.

3,4,6,7,8,10

1) По разному стоят

5

10.

1,2,4,5,3,10

0

6

11.

2,6,7,1,9,5,4,3,8

0

9

12.

5,7,9,6,10,3,8,4,1,2

1) Разные рукава

9

13.

3,5,1,2,8,7

0

6

14.

2,7,9,1,3,5,4

0

7

15.

4,6,1,2,8,10

0

6

16.

3,4,5,1,2

0

5

17.

1,2,7,3,4,5,9,10

0

8

18.

2,1,6,4,8,9,10

0

7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать