Под классификацией внешнеэкономических коммерческих операций следует понимать распределение этих связей на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификационная система внешнеэкономических связей состоит из видов и форм связей.
Вид внешнеэкономических коммерческих операций – совокупность связей, объединенная одним общим признаком, например направлением товарного потока и структурным признаком.
Классификационный признака, связанный с направлением товарного потока, определяет движение товара (услуги, работы) из одной страны в другую, т.е. отражает вывоз товара из страны или ввоз товара в данную страну. По этому признаку связи делятся на экспортные, связанные с продажей и вывозом товара, и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара.
Структурный признак классификации связей определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью внешнеэкономической деятельности государства. По структурному признаку связи подразделяются на внешнеторговые, финансовые, производственные, инвестиционные.
Форма связи – способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи. К формам относят торговлю, бартер, туризм, инжиринг, франчайзинг, лизинг и др.
Операции.
Экспорт – вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Импорт – ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Реимпорт – ввоз в страну ранее вывезенных из нее товаров, работ, услуг и др.
Реэкспорт – вывоз из страны ранее ввезенных в нее иностранных товаров.
4. Франшиза: понятие, назначение. Производственная, торговая, лицензированная франшиза, их краткая характеристика.
Франчайзинг (коммерческая концессия) (англ. Franchise – привилегия, право) – система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак.
Международная ассоциация франчайзинга IFA (International Franchise Association) определяет франчайзинг как продолжающиеся отношения, при которых франчайзер передает исключительные права, основанные на лицензионном соглашении, заниматься предпринимательской деятельностью, плюс помощь в обучении, маркетинге, управлении в обмен на финансовую компенсацию от франчайзиата.
В нашей отечественной литературе франчайзинг обозначают еще терминами: фрэнчайзинг, франшизинг, френчайзинг.
Сущность франчайзинга заключается в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях не известной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает на это определенную компенсацию (доход).
Франчайзер – лицензиар франчайза, который как бы представляет собой головную фирму (т.е. материальную компанию) системы франчайзинга.
Франчайзиат – лицензиат франчайза.
По договору франчайза право деятельности обычно предоставляется для определенной территории и на определенное время.
Таким образом, происходит предоставление крупной “материнской” компанией какой-либо фирме лицензии на производство товаров и другие виды деятельности под фирменной маркой этой компании, на определенной территории и на определенное время.
Преимущества франчайзинга состоит в следующем:
Для франчайзера – это возможность:
Ø Увеличить число торговых предприятий (торговых точек, т.е. мест продажи товаров или услуг) при минимальных капиталовложениях, так как франчайзиат тоже вкладывает свою долю капитала в этот бизнес;
Ø Увеличить доходы за счет усилий франчайзиата. Поскольку франчайзиат является собственником предприятия, он будет прилагать максимум усилий по увеличению доходности бизнеса;
Ø Снизить уровень издержек производства и обращения на единицу товарооборота, т.к. франчайзиат как предприниматель сам покрывает все расходы по содержанию своего торгового предприятия (зарплата работников, аренда и т.д.);
Ø Расширить сеть распределения своего товара или услуг за счет привязки франчайзиата к франчайзеру, так как франчайзиат, как правило, обязан покупать необходимое ему оборудование у франчайзера или через него.
Для франчайзиата – это возможность:
Ø Стать самостоятельным предпринимателем;
Ø Вести свой бизнес под признанным торговым знаком;
Ø Использования уже ранее испытанных форм предпринимательства;
Ø Совместной рекламы;
Ø Обучения и помощи со стороны франчайзера;
Ø Приобретения многих видов лицензионного бизнеса по относительно низким ценам;
Ø Финансировать часть капиталовложений и извлекать из этого прибыль.
Франчайзинг имеет и определенные недостатки, которые сдерживают его развитие.
Недостатки франчайзинга состоят в следующем:
Для франчайзера – это:
Ø Сложность контроля за деятельностью франчайзиата, так как франчайзиат не является наемным работником франчайзера и франчайзер им непосредственно не руководит;
Ø Возможность потерять свое доброе имя и репутацию из-за плохой работы франчайзиата;
Ø Опасность получения неправдивой информации и бухгалтерской отчетности от франчайзиата;
Ø Возможность возникновения противоположных целей с франчайзиатом, что существенно отражается на бизнесе. Ведь франчайзер не может разорвать договор с франчайзиатом, пока тот не нарушит условий договора.
Для франчайзиата – это:
Ø Контроль со стороны франчайзера, что может оставить мало возможностей франчайзиату для самовыражения в своем бизнесе;
Ø Опасность быть скомпрометированным и потерять свою репутацию из-за плохой работы и потери репутации франчайзера или других франчайзиатов;
Ø Опасность изменения политики франчайзера в худшую для франчайзиата сторону, например при смене франчайзеров;
Ø Большие затраты на услуги франчайзера. Например, на покупку оборудования, которое франчайзиат обязан покупать только у франчайзера, в то время как у другого продавца оно может намного дешевле.
Франчайзинг пригоден в первую очередь для отраслей, для которых характерна большая доля услуг с персональным обслуживанием (общественное питание, гостиничное хозяйство, автоуслуги, бытовое обслуживание, ремонтные услуги и др.).
5. Особенности методов международного маркетинга.
МАРКЕТИНГ (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.
Международный информационный обмен – передача и получение информационных продуктов и оказание информационных услуг одной стране через государственную границу другой страны.
Рассмотрим характерный и самый популярный на сегодня метод исследования международного маркетинга, через сеть Internet. Она дает возможность продавцу:
Ø Прорекламировать свою продукцию и товар как на региональном, так и на международном уровне. При этом реклама может носить не только общий характер, но и быть последовательно детализирована до показа фотографий товара, описания упаковки, условий отгрузки и т.п., причем номенклатура товаров может быть сколь угодно большой;
Ø Прорекламировать свою фирму с целью привлечения к взаимодействию отечественных и зарубежных партнеров;
Ø Оперативно следить за ценовой конъюнктурой рынка;
Ø Прорекламировать свои проекты для привлечения инвесторов;
Ø Организовать систему заказов продаваемого товара как своими торговыми представителями, так и покупателями;
Ø Организовать оперативное взаимодействие с торговыми представителями с помощью электронной почты и прямого доступа к информационным ресурсам партнеров;
Покупателю:
Ø Найти фирмы, реализующие нужный товар;
Ø Оценить конъюнктуру рынка и выбрать подходящую фирму – продавца нужного товара;
Ø Сделать уточняющие запросы к фирмам-продавцам с помощью электронной почты и получить ответы;
Ø Заказать товар;
Ø Выбрать поставщика транспортных экспедиторских услуг;
Ø Заказать доставку груза;
Ø Осуществлять платежи.
Как продавцы, так и покупатели могут использовать Internet для получения справочной информации различного характера по законодательству, таможенным правилам, условиям платежей, сводок с бирж и др.
В бизнесе при формировании маркетинговой политики и размещении рекламы важно учитывать, на каком сервере будет размещаться реклама. Для этой цели следует искать серверы, специализирующиеся на информации в области бизнеса.
Сервер (от англ. Serve – обслуживание) – представительство фирмы (предприятия) в сети Internet.
Список использованной литературы
1. П. Кругман, М.Обстфельд. “Международная экономика – теория и политика”. Учебник для вузов. Перевод с английского под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. – М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.
2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. “Внешнеэкономические связи”. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998.
3. Стровский Л.Е. “Внешний рынок и предприятие”. – М.: Финансы и статистика, 1993.
4. Авдокушин Е.Ф. “Международные экономические отношения”. Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
5. М.В. Елова, Е.К. Муравьева, С.М. Панферова и др. “Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность”. Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2000.
Страницы: 1, 2