Выбор места расположения торговых предприятий

Выбор места расположения торговых предприятий

СОДЕРЖАНИЕ.


ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3

ЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРА МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ............................................................................................... 4

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ТОРГОВЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДА И РАЗМЕЩЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ................................................. 7

КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ......................................................................................................................... 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 21


ВВЕДЕНИЕ.


Цель курсовой работы  — изучить виды торговых пространств города, методику оценки их экономической привлекательности, факторы, критерии и принципы размещения розничных торговых предприятий.

Данная тема весьма актуальна. Это связано с тем, что проблеме оптимального размещения торговых предприятий до сих пор уделяется недостаточное внимание. Мало изучены характер и степень влияния на эффективность коммерческой деятельности (и в том числе торговых предприятий) и логистики таких параметров, как размер торгового предприятия, его размещение.

В последние годы произошли существенные положительные из­менения в развитии торговли и размещении предприятий этой отрасли, что обусловлено рыночными преобразованиями в России в начале третьего тысячелетия. Проблема размещения розничных торговых предприятий становится все более актуальной, а научно-методический аппарат ее решения — все более востребованным.

Актуальность проблемы развития и размещения предприятий розничной торговли весьма велика. Это объясняется двумя главными причинами:

1.                 плохо развитой сферой розничной торговли в РФ и ее отстава­нием от индустриально развитых государств в первые годы рыночных преобразований;

2.                 высокой степенью влияния таких факторов, как обеспеченность населения торговыми площадями, мощность, специализация и размещение торговых предприятий на качество и эффективность их работы.

При написании курсовых работ студенты все чаще используют географические карты территорий, городов и их районов с учетом реального размещения потребителей и с помощью экономических расчетов определяют наилучшую дислокацию торговых предприятий, а также оптимальные зоны их деятельности. Полученные знания помогают в дальнейшей деятельности в сфере коммерции и торговли, а значит, способствуют выходу России из экономического кризиса.

ЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРА МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.


В ряду факторов, определяющих эффективность розничных торговых предприятий, их рациональное размещение (выбор места) является, пожалуй, самым главным. Понятно, что действие этого фактора взаимосвязано и с другими (специализация, размер торгового предприятия и т.д.):

Большое значение выбору местоположения розничного торгового предприятия придавалось в России в период развития капиталистических отношений до революции 1917 г. В «Практических советах по торговой практике», изданных в 1912 г., говорилось, что если купец открывает какой-либо магазин или лавку, то делает он это для того, чтобы торговать, чтобы сбывать как можно больше товаров, чтобы получать как можно больше пользы и на эту пользу жить. Это основа каждого торгового предприятия, разумная цель его существования. Размер успеха предприятия розничной торговли зависит от величины капитала купца, его работоспособности и места, в котором расположен магазин [1].


В дореволюционной России выбор местоположения магазина определялся, прежде всего, его типом. Розничная торговля в 1900 г., несмотря на разнообразие, включала три основных типа: торговля предметами роскоши, предметами первой необходимости, продукцией крестьянских хозяйств (рис.1).

Рис.1.Территориальная дислокация торговли различными типами товаров в России в нач. XX в

Характерной особенностью локализации розничной торговли являлись городские рынки и центральные районы и улицы.

Например, размещение «Апраксина Двора» в Санкт-Петербурге или ГУМа в Москве. Это относится и к российским городам. Так, в Екатерин­бурге главной коммерческой улицей считалась Уктусская (ныне ул. 8 Марта). Она была одной из центральных и пересекала весь город от края до края. На нее выходили Гостиный двор, Зеленый рынок, Хлебная площадь (теперь дендрарий). Здесь же находились лавки и магазины Сысергских заводов и крупных мельниц. Например, здание Дома политпросвещения (в настоящее время - Театр эстрады) было построено на месте торгового заведения Буракова.

Не меньшее значение уделяется фактору размещения торгового предприятия и в настоящее время. Особый интерес представляет анализ богатого опыта индустриально развитых стран.

Так, американские специалисты Д. Дэвидсон, Д. Лоури и др., подготовившие учебник под эгидой Администрации по делам малого бизнеса, под­черкивают: «Можно сказать, что от того, насколько удачно сделан выбор места под будущий магазин, целиком и полностью зависит дальнейшая судьба фирмы, действующей в сфере розничной торговли. Плохой выбор практически означал провал, хороший — успех» [2]. Другие американские авторы говорят о том же: "Существует мнение, что для успеха в розничной торговле необходимо учитывать три фактора: «местоположение, местоположение и еще раз местоположение»" [3].

Роль фактора размещения розничного торгового предприятия весьма высоко оценивается и современными российскими коммерсантами. Приведем два примера.

Так, вскрывая главную причину убыточной работы вновь открытого розничного торгового предприятия, входящего в состав сети известной в России коммерческой организации по торговле обувью, менеджер данной организации говорит: «Очень неудачно выбрано место размещения магазина. Хотя он и находится в центральной части города, но в нежилом районе. Рядом размещены только мелкие торговые фирмы по торговле компьютерами, галантерейными товарами, рекламное агентство, которое посещают, в основном, оптовые покупатели. По соседству расположен элитный магазин «Европейский», посетители которого не заходят в наш магазин. Это происходит, возможно, из-за непривлекательного по сравнению с соседним магазином внешнего вида здания, скромной наружной рекламы. У нас нет постоянных покупателей также из-за отсутствия остановок транспорта».

Резкое ухудшение финансовых результатов в 2003 г. небольшого розничного торгового предприятия по сравнению с предыдущими годами произошло также под влиянием фактора размещения. Магазин был расположен в самом центре г. Екатеринбурга, где вся улица была занята подобными небольшими торговыми предприятиями, а поток покупателей постоянно был весьма наполненным. По решению органов городской власти данный квартал был превращен в красивую пешеходную зону, с вымощенным плитками тротуаром, уличными фонарями, оснащен местами, где можно посидеть и от­дохнуть или назначить встречу. А магазин расположился совсем неподалеку от прежнего места дислокации. Однако этого оказалось достаточно, чтобы в очень высокой степени сократились товарооборот и прибыль.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ТОРГОВЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДА И РАЗМЕЩЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.


Для успешного выбора месторасположения розничного магазина необходимо знать основные типы торговых пространств города. Зарубежные и отечественные экономисты по-разному подходят к классификации типов торговых пространств, выделяя от трех до пяти групп.

Например, одна из классификаций включает пять типов:

-    центральный деловой район;

-    периферийный торговый центр;

-    главная торговая артерия;

-    торговая улица местного значения;

-    обособленные группы магазинов.

Другой подход предусматривает три основных типа торговых пространств:

-    деловой (торговый) центр;

-    торговая артерия;

-    специализированная функциональная территория.

Традиционно сложилось представление о том, что приближение торговых предприятий к центральным районам является наиболее выгодным для продавца, поскольку при этом возрастает мощность и интенсивность покупательского потока. Между тем новейший опыт организации розничной торговли и размещения торговых предприятий дает и весьма убедительные примеры в пользу преимуществ другого подхода к размещению розничных торговых предприятий: на окраине, на значительном удалении их как от центра города, так и от места проживания покупателей.

Таким образом, можно сказать, что с точки зрения размещения розничных торговых предприятий можно назвать два подхода:

-               тяготение к центральным районам города;

-               размещение крупнейших по размеру торговых предприятий на окраине.

Первый подход получил название торговли «потоков», второй — торговли типа «траффик».

Отличительными особенностями «траффик»-торговли являются расположение дискаунтов в гипермаркетах на периферии города. Обязательными условиями являются:

-                   наличие хорошо организованной парковки: «Без парковки нет бизнеса»;

-                   самый широкий товарный ассортимент, когда в одном месте можно купить все;

-                   низкие цены, что возможно за счет реализации эффекта масштаба торговли.

Вернемся к рассмотрению городских торговых пространств. Понятие «торговый центр» трактуется достаточно широко. Можно выделить два главных толкования их сути:

1.                                     торговый центр как крупное, специально построенное здание, предназначенное для осуществления торгового обслуживания насе­ления;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать