Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения

Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения

МАЭ РФ

Северский государственный технологический институт


 

 

 


Кафедра ТМ и Г

 

 


 

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И

ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

 

ВСТИ.800.11.01 РР

 


Преподаватель

_________________


«______» _____________

Студента гр.

________________.


«______» _____________.



Содержание


Введение

   1 Цель работы

   2 Данные для расчета

   3 Расчет калибров

   4 Расчет резьбового соединения

   5 Посадки подшипников качения

   6 Расчет размерных цепей

Литература

Введение


При современном развитии науки и техники, при организованном мас­совой производстве стандартизация, основанная на широком внедрении принципов взаимозаменяемости, является одним из наиболее эффективных средств, способствующих прогрессу во всех областях хозяйственной дея­тельности и повышению качества выпускаемой продукции.

Данная курсовая работа выполнена с целью закрепления теоретических положений курса, излагаемых в лекциях и обучение самостоятельной работе со справочной литературой.

1 Цель работы


1.1 Для  указанного в задании  сопряжения  рассчитать  и  подобрать стандартную  посадку  с  натягом  или  зазором

1.2 Для  узла  подшипника  качения,  имеющего постоянную  по направлению  нагрузку,  рассчитать  посадку для  циркуляционно – нагруженного  коль­ца и подобрать  посадку  для  местно  нагруженного  кольца.

1.3 Вычертить  схемы  расположения  полей  допусков  на  кольца подшипников,  вала  и  корпуса.  Для  данного  резьбового  соединения  определить  все  номинальные  значения  параметров  резьбы,   допуски  и  отклонения.

1.4 Рассчитать  заданные  параметры цепи.


2 Расчет посадки с натягом


Расчет посадок с натягом выполняется с целью обеспечить прочность соединения, то есть отсутствие смещений сопрягаемых деталей под действием внешних нагрузок, и прочность сопрягаемых деталей.

Исходные данные для расчета берутся из задания и сводятся в таблицу 1.

Таблица 1 – Исходные данные для расчета посадок с натягом


Наименование величины

Обозначение

в формулах

Численная величина

Единица измерения

Крутящий момент

T

256

Н×м

Осевая сила

Fa

0

Н

Номинальный размер соедине-

Ния

dн.с

50

мм

Внутренний диаметр вала

D1

40

мм

Наружный диаметр втулки

D2

72

мм

Длина сопряжения

l

40

мм

Коэффициент трения

f

0,08

Модуль упругости материала втулки

E1

0,9×1011

Н/м2

Модуль упругости материала вала  

E2

2×1011

Н/м2

Коэффициент  Пуассона мате-

Риала втулки

m1

0,33

Коэффициент  Пуассона мате-

Риала вала

m2

0,3

Предел текучести материала втулки

sT1

20×107

Н/м2

Предел текучести материала вала

sT2

800×107

Н/м2

Шероховатость втулки

RzD

2,5

мкм

Шероховатость вала

Rzd

1,3

мкм


Наименьший расчет натяга определяется из условия обеспечения прочности соединения (неподвижности), из условия обеспечения служебного назначения соединения /1, с.333/.

Только при действии Т

                                                     (1)

только при действии Fа

                                                     (2)

При одновременном действии Fa и Т:

                                            (3)

По полученным значениям Р определяется необходимая величина наименьшего расчетного натяга

                                         (4)

где Е1, Е2 – модуль упругости материалов охватываемой (вала) и охватывающей (отверстия) деталей соответственно, в Н/м2;

 с1, с2 – коэффициенты Ляме, определяемые по формулам

                                                (5)

Определяется величина минимального допускаемого  натяга /1, с.335/

                                       (6)

где gш – поправка, учитывающая смятие неровностей контактных поверхностей деталей при образовании соединения,

                                     (7)

  gt – поправка, учитывающая различие рабочей температуры деталей t0 и td и температуры сборки tсб, различие коэффициентов линейного расширения материалов соединяемых деталей (aD и ad),

                                         (8)

Здесь DtD = tD - 20° - разность между рабочей температурой детали с отверстием и нормальной температурой;

           Dtd = td - 20° - разность между температурой вала и нормальной температурой;

          aD, adкоэффициенты линейного расширения материалов деталей с отверстием и вала.

   gц – поправка, учитывающая ослабление натяга под действием центробежных сил; для сплошного вала и одинаковых материалов соединяемых деталей

,                                               (9)

где   u - окружная скорость на наружной поверхности втулки, м/с;

   r - плотность материала, г/см3.

   gп – добавка, компенсирующая уменьшение натяга при повторных запрессовках; определяется опытным путем.

Определяем максимальное допускаемое удельное давление , при котором отсутствует пластическая деформация на контактных поверхностях деталей.

В качестве  берется наименьшее из двух значений Р1 или Р2:

,                                           (10)

,                                          (11)

где    и  - пределы текучести материалов охватываемой и охватывающей деталей, Н/м2;


Определяется величина наибольшего расчетного натяга

.                                        (12)

Определяется величина максимального допустимого натяга с учетом поправок

,                                         (13)

где gуд – коэффициент увеличения удельного давления у торцов охватывающей детали;

gt – поправка, учитывающая рабочую температуру, которую следует учитывать если натяг увеличится.

Выбирается посадка из таблиц системы допусков и посадок /1,с.153/.

Условия подбора посадки следующие:

– максимальный натяг  в подобранной посадке должен быть не больше , то есть

;                                                   (14)

– минимальный натяг  в подобранной посадке должен быть больше , то есть

.                                                    (15)

Расчитывается необходимое усилие при запрессовке собираемых деталей,

,                                                 (16)

где fn – коэффициент трения при запрессовке, fn=(1,15…1,2) f;

       Pmax – максимальное удельное давление при максимальном натяге , определяемое по формуле

.                                              (17)

По полученным данным (Приложение Б) чертим схему расположения полей допусков “отверстия” и “вала”.


Схема к расчету посадки с натягом показана на рисунке 1.


Рисунок 1 – Схема к расчету посадки с натягом


Расчет посадок с натягом выполнен на ЭВМ и результат расчета приведен в (приложении Б).

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать