Возникновение и развитие прокуратуры в РФ

Как уже отмечалось, в систему прокуратуры Россий­ской Федерации входят также специализированные прокуратуры. К их числу относятся военные, транс­портные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осущест­вляющие надзор в закрытых административно-террито­риальных образованиях и на режимных объектах.

Возглавляет военные прокуратуры Главная военная прокуратура, которая на правах структурного подразде­ления входит в Генеральную прокуратуру. Главный военный прокурор является заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. Структуру военной прокуратуры составляют: прокуратуры военных окру­гов, прокуратура Ракетных войск стратегического на­значения, прокуратура Федеральной пограничной службы Российской Федерации и прокуратуры других войск, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов Российской Федерации. В структуре военной прокуратуры имеются также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, имеющие статус прокура­тур городов и районов.

Систему транспортных прокуратур возглавляет Уп­равление по надзору за исполнением законов на транс­порте и в таможенных органах Генеральной прокурату­ры Российской Федерации. В нее входят, транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, и подчиненные им транспорт­ные прокуратуры, имеющие статус районных прокура­тур. В основном эта система создавалась применительно к сети железных дорог и других транспортных магистралей. Соответственно отделениям железных дорог дейст­вуют транспортные прокуратуры на правах районных и управлениям железных дорог — транспортные прокура­туры на правах прокуратур субъектов Федерации. В подчинении последних находятся и другие транспорт­ные прокуратуры. Так, например, Московской транс­портной прокуратуре подчинены Московская авиа­транспортная прокуратура и Московская речная проку­ратур, которые имеют статус районных.

К числу специализированных прокуратур относятся и прокуратуры войсковых частей, осуществляющие над­зор за исполнением законов в закрытых административ­но-территориальных образованиях, на особо важных объектах и в воинских формированиях ряда минис­терств и ведомств. Перечень особо режимных объектов определяется Правительством Российской Федерации.

В систему этих прокуратур входят: Второе управле­ние Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры войсковых частей, статус каждой из которых определен Генеральным прокурором Россий­ской Федерации.[4, c.28]

Во всех субъектах Российской Федерации образова­ны межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.

Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту ок­ружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждения­ми, организациями, их должностными лицами, обще­ственными объединениями.

В целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назна­чаемых судом, функционируют прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Они  имеют статус районных прокуратур и подчиняются со­ответствующим прокурорам субъектов Федерации.

На прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов, со­блюдением прав и свобод человека и гражданина в исправительных учреждениях.

В систему органов прокуратуры входят также науч­ные и образовательные учреждения, являющиеся юри­дическими лицами.

В системе органов прокуратуры Российской Федера­ции имеются один научно-исследовательский институт, два института повышения квалификации работников органов прокуратуры, один учебный институт. Это На­учно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокура­туре Российской Федерации, Институт повышения ква­лификации руководящих кадров Генеральной прокура­туры Российской Федерации (Москва), Институт по­вышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Ир­кутск) и Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, образованы еще три учебных института Прокуратуры Российской Федерации в составе Москов­ской государственной юридической академии, Саратов­ской государственной академии права и Уральской го­сударственной юридической академии (Екатеринбург).

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокуро­ром Российской Федерации.

Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допус­каются.

Структура органов прокуратуры выглядит следую­щим образом.

Генеральная прокуратура Российской Федерации возглавляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Он имеет первого заместителя и заместите­лей. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого за­местителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным про­курором Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников и помощников по особым поручени­ям; помощников по особым поручениям имеют также его заместители.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации приказом Генерального прокурора Российской Федера­ции от 5 февраля 1996 г. № 12-111 (с последующими изменениями) созданы следующие структурные подраз­деления: Секретариат Генерального прокурора Россий­ской Федерации (на правах управления); Организаци­онно-контрольное управление; Управление кадров; Уп­равление по надзору за исполнением законов и закон­ностью правовых актов; Главное следственное управле­ние (оно включает: Управление по надзору за следстви­ем, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; Управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; Организационно-методическое управление; Управле­ние по расследованию особо важных дел; Отдел по надзору за расследованием особо важных дел — на правах управления; Отдел криминалистики — на правах управления; Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности; Главное управле­ние по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Се­верном Кавказе; Управление по делам несовершенно­летних и молодежи; Второе управление; Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам; Управление по надзору за законнос­тью постановлений судов по гражданским делам; Уп­равление по обеспечению участия прокуроров в арбит­ражном процессе; Управление по надзору за исполне­нием законов на транспорте и в таможенных органах; Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний; Управление правового обеспече­ния; Международно-правовое управление; Отдел реа­билитации жертв политических репрессий (на правах управления); Центр информации и общественных свя­зей (на правах управления); Управление по надзору за исполнением налогового законодательства; Отдел писем (на правах управления); Приемная (на правах управления); Первый отдел (на правах управления); Управление делами; Управление делопроизводства; Отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и мобилизационной работе (на правах управ­ления); Отдел безопасности (на правах управления); Главная военная прокуратура.

В составе соответствующих управлений имеются от­делы.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует Научно-консультативны и совет для рассмот­рения вопросов, связанных с организацией и деятель­ностью органов прокуратуры. Положение о Научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации.

Начальники главных управлений, управлений и от­делов на правах управлений являются старшими по­мощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

В главных управлениях, управлениях и отделах уста­навливаются должности старших прокуроров и проку­роров, старших прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следо­вателей по особо важным делам и их помощников.

Генеральный прокурор Российской Федерации на­значается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Россий­ской Федерации по представлению Президента Россий­ской Федерации (ч. 2 ст. 129 Конституции, ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О прокуратуре Российской Фе­дерации").[7, c.97]

Если предложенная Президентом Российской Феде­рации кандидатура на должность Генерального проку­рора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации составляет пять лет.

Генеральный прокурор Российской Федерации вы­полняет следующие функции:

руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой;

издает обязательные для исполнения всеми работни­ками органов и учреждений прокуратуры приказы, ука­зания, распоряжения, положения и инструкции, регу­лирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реали­зации мер материального и социального обеспечения указанных работников;

в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также штаты и структуру подчиненных органов и уч­реждений прокуратуры;

назначает на должность и освобождает от должности начальников главных управлений, управлений, отделов и их заместителей, советников, помощников по особым поручениям Генерального прокурора и его заместите­лей, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров - криминал истов, проку­роров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и их помощников.

Прокуроры всех звеньев системы прокуратуры Рос­сийской Федерации также назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. В соответствии со ст. 129 Конституции назначение прокуроров субъектов Федерации происходит по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.

Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность за выполнение задач, возложен­ных на органы прокуратуры Законом "О прокуратуре Российской Федерации". Ежегодно он представляет палатам Федерального Собрания Российской Федера­ции и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать