Выбор инновационной стратегии фирмы

где R   - общий рейтинг проекта;

r1, r2 – коэффициенты, учитывающие соответствен­но научную ценность проекта и реальность выполнения проекта в срок;

r3 - коэффициент коррекции суммарной оценки r1 и r2;.

R может принимать значения от 2 до 13.

Коэффициент r1 оценивает вероятность того, что вы­полнение проекта может привести к новым принципиаль­ным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области.

Коэффициент r2 учитывает научный уровень руко­водителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информацион­ное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, резуль­татам и срокам работы.

4.2. Методы отбора инновационных проектов

Экспертиза должна обеспечить выбор качественного инновационного проекта. Представленные инвесторам инновационные проекты, должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы показа­телей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показа­телей по вариантам должны быть сопоставимы.

Сопоставимость представленных проектов определя­ется по:

-        объему работ, производимых с применением но­вых методов (технологий, оборудования и т.п.);

-        качественным параметрам инноваций;

-        фактору времени;

-        уровню цен, тарифов; условиям оплаты труда.

Один из важнейших принципов менеджмента — обеспечение многовариантности мероприятий. Без ана­лиза зарубежного опыта, опыта непосредственных кон­курентов инвестиции могут уйти впустую. Следует пом­нить о соотношении 1:10:100:1000, где 1 доллар — «экономия» на принятии упрощенного решения на ста­дии его формирования, а 10, 100, 1000 — потери на по­следующих стадиях жизненного цикла решения. В усло­виях рыночной экономики вариант инновационного проекта выбирается с учетом интересов инвестора.

При сравнении вариантов необходимо соблюдение принципов системного подхода. Здесь требуется учесть важнейшее свойство систем — эмерджентность, которое обусловливает неравенство совокупного эффекта от комплекса мероприятий и величины эффектов от раз­дельного их проведения. В основе сравнения иннова­ционных вариантов лежит принцип комплексного под­хода, требующий учета всей совокупности мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации дан­ного варианта решения.

Одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны. Значи­тельная продолжительность жизненного цикла инноваций приводит к экономической неравноценности осу­ществляемых в разное время затрат и получаемых ре­зультатов. Это противоречие устраняется с помощью так называемого метода приведенной стоимости, или дисконтирования, т. е. приведения затрат и результатов к одному моменту. В качестве такого момента времени можно принять, например, год начала реализации ин­новаций.

Дисконтирование основано на том, что любая сум­ма, которая будет получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей ценностью. С помощью дис­контирования в финансовых вычислениях учитывается фактор времени. Идея дисконтирования состоит в том, что для фирмы предпочтительнее получить деньги сего­дня, а не завтра, поскольку будучи инвестированы в инновации, они завтра уже принесут определенный до­полнительный доход. Кроме того, откладывать получе­ние денег на будущее рискованно: при неблагоприят­ных обстоятельствах они принесут меньший доход, чем ожидалось, а то и совсем не поступят.

Разность между будущей стоимостью и текущей стоимостью называется дисконтом.

Коэффициенты дисконтирования рассчитываются по формуле сложных процентов:

at=(1+I)tp ,

где I — процентная ставка, выраженная десятичной дробью (норматив дисконтирования);

tp — год приведения затрат и результатов (расчетный год);

t — год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному.

При условии приведения к году начала реализации инноваций имеем tp=0 и, следовательно,

При положительной величине нормы процента на капитал i коэффициент дисконтирования всегда меньше единицы (в противном случае деньги сегодня стоили бы меньше, чем деньги завтра).

Метод начисления по сложным про­центам заключается в том, что в первом периоде начис­ление производится на первоначальную сумму кредита, затем она суммируется с начисленными процентами и в каждом последующем периоде проценты начисляются на уже наращенную сумму. Таким образом база для на­числения процентов постоянно меняется. Иногда дан­ный метод называют «процент на процент».

Чем ниже ставка процента и меньше период време­ни t, тем выше современная величина будущих доходов.

С помощью дисконтирования опре­деляется чистая текущая стоимость проекта. Чистую текущую стоимость называют также «чистым приведенным доходом» (W).

Общее правило при принятии решения таково: ин­новации следует осуществлять, если ожидаемый уро­вень дохода на капитал не ниже (или равен) рыночной ставки процента по ссудам. Процент выполняет важнейшую роль в решении задачи эффективного распределения ресурсов в рыночном хозяйстве, — выборе наиболее доходного из возможных инновационных решений. Сравнение уровня дохода на капитал с процентной ставкой — это один из способов обоснования эффек­тивности инноваций.

Кроме чистого приведенного дохода, для отбора ин­новационных проектов используют и другие показатели: срок окупаемости (Ток); период окупаемости (Пок) внутреннюю норму доходности (Вд); рентабельность (R).

Метод перечня критериев. Суть метода отбора инвестиционных проектов с помощью перечня критериев заключается в следующем: рассматривается соответствие проекта каждому из установленных критериев и по каждому  критерию дается оценка проекту. Метод позволяет увидеть все достоинства и недостатки проекта и гарантирует, что ни один из критериев, которые необходимо принять во внимание не будет забыт, даже если возникнут трудности с первоначальной оценкой.

Критерии, необходимые для оценки инвестиционных проектов, могут различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее отраслевой принадлежности и стратегической направленности. При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые вытекают непосредственно из целей, стратегии и задач организации,  ее ориентации долгосрочных планов. Проекты, получающие высокую оценку с позиции одних целей, стратегий и задач, могут не получить ее с точки зрения других.

Основными критериями для оценки инвестиционных проектов являются:

1.  Цели организации, стратегия, политика и ценности.

—    Совместимость проекта с текущей стратегией организации  и долгосрочным планом.

—    Оправданность изменений в стратегии организации  (в  случае, если этого требует принятие проекта).

—    Соответствие проекта отношению организации к риску.

—    Соответствие проекта отношению организации к нововведениям.

—    Соответствие  проекта  требованиям  организации  с учетом временного аспекта (долгосрочный или кратко срочный проект).

—    Соответствие  проекта потенциалу роста организации.

—    Устойчивость положения организации.

—    Степень  диверсификации организации (то есть количество отраслей,  не имеющих производственной связи с основной отраслью, в которой  осуществляет свою деятельность организация, и их доля в общем объеме ее производства),  влияющая на устойчивость ее положения.

—    Влияние больших финансовых затрат  и  отсрочки  получения прибыли на современное состояние дел в организации.

—    Влияние возможного отклонения времени, затрат и исполнения задач от запланированных,  а также влияние неудачи проекта на состояние дел в организации.

2. Финансовые критерии

—    Размер  инвестиций  (вложения в производство,  вложения в маркетинг;  для проектов НИОКР затраты на проведение исследования и стоимость развития, если исследование успешно).

—    Потенциальный годовой размер прибыли.

—    Ожидаемая норма чистой прибыли.

—    Соответствие проекта критериям экономической эффективности капиталовложений, принятым в организации.

—    Стартовые затраты на осуществление проекта.

—    Предполагаемое время, по истечении которого данный проект начнет приносить расходов и доходов.

—    Наличие финансов в нужные моменты времени.

—    Влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых средств.

—    Необходимость привлечения заемного капитала (кредитов) для финансирования проекта, и его доля в инвестициях.

—    I0.Финансовый риск, связанный с осуществлением проекта.

—    Стабильность поступления доходов от проекта (обеспечивает ли проект устойчивое повышение темпов роста  доходов  фирмы, или доход от года к году будет колебаться).

—    Период времени,  через который начнется выпуск продукции (услуг), а, следовательно, возмещение капитальных затрат.

—    Возможности  использования  налогового  законодательства (налоговых льгот).

—    Фондоотдача, то есть отношение среднего годового валового дохода,  полученного от проекта, к капитальным затратам (чем выше уровень фондоотдач и, тем ниже в общих расходах организации доля постоянных  издержек,  не  зависящих от изменения загрузки производственных  мощностей, а, следовательно, тем меньше будут убытки в случае ухудшения экономической конъюнктуры; если уровень фондоотдачи в данной организации ниже среднеотраслевого,  то в  случае кризиса у нее больше шансов разориться одной из первых).

—    Оптимальность структуры затрат на продукт,  заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и легко доступных производственных ресурсов).

3. Научно-технические критерии (для проектов НИОКР)

—    Вероятность технического успеха.

—    Патентная чистота (не нарушено ли патентное право кого-либо из патентодержателей).

—    Уникальность продукции (отсутствие аналогов).

—    Наличие научно-технических ресурсов, необходимых для осуществления проекта.

—    Соответствие проекта стратегии НИОКР в организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать